Время Европы вышло
Европа оказалась в ситуации, которая хорошо известна любому российскому школьнику по басне Крылова «Стрекоза и муравей»: «Ты всё пела? это дело: так поди же, попляши!» Причём больше всего над этой ситуацией издеваются в США. Как пишут американские аналитики, у Евросоюза почти не осталось времени, чтобы защитить своё место в нашем жестоком мире. Точнее, время совсем вышло – чиновники ЕС практически отказались от попыток что-либо предпринимать для борьбы с постепенным экономическим упадком. Снижение роли Европы как глобального игрока становится неудержимым после десятилетий песен и плясок.
Европейский проект приближается к переломному моменту. Сочетание политического паралича, внешних угроз и экономического неблагополучия грозит положить конец непомерным амбициям немцев, французов и прочих итальянцев с испанцами. Президент Франции Эммануэль Макрон запутался с формированием собственного правительства, крупнейший автопроизводитель Германии Volkswagen впервые за всю историю закрывает заводы на родине, а американские технологические гиганты отворачиваются от европейского рынка из-за новых ограничений. Все эти события подтверждают неспособность ЕС действовать как сплочённый и динамичный экономический блок, подрывая его статус и снижая способность реагировать на широкий спектр угроз: от китайской промышленной политики до российского наступления на Украине или будущей антагонистичной администрации Дональда Трампа.
Как говорится, куда ни кинь – всюду клин. Основная проблема для европейцев заключается в том, что мир переживает драматические изменения, на которые Европа не в состоянии отреагировать. Конечно, проблемы есть везде. Китай борется со своим собственным экономическим замедлением, США движутся к потенциально разрушительным выборам, а Россия проводит СВО. Но все эти страны имеют системы, которые в значительной степени централизуют принятие решений и разными способами накачивают свои экономики. У ЕС ничего этого нет, что видят уже все в мире. Чем дольше будут сохраняться текущие тенденции, тем сильнее будет расти уязвимость Европы к потрясениям.
«Я действительно считаю, что мы в зоне риска, – заявил Макрон в начале этого месяца на заседании в Берлине. – В ближайшие два-три года, если мы будем следовать нашей классической повестке дня, мы выйдем с рынка. Я в этом не сомневаюсь». Любопытно, что сейчас президент Франции утверждает: потеря дешёвого российского топлива знаменует собой разрыв со старой моделью, которая позволяла процветать экспортно ориентированным экономикам Евросоюза. Спрашивается, о чём же думали европейские политики в 2022 г., когда сами разрывали отношения с Москвой и со смехом отказывались от российского газа? Впрочем, это риторический вопрос, так как, похоже, думать им было практически нечем.
На фоне обострения глобальной политической и экономической обстановки бывший президент Европейского центрального банка Марио Драги в сентябре 2024 г. изложил свой план возрождения блока. Он во всех подробностях обрисовал опасность упадка ЕС как экономической силы. Согласно его данным, относительный спад в Евросоюзе не прекращался на протяжении четверти века с момента заключения валютного союза. Анализ американских экономистов показывает, что экономика блока была бы примерно на 3, 3 трлн долларов больше, если бы европейские правительства пошли по другому пути. Но мозгов не хватило. Все в Европе были увлечены собственным раздутым величием.
Да и сейчас ситуация не сильно изменилась. Ключевые рекомендации Драги по использованию финансовой мощи ЕС с помощью большего количества совместных выпусков долга были отвергнуты немцами. В Берлине с подозрением отнеслись к объединению большего количества рисков с другими государствами-членами. Словом, доклад не был услышан, на него, как говорится, просто забили. Конечно, Драги не гений и тоже может ошибаться. Но сама ситуация прекрасно характеризует обстановку, в то время как Европа отстаёт от своих основных торговых партнёров – США и Китая, а с Россией просто разорвала экономические отношения.
Китайцы же уже покушаются на последнее – роскошные лимузины. Верхний сегмент авторынка единственный, где европейские автомобили всё ещё держатся в Китае. Но китайские компании начали производить свои. При этом рыночная доля немецких автопроизводителей в КНР в последнее время резко упала с 25 до 17%. За первые восемь месяцев года продажи ключевых брендов Volkswagen составили 1, 7 млн единиц, что является худшим показателем с тех пор, как Си Цзиньпин возглавил Поднебесную. Спад Евросоюза стал необратимым: «Всё прошло: с зимой холодной нужда, голод настаёт. Стрекоза уж не поёт».
Поделиться
Поделиться