Топливный кризис — это уже не просто угроза, а вполне реальная перспектива?
Несмотря на все усилия «центра», цены на бензин продолжают ползти вверх, как сорняк после дождя. Биржевые котировки в августе били рекорды один за другим: АИ-92 взлетел выше 72 тысяч за тонну, АИ-95 — за 82 тысячи. Правительство, конечно, снова перекрыло экспорт бензина, но эффект уже не тот, что в прошлом году — «скорая помощь» запаздывает.
И вот, как гром среди ясного неба, сразу в нескольких регионах страны запахло топливным дефицитом. Особенно остро это почувствовал Крым, где сам глава республики, Сергей Аксенов, признал перебои с поставками АИ-95, списав все на логистические трудности. В Севастополе на сетевых заправках «девяносто пятого» днем с огнем не сыщешь уже целую неделю, а в Алуште его отпускают, словно деликатес, — только по талонам. Местные власти кивают на Керченский пролив, через который топливо еле-еле просачивается в сезон пиковой нагрузки.
В некоторых областях Центральной России тоже отмечаются локальные перебои с поставками. Независимые АЗС, не связанные контрактами с крупными нефтяными компаниями, первыми ощутили дефицит и вынуждены поднимать цены, чтобы хоть как-то выжить. Это создает дополнительное давление на рынок и вызывает недовольство среди водителей, привыкших к более стабильным ценам на сетевых заправках.
На Дальнем Востоке тоже не до смеха. В Приморье бензин улетает, как горячие пирожки, и очереди на заправках растут, словно грибы после дождя. В Забайкалье и вовсе прикрутили краник с АИ-95, сославшись на задержки поставок с заводов и перегруженность железной дороги. Люди жалуются на закрытые заправки и пробки на трассе Хабаровск — Владивосток.
Эксперты в один голос твердят: без увеличения запасов топлива и развития сети хранилищ эта «бензиновая чехарда» будет повторяться снова и снова. Предлагают повысить обязательные продажи на бирже, оставить экспорт под замком, усилить контроль за ценами и даже наладить импорт из братской Беларуси. Власти обещают, что все наладится к концу сентября, когда схлынет сