Ветеран разведки Попов: спецслужбам России надо активнее использовать в СВО разведывательно-диверсионнные методы фронтовиков
Павел Анатольевич Судоплатов
Украинская военная разведка не брезгует применять диверсии и террор. Вспомним атаку беспилотников на Кремль, покушения на известных россиян, недавний второй подрыв Крымского моста. Почему наши спецслужбы не отвечают тем же? Об этом обозреватель «АН» беседует с ветераном российской разведки полковником в отставке Дмитрием ПОПОВЫМ.
Где взрывы поездов с оружием?
Дмитрий Макарович считает, что до сих пор наши спецслужбы не перешли до конца на военные рельсы и действуют в рамках строгих законов мирного времени. А ещё со времён Никиты Хрущёва им запрещены силовые действия за рубежом.
– Поэтому отравления полонием, «Новичком», взрывы военных заводов и арсеналов в Болгарии и Чехии, другие похождения мифических агентов Петрова и Боширова – это выдумки иностранной прессы, – заявляет старый разведчик.
Вот и сейчас раздуваемая польскими властями русофобия не может обойтись без кампании шпиономании. В рамках нынешней охоты на ведьм польские спецслужбы отмечают рост активности российской агентурной разведки.
ВПольше якобы раскрыли «российскую шпионскую сеть», планировавшую взрывы поездов с оружием для киевского режима, утверждает Gazeta Polska.
По данным газеты, с марта по июль этого года были задержаны 15 человек, им предъявили обвинения в «шпионаже в пользу российской разведки ГРУ». Подозреваемым грозит до 10 лет тюрьмы. В числе задержанных – граждане Белоруссии, России и Украины.
Задачи якобы поступали «удалённо прямо из Москвы», после их выполнения оплата производилась в криптовалютах.
Эта сеть якобы планировала устроить взрывы поездов с оружием и гумпомощью для Украины, отмечает издание. Проведённая операция – «самый большой успех» польского агентства внутренней безопасности. Об этом сообщил министр юстиции и генеральный прокурор Польши Збигнев Зёбро.
«Российские шпионы попадаются один за другим! Очередной успех следователей Генеральной прокуратуры и Агентства национальной безопасности. Был пойман шпион, действовавший под видом спортсмена», – написал Збигнев Зёбро в Twitter (соцсеть, заблокированная в РФ).
По словам чиновника, это уже 14‑й задержанный в Польше член раскрытой шпионской сети. Как сообщила пресс-служба министра-координатора спецслужб, «задержанный – гражданин России и профессиональный спортсмен хоккейного клуба первой лиги».
По данным генеральной прокуратуры, мужчина находился в Польше с октября 2021 г. и занимался шпионажем в нескольких польских воеводствах. «Собранные в ходе следствия материалы подтверждают его причастность и активное участие в выполнении порученных ему задач», – говорится в сообщении.
Сейчас задержанный хоккеист Максим Сергеев арестован на три месяца. Ему уже предъявили обвинения в участии в организованной преступной группе и в деятельности иностранной разведки против интересов Польши. Расследование ведёт Люблинское отделение Управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
«Это уже ни в какие ворота не лезет. Поляки со своей русофобией и страхом перед всем, что связано с Россией, все границы переходят. Обвинить спортсмена в шпионаже – до этого надо додуматься. Российское посольство и Министерство спорта окажут юридическую поддержку. Потому что мы своих не бросаем, граждан Российской Федерации. Мы возьмём под контроль эту ситуацию», – заявил депутат Госдумы Дмитрий Свищев.
– Конечно, и хоккеиста, и других наших арестованных граждан надо во что бы то ни стало вытаскивать из польских застенков, – говорит полковник Попов. – Тем более что все обвинения против них высосаны из пальца.
Дмитрий Макарович обратил внимание на явные нестыковки следствия: 15 российских шпионов обвиняют в работе на ГРУ – Главное разведывательное управление, но его в российском Генштабе давно нет. Есть просто ГУ – Главное управление. И самый важный вопрос для следствия: как много поездов пустили под откос обвиняемые? За какую криптовалюту? Где суммы прописью? Нет ответа. Потому что в польской контрразведке работают не профессионалы, а сказочники.
Круче агента 007
Впрочем, сами того не желая, поляки подкинули неплохую идею российской разведке, считает полковник Попов. Не пора ли развязать настоящую «рельсовую войну» на территории Украины и Польши? Ведь именно по железной дороге идёт основная часть оружия и боевой техники для бандеровских войск.
Во время Великой Отечественной войны этим с успехом занимались советские партизаны. Одним из руководителей «народных мстителей» был знаменитый разведчик-диверсант Павел Анатольевич Судоплатов.
Последний начальник внешней разведки КГБ СССР Леонид Шебаршин так говорил о нём: «Если бы в разведке могли жить легенды, Судоплатов непременно был бы героем одной из них». Недаром с ним связаны три счастливые семёрки.
Павел Судоплатов родился 7.07.1907 в украинском городе Мелитополе. Его отец был русским, а мать украинкой. Павел с юных лет имел исключительные способности к языкам. Благодаря этому попал во внешнюю разведку.
