В Германии решили освобождать россиян от автомобилей и туалетной бумаги
В июле этого года в Германии было конфисковано с десяток автомобилей с российскими номерами. 8 сентября Еврокомиссия (ЕК) опубликовала разъяснения (FAQ – ответы на вопросы) этих действий, но получилось не очень, так как, по словам еврочиновников, выходило, что по букве закона изъятию подлежат не только личные авто, но и личные вещи российских граждан.
Вплоть до сентябрьской интерпретации ЕК своего санкционного законодательства считалось, что немецкий прецедент стал возможен только из-за специфического прочтения таможней Германии санкционных правил, введённых ещё в 2014 (!) году (Приложение XXI к Регламенту 833/2014). Дело в том, что import и export в немецкой версии написан как einfhren и ausfhren, что означает не только «импортировать» и «экспортировать», но и «ввозить» и «вывозить». И тогда же в июле одному пострадавшему через прокуратуру и суд удалось вернуть изъятое авто, а несколько разбирательств ещё идут. Например, судья города Любек, рассматривающий несколько таких дел, признал аресты автомобилей незаконными, так как не видит в частной поездке на авто состава преступления, который регулируется статьёй 3i Регламента «Ввоз и вывоз товаров, которые приносят России существенную прибыль». Но эти решения ещё не утвердила прокуратура.
Внятного ответа, что вдруг случилось летом 2023 г. с немецкой таможней, нет до сих пор. Как мы уже говорили, 8 сентября ЕК решила категорически поддержать таможню Германии и напомнила, что кроме автомобилей в этом санкционном списке около 300 позиций, которые могут быть расценены как нелегальный импорт и изъяты: смартфоны, фотокамеры и ноутбуки, чемоданы, одежда, изделия из кожи и меха, полудрагоценные и драгоценные камни, косметика и парфюмерия. Особенно позабавило наличие в перечне шампуня, зубной пасты и… туалетной бумаги (код 4803 документа ЕС: «бумажные туалетные салфетки или салфетки для лица, полотенца, салфетки и другие виды бумаги бытового или санитарного назначения»).
Но это разъяснение продержалось недолго, так как вызвало шквал недоумения даже среди евродепутатов. Уже 12 сентября представителю ЕК Балашу Уйвари пришлось пояснять на пресс-конференции в Брюсселе: «Если вы гражданин России и пересекаете границу в одежде, которая подлежит запрету, то вряд ли она будет конфисковываться». ЕК отредактировала FAQ, и теперь вместо категоричного запрета «импорта» всех товаров из приложения к регламенту еврочиновники рекомендуют, что «в отношении товаров, которые вызывают незначительные опасения по поводу обхода санкций, таких как предметы личной гигиены или одежда, которые путешественники носят или везут в багаже явно для личного пользования, национальные компетентные органы должны продолжать применять запрет соразмерным и разумным образом».
Ложечки вроде нашлись, но осадочек остался.
Купи козу – продай козу
В итоге создаётся устойчивое впечатление, что ситуация напоминает известный анекдот про козу, которую ребе посоветовал купить еврею и поселить её в своей комнате в коммуналке вместе с женой и 10 детьми. Вот и российский турист эту неделю прожил в коммуналке с воображаемой козой, представляя обыски с элементами стриптиза в красном таможенном коридоре на границе со странами ЕС. И по идее – после последней редакции FAQ ЕК должен вздохнуть с облегчением. Но вот ведь беда – все эти проблемы с автомобилями на таможне к чистому туризму (не путать с релокантами-путешественниками) почти не имеют никакого отношения, потому что по туристической визе по суше на авто и так уже более года из РФ в ЕС никак и никуда не въехать. Таможня Германии своими июльскими действиями спровоцировала пограничные с РФ страны ЕС поставить крест на последних рудиментах автотуризма, вернее, релокации на авто. Что Прибалтика, Финляндия и Польша с нескрываемой радостью и сделали.
Что же касается личных вещей – «АН-Туризм» и раньше не рекомендовал использовать вышеперечисленные страны для въезда в ЕС, теперь к ним надо добавить ещё и ФРГ, так как немецкая таможня уже подтвердила, что «никакого общего исключения, связанного с личным использованием их (санкционных товаров. – Прим. «АН») въезжающими лицами из России, не предусмотрено».
