Твоя-моя понимай не могу - Новости Городов
История

Твоя-моя понимай не могу

Вполне возможно, что именно такой наивной, но искренней фразой уцелевшие во время восстания 1933 года ханты-оленеводы Крайнего Севера пытались объяснить чекистам НКВД причины своего бунта.

Их внимательно выслушали. Показания запротоколировали. Отдали под суд. Приговорили. Расстреляли. Традиция, одним словом…

Шибко новая власть, однако…

Революция 1917 года своим стремительным катком прошлась без разбора по всему, что хоть как-то было связано со словом «царизм». Конечно, первое место в том зловещем списке занимала религия — главная идеология того времени! «Опиум для народа» необходимо было срочно нейтрализовать новыми идеями, где главной был призыв: «Отречёмся от старого мира, отряхнём его прах с наших ног!»

Но если «отречься» можно было и на словах, то «отряхиваться» нужно было лишь показательно. В ход пошли массовые уничтожения церквей, взрывы храмов, закрытие монастырей: и громко, и поучительно!

Впрочем, вскоре власти поняли, что с главным противником новой идеологии, то есть той самой верой в сверхъестественное, так не справиться. И если в сёлах и деревнях Центральной России под дулом чекистского нагана ещё можно было заставить прихожан вместо «Отче наш» распевать «Мы наш, мы новый мир построим», то в глубинах огромной России, особенно в её далёких, почти первобытных заполярных окраинах, такие методы духовного перевоспитания могли, конечно, привести к весьма фатальным последствиям. Что и произошло в отдельно взятом северном Остяко-Вогульском народном округе, где массово проживали ханты-оленеводы, которым были одинаково чужды слова «революция», «коммунизм» и, самое ужасное, — «товарищ Ленин»!

Впрочем, даже не подозревая о глобальных целях свершившихся в Питере событий, ханты, тем не менее, всегда жили по незабвённым мирским правилам: «человек человеку — брат и друг», без чего на Крайнем Севере выжить просто невозможно по определению. И именно эти их вековые правила новая власть зачем-то решила сломать…

«…Мы пойдём к нашим страждущим братьям…»

Эта строка из наспех написанной «Советской Марсельезы» стала гимном нового похода на старую религию. И хотя «братья-ханты», число которых в те годы не превышало и трёх тысяч, себя никак «страждущими» не считали (уверен, они и слова-то такого не знали — авт.), жили тихо и мирно, ловили рыбу, били зверя, сдавали заготовителям пушнину, в их чумы и яранги всё же ступили суровые люди в кожанках…

Задача пришельцев была проста, как щелчок курка от нагана: заставить хантов верить не в местных идолов, духов или в грохот шаманского бубна, а лишь в идеи грядущего коммунизма!

Сначала в местном стойбище Кызым была срочно создана «Кызымская культбаза», где, по идее инициаторов, и должно было происходить полное идеологическое перерождение местных жителей. А для того, чтобы идеологические реформы приживались быстрее, хантам было «предложено» добровольно создавать т.н. «коллективные хозяйства», т.е. те самые колхозы. М-да…

Для оленеводов, которые в бескрайней тундре постоянно кочевали с пастбища к пастбищу со своими многочисленными стадами оленей в десятки тысяч голов, такая идея совсем не понравилась. Особенно после того, как в дополнение к «общим хозяйствам» им было объявлено, что отныне каждая семья оленеводов должна будет добровольно (т.е. — даром — авт.) сдавать ежегодно государству по 500 оленей! При этом люди в кожанках предупредили, что и прежний оброк в виде пушнины, ягод, грибов и т.д. тоже отменён не будет. Ханты, которые веками выживали в условиях вечной мерзлоты лишь благодаря всему перечисленному, сначала забеспокоились. Потом задумались. А затем традиционно пошли за советом к своим шаманам. Так, пока тихо, стал развиваться конфликт, приведший впоследствии к тяжким и кровавым событиям.

Богу — богово. Шаманам — шаманово?

Ко всем материальным требованиям (олени, пушнина и т.д.) оленеводам было «предложено» в обязательном порядке отдавать своих детей в удалённые от стойбищ школы-интернаты. С позиции дня сегодняшнего идея вроде здравая: дети будут жить в тепле, обеспечены питанием и, самое главное, — обучаться грамоте! Но…

Кто тогда будет помогать взрослым следить за стадами, оберегать оленей от вечно голодных полярных волков, добывать зверя, собирать грибы и ягоды, чтобы сдавать их потом государству? Ведь просрочка со сдачей необходимого планового сбора легко может быть приравнена к саботажу, а в 30-е годы это было очевидной и самой короткой дорогой на эшафот, что местным жителям уже, увы, было хорошо известно…

Представители властей вместо того, чтобы более доходчиво и без кондовой агитации объяснить населению всю суть грядущих перемен, решили действовать по-революционному прямолинейно и решительно: «Не можешь? Научим. Не хочешь? Заставим!» Этим-то и воспользовались местные шаманы, призвав свою безграмотную «паству»… элементарно не подчиняться новым требованиям!

Призыв «так велят духи предков» упал на подготовленную почву: оказывается, идея противиться новой власти у хантов уже зрела давно, нужен был лишь повод — и вот он нашёлся…

Возглавить стихийное сопротивление согласился не рядовой неграмотный охотник или оленевод, а по всем параметрам того времени якобы человек проверенный: бывший председатель Казымского райсовета некто Иван Ерныхов, который сразу призвал земляков… взяться за оружие и начать активно защищать и своих оленей, и жён, и яранги от т.н. коллективизации!

Желающие нашлись быстро, и уже к концу дня под командованием Ерныхова было собрано более 150 и идейно, и натурально вооружённых оленеводов, с которыми тут же провели обряд ритуального камлания местные «идеологи» — шаманы. Убедившись в верности единомышленников, Ерныхов призвал их разойтись по стойбищам и ждать удобного момента для будущего организованного выступления.

На наивный вопрос повстанцев — «Когда?» — экс-председатель туманно ответил: «…Когда велят духи предков!» Шаманы этот ответ одобрительно поддержали грохотом ритуальных бубнов. Все разошлись и стали ждать «голоса предков».

И разверзлись небеса…

Предки «подали» голос аж через несколько лет: аккурат в 1933 году. Именно тогда экс-председатель первого советского органа в Казымском районе далёкого Остяко-Вогульского народного округа экстренно собрал уставших от неведомого ожидания хантов-боевиков на экстренное собрание.

— Братья, — обратился Ерныхов к собравшимся, — шаманы говорили с духами, и те велели срочно вместе с оленями, домочадцами и оружием уходить к священному озеру Нумто — единственному месту, где мы спасёмся от большевистского ига! Заодно спасём и своих оленей, которых они собираются даром забирать с наших пастбищ!

Эту часть речи Ерныхова шаманы поддержали особо громким боем своих бубнов, прекрасно понимая, что неграмотные соплеменники поверят им безоговорочно. И те поверили…

Не отставать и не растягиваться!

Вскоре караваны гружёных оленей под крики каюров двинулись к берегам священного для всех хантов озера Нумто, где было строжайше запрещено охотиться, собирать ягоды и даже… ловить рыбу!

Это место, как показало дальнейшее расследование, было выбрано далеко не случайно: фанатично уважающие всю местную мистику, ханты истово верили в то, что лишь на священных берегах они все окажутся под защитой богов, духов, идолов и, конечно, — местных шаманов, которые непрерывно в своих заклинаниях обещали им всё перечисленное.

Забегая вперёд, скажем, что в той ситуации все сначала просто участники без малого мгновенно стали «соучастниками»: чекисты — потому что уверовали лишь в силу «революционного слова». Шаманы — потому что верили лишь в силу «голоса предков». Простые неграмотные оленеводы — потому что… верили и тем, и другим. Но…

Понимая напряжённость обстановки, люди в кожанках, тем не менее, попытались разрядить её самым нелепым образом: они арестовали(!) главного местного духовного лидера — шамана, наивно полагая, что это образумит всех остальных. Конечно, ошиблись…

Второй фатальной ошибкой стало решение местной партийной ячейки создать на священном озере… рыболовецкую бригаду, которой, в нарушение всех устоев и национальных верований, было разрешено… ловить в Нумто священную рыбу! Традиционно миролюбивые ханты взбунтовались…

Руки прочь от наших обычаев?

Несколько уже сотен разъярённых оленеводов с оружием и без вышли к идейным представителям власти. Впереди шли шаманы, тоже верные своим вековым обычаям. И те, и другие были по-своему убеждены в собственной правоте. Ошиблись, конечно, и те, и другие.

Вместо того чтобы начать мирные переговоры, местные представители Кызымской культбазы стали… пугать оленеводов макетами настоящих боевых гранат, обещать им бомбовую атаку аэропланов со звёздами на крыльях, ну и традиционные аресты и расстрелы… Ошибкой стало и то, что в переговорах со стороны властей участвовала и женщина — некая представительница обкома ВКП(б), посмевшая в нарушение запретов ступить на священный берег!

Переговоры, толком и не успевшие начаться, превратились в открытый бунт. Сначала разъярённые ханты связали всех представителей власти. Один из шаманов — Яков Малданов — удалился в молельный чум для того, чтобы спросить духов — что дальше делать с арестованными? Через пару часов он вышел с небесным ответом: «Духи велели их казнить!»

Перечить высшему повелению ханты не могли. Всех пленных привязали к оленям, которых каюры сразу погнали в разные стороны. Финал был очевиден: все погибли мучительной смертью! Это уже был не просто акт неповиновения, а самый беспощадный террор в форме самосуда! По сути — контрреволюция… Увидев содеянное, исполнители осознали, что отныне им от властей ждать пощады не стоит, и стихийно бросились прятаться в бескрайней тундре. Конечно, их очень скоро отыскали.

Встать, суд идёт!

Ответ властей был не менее ужасен, чем и недавняя казнь переговорщиков. Отряд вооружённых чекистов с собаками и под прикрытием настоящих аэропланов быстро окружил новое стойбище бежавших. И с воздуха, и на земле их начали беспощадно расстреливать, не щадя никого: «око за око!»

Уцелевших и поднявших руки сразу арестовывали. Под скорый пролетарский суд пошли 48 участников бунта. Более половины из них были… шаманами. Расстреляли 11 человек, остальных отправили на каторгу. В этот раз никому из осуждённых духи предков на помощь не пришли.

P.S.

Так за что боролись?

Этот вопрос и в наши дни звучит актуально. Особенно в сравнении с тем, что происходит сегодня на Украине. Там тоже простой люд, одурманенный местными бандеровскими шаманами, обречённо пытается биться за призрачное «светлое будущее». Тоже закрываются монастыри. Грабятся церкви. Рушатся вековые православные устои. Взамен — дикая, дремучая русофобия. Мрак. Насилие. Уже внутриукраинская ненависть друг к другу и… такое же ощущение неизбежного краха!

А ведь украинцам можно было всего этого избежать и жить по-соседски мирно. Выпивать горилку. Закусывать её ароматным салом. Ловить рыбу в любимом Днепре. Просто не нужно было по-собачьи преданно слушать «голоса заокеанских духов» и слепо исполнять их призывы. Всего-то…

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»