Ещё в 1933 г. Судоплатов, работая в Иностранном отделе ОГПУ, отвечал за оперативное наблюдение и борьбу с украинской националистической эмиграцией. В качестве нелегала ездил за рубеж – сначала в Финляндию, а затем и в Германию. Там он вошёл в «ближний круг» Евгения Коновальца, который возглавлял организацию украинских националистов (ОУН)*. В союзе с немцами оуновцы планировали захват нескольких областей Украины и образование независимого украинского государства под эгидой фашистской Германии.
Судоплатову удалось войти в доверие к Коновальцу и даже стать его «другом». Это помогло ему организовать покушение.
Взрывотехник Тимашков изготовил бомбу, закамуфлированную под коробку конфет с красивым украинским орнаментом. Во время встречи с Коновальцем разведчик вручил ему эту коробку, которая взорвалась через несколько минут после ухода Судоплатова из кафе. Чтобы у Коновальца не возникло идеи сразу же распечатать «взрывные» конфеты, Павел прихватил с собой ещё одну коробку со сладостями, её он сразу же открыл и протянул националисту. После непродолжительной беседы Судоплатов поспешил распрощаться – якобы торопился на корабль. Павлу удалось выбраться из города, добраться до Брюсселя, оттуда он перебрался в Париж, где залёг на дно в конспиративной квартире. Подробности этой операции стали известны только через много лет. Примечательно, что до распада СССР смерть главы украинского фашизма так и не была раскрыта и считалась результатом внутренней борьбы в ОУН*.
К слову, с лидером ОУН* у разведчика были личные счёты – в бою с людьми Коновальца погиб старший брат Павла Николай.
Высший пилотаж тайной войны
Павел Судоплатов проводил такие операции, которые и не снились киношному агенту 007 Джеймсу Бонду. Уже 5 июля 1941 г. в составе НКВД была создана особая группа для проведения разведывательно-диверсионных операций в тылу противника и для руководства партизанским движением. Начальником этой группы был назначен Судоплатов, его заместителем – Эйтингон.
Судоплатов стал руководителем 4‑го управления НКГБ, занимавшегося диверсиями и террором в тылу врага. Костяком особой группы стала знаменитая Отдельная мотострелковая бригада особого назначения, куда было зачислено около 800 лучших спортсменов страны: борцы, боксёры, стрелки и лыжники. Кроме того, в состав бригады включили боевиков Коминтерна. И наконец, Судоплатов добился освобождения из тюрем и лагерей сотен «волкодавов» НКВД, например, Якова Серебрянского, который в своё время учил Судоплатова тонкостям разведывательного дела.
Некоторых освобождённых разведчиков, не имеющих собственного жилья в Москве, Судоплатов поселил в своей квартире на улице Горького. Под его командованием действовало особое диверсионное соединение, в которое вошло более 25 тыс. человек. На базе, организованной на территории столичного стадиона «Динамо», их учили минному делу, приёмам ночной разведки, прыжкам с парашютом.
В итоге бойцов разделили на множество групп, среди которых были знаменитые партизанские отряды «Москва» и «Победители».
На счету разведчиков-диверсантов Судоплатова были операции «Рельсовая война», «Цитадель», «Концерт» и другие. Но самой захватывающей была операция «Монастырь», которая и поныне считается высшим пилотажем тайной войны. Немецкую разведку ввели в заблуждение, сообщив о существовании в Москве религиозно-монархической организации под названием «Престол». Задача была дезинформировать противника относительно намерений советского Генштаба. И она была блестяще выполнена. Размах дезинформации был таким, что в 1943 г. Черчилль с беспокойством сообщил Сталину, что, по его данным, в Генштабе Красной армии действует немецкий шпион. На самом деле агент Макс, которому шеф абвера адмирал Канарис всецело доверял и которым чрезвычайно гордился, был сотрудником особой группы Судоплатова.
Сам Судоплатов летом 1942 г., в разгар немецкого наступления, за 24 часа собрал группу альпинистов из ста пятидесяти человек и вылетел на Кавказ. Они приняли участие в обороне горных перевалов, а также в подрыве нефтяных цистерн, скважин и буровых вышек в районе Моздока, в результате чего нефть Северного Кавказа немцам не досталась. Когда альпинисты уходили в горы, Судоплатов находился в группе, прикрывающей отход.
В годы Великой Отечественной войны результаты судоплатовских диверсантов были оглушительными: им удалось ликвидировать 150 тыс. фашистов, среди которых было более 80 высокопоставленных сотрудников вермахта, уничтожить полторы тысячи вражеских эшелонов и более 700e_SNbSкилометров кабеля связи противника.
И после войны Павел Судоплатов успешно руководил борьбой с бандеровцами. Например, 5 марта 1950 г. он осуществил операцию по поимке генерала-хорунжего УПА* Романа Шухевича. Правда, живым того взять не удалось. В ходе перестрелки Шухевич был убит.
По мнению полковника Попова, опыт тайной войны Павла Судоплатова бесценен. Нашим спецслужбам надо снимать мирные «белые перчатки» и активнее использовать разведывательно-диверсионные методы фронтовиков в нынешней СВО на Украине.