Увольнение с работы хуже, чем развод с женой?
Markus-Winkler@unsplash.com
Согласно опросам, для трети россиян работа означает больше, чем семья, хотя не менее половины семей в стране тоже создаются благодаря связанным с работой знакомствам. Главный вопрос в том, способна ли корпоративная культура заменить в голове человека ценности выживания ценностями развития индивида, группы и общества.
Группа социологов ВЦИОМ в начале нулевых изучала отношения в коллективе крупного завода в Нижнем Новгороде, где не работало ни одного иностранца. И оказалось, что корпоративная культура в российской провинции мало чем отличается от наблюдавшейся в передовых индустриальных странах. На основе десятков интервью с рабочими социологи отметили: предложенные ими образы позволяют говорить не о простом сотрудничестве отдельных индивидов в коллективе или цеху, а об их включении в общность более высокого уровня сплочённости, о единстве в рамках целой корпорации.
Помимо функциональной характеристики, которая объединяет людей в коллектив, корпорация позволяет говорить о единстве на семейный манер. Это не значит, что все со всеми дружат, – часто как раз наоборот. Оказывается, корпоративная солидарность возможна и между врагами, делающими одно дело: «Я могу этого человека не знать и первый раз видеть, но вот скажет он мне, что с такого-то завода, и сразу как родной.
Во многих случаях корпоративная культура – это набор предохранителей. Иногда против профсоюзов, вымогающих у бизнеса деньги под угрозой забастовки. Иногда против чересчур социалистического законодательства, по которому наёмника нельзя ни уволить, ни заставить эффективно вкалывать. Иногда против слишком манерного индивидуализма сотрудников, которые даже не собираются напрягаться за довольно нехилые зарплаты, которые они считают чем-то само собой разумеющимся. Проблема в том, что если вдруг давление на работодателя исчезает, он сам превращается в цербера и сатрапа.
Корпоративную культуру в её сегодняшнем виде привили Западу японцы, совершившие своё «экономическое чудо» полвека назад. 70% сотрудников японских корпораций всю жизнь работают в одной фирме. Корпорации находили их в университетах и отечески опекали всё время учёбы. Молодому специалисту, подписавшему контракт, первые две недели не дают никакой работы – чтобы привык к людям, с которыми ему всю жизнь пахать и напиваться после работы (в стране, где алкоголизм строго осуждается, боссы, как правило, приветствуют выпивон во время сближающих корпоративных вечеринок). В итоге 82% японцев считают увольнение с работы более серьёзной трагедией, чем развод с женой.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».
Поделиться
Поделиться