В России узаконили «наставничество»
Фото АГН «Москва» / А. Авилов
1 марта 2025 года вступят в силу поправки в Трудовой кодекс, которые закрепляют в трудовом законодательстве понятие «наставничество». По факту система обучения новичков опытными сотрудниками, берущая своё начало ещё с советских времён, сегодня действует в сотнях, если не тысячах российских организаций. Однако закрепление этого понятия на законодательном уровне в современной России произошло впервые.
Вопрос о необходимости развивать наставничество в трудовой сфере был поднят президентом РФ В. Путиным на одном из совещаний в феврале 2024 года. Был дан ряд поручений, о выполнении которых Правительство РФ должно было отчитаться уже в июне. В частности, президент говорил о необходимости разработать концепцию развития наставничества на период до 2030 года, предложить способы привлечения наставников из числа тех, кто имеет определённые достижения на общероссийском уровне (в том числе из числа участников специальной военной операции). Также именно на этом совещании впервые прозвучало предложение провести конкурс «Наставник года». К слову, именно это поручение было выполнено оперативнее всего. Конкурс действительно состоялся, и в нём, по данным организаторов, приняли участие аж 24 тыс. человек. Награждение состоялось в конце 2024 года в Москве, где получили награды 50 победителей из 44 российских регионов.
Но, разумеется, наибольшее внимание на упомянутом совещании привлекли не сообщения о конкурсе. На нём, помимо прочего, Путин поручил «представить предложения о внесении в трудовое законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих возможность материального стимулирования работников в связи с осуществлением наставничества». Именно этот тезис, судя по всему, и вызвал к жизни инициативы Госдумы по закреплению понятия «наставничество» в Трудовом кодексе. К концу 2024 года, в ноябре, поправки были разработаны и приняты и весной этого года – буквально через полтора месяца – начнут действовать.
Отметим, что новая статья Трудового кодекса не замыкается на материальном стимулировании наставников. В ней помимо этого даётся определение наставничества, под которым отныне понимается «выполнение работником на основании его письменного согласия по поручению работодателя работы по оказанию другому работнику помощи в овладении навыками работы на производстве и (или) рабочем месте по полученной (получаемой) другим работником профессии (специальности)». Далее указывается, что содержание, сроки и форма выполнения «наставнической» работы прописываются в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему. Также подчёркивается, что работник имеет право досрочно отказаться от осуществления им наставничества, а работодатель – досрочно отменить поручение об осуществлении наставничества, предупредив об этом работника не менее чем за три рабочих дня.
Что же касается непосредственного материального стимулирования, то здесь, к огромному сожалению, законодатели будто нарочно попытались уйти от какой-либо конкретики и ловко избежали трактовок, которые сделали бы выплаты за наставничество обязательными. В частности, в новой статье ТК говорится, что выплаты за наставничество могут устанавливаться (обратим внимание: не устанавливаются, а именно МОГУТ устанавливаться! – Прим. авт.) либо нормативно-правовыми актами государственных органов разного уровня (если речь идёт о бюджетниках), либо коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами для работников иных организаций. Далее (если всё же работодатель соблаговолил установить эти выплаты) Трудовой кодекс гласит, что размеры и условия осуществления (уже без всяких «могут») выплат за наставничество работнику устанавливаются трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда с учётом содержания и (или) объёма работы по наставничеству. При этом, как подчёркивается в документе, «указанные размеры и условия осуществления выплат за наставничество должны быть не хуже, чем размеры и условия осуществления выплат за наставничество, установленные нормативными правовыми актами, соглашениями в соответствующей сфере».
Как видим, благое начинание российские чиновники словно пытаются в очередной раз утопить в правовой казуистике. В частности, от необходимости закрепить обязательность материального стимулирования наставников (а именно об этом, судя по всему, и говорил президент РФ, озвучивая свои поручения) наши законодатели благополучно отпетляли. Не исключено, что с подачи могущественных лоббистов из сферы промышленности, которым, безусловно, нужны новые обученные кадры, но абсолютно не нужны новые расходы. И эта формулировка прекрасно отражает именно их интересы – ибо расплывчатое «могут устанавливать» невольно вызывает желание закончить фразу: «…а могут и не устанавливать». И нет сомнений, что с удовольствием этим воспользуются – в том числе и потому, что никаких санкций за неоплату труда наставников новые поправки не подразумевают. На самом деле ответственные работодатели, которые понимают важность работы наставников и в принципе уважают своих сотрудников, такие доплаты установили давным-давно, без всяких указаний сверху. И мягкое «могут» вряд ли сподвигнет на это работодателей, которые не ввели такое стимулирование до сих пор. И введут ли – большой вопрос.
Поделиться
Поделиться