Из остальных стран пока успела определиться только Испания. Государственное агентство налоговой службы Испании пояснило, что действие Регламента №833/2014, который запрещает ввоз из РФ в ЕС ряда товаров, не распространяется на граждан РФ, приехавших в ЕС из другой страны внутри или за пределами Евросоюза, также они должны не подпадать под санкции. Есть, конечно, ещё заявление главы ассоциации итальянских предпринимателей в РФ (GIM Unimpresa) Витторио Торрембини, который считает последние две редакции FAQ ЕК (от 8 и 12 сентября) «провокацией» и уверен, что итальянские таможенники не будут конфисковывать въезжающие в страну российские автомобили и личные вещи граждан РФ. Но это мнение не государства, а общественного деятеля. Тенденция понятна, стратегически позиции разных стран к туристам из России не претерпели изменений – кто нас не пропускал, тот теперь ещё больше не пропускает, кто без проблем пропускал – так же пропускает. Ведь этот пресловутый регламент каждая страна трактует по-своему, а ЕК даёт лишь общие рекомендации.
Авиаломание
Учитывая, что известие об удачной посадке ещё одного лайнера «Уральских авиалиний» на очередное – уже пшеничное поле (в 2019 г. самолёт этой же авиакомпании приземлился на кукурузном поле) было встречено аплодисментами на сессии Восточного экономического форума во Владивостоке, где в это время находилось руководство страны, надо полагать, что серьёзных санкций в отношении авиакомпании не последует, по крайней мере до окончания расследования происшествия.
Напомним, 11 сентября Airbus-A320 следовал рейсом U6-1383 из Сочи в Омск, но при заходе на посадку у самолёта отказала гидросистема, что грозило выкатыванием лайнера за пределы посадочной полосы. Экипажем было принято решение лететь в Новосибирск на запасной аэродром с более длинной посадочной полосой, но топлива не хватило, и самолёт приземлился в сельской местности в 185 километрах от аэропорта Толмачёво. На борту лайнера находился 161 человек, в том числе 23 ребёнка. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал. При посадке 2019 г. 74 человека получили травмы, но на второй день после аварии экипаж воздушного судна был представлен к государственным наградам, а всем пассажирам авиакомпания предложила по 100 тыс. рублей компенсации.
Такую же сумму обещают и сейчас. Для получения компенсации надо оформить заявление на сайте авиакомпании.
Ещё одно происшествие произошло с египетской авиакомпанией Red Sea Airlines, выполняющей чартерную программу в Шарм-эш-Шейх в интересах туроператора (ТО) «Интурист». У авиакомпании вышел из строя один из двух имеющихся во флоте бортов, полётная программа полетела к чертям, и египтяне объявили о приостановке полётов в Россию. Застрявших в Египте туристов подписалась вывезти авиакомпании Azur Air, она же в итоге и будет работать на маршруте в дальнейшем. Максимальная задержка в чартерных рейсах составила два дня, пострадало около 500 туристов.
Тренды
Консалтинговое бюро Atlas провело исследование среди 70 отечественных и иностранных загородных отелей в люксовой категории в Московской, Ярославской, Владимирской и Тверской областях. По мнению аналитиков, 57% из рассмотренных пятизвёздочных отелей концептуально устарели и отстали от трендов международной туристической отрасли на 5–10 лет.
А результаты исследования, о котором рассказала на выставке «Отдых/Leisure» исполнительный директор аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова, очень тревожны для туроператоров и турагентств. Согласно ему, 86% россиян самостоятельно организуют свой отдых и лишь 14% пользуются услугами турагентств. Чуть больше – 20% – обращаются в турагентства в городах-миллионниках. Из 86% самостоятельных путешественников 66% сами справились с бронированием, а ещё 20% понадобилась помощь или советы знакомых. «Уход с российского рынка различных сервисов бронирования никак не сказался на желании россиян самостоятельно и проактивно организовывать своё путешествие. Услугами туроператоров и турагентств пользовалась небольшая часть россиян. Чаще к ним обращаются молодые люди от 18 до 24 лет. Возможно, им не хватает жизненного опыта, чтобы организовать свой отдых», – отметила эксперт.
По мнению «АН-Туризма», у исследования НАФИ довольно-таки неожиданные результаты, но хотелось бы их подкрепления или опровержения ещё парочкой релевантных исследований.
Приглашение к партнёрству – t.me/snn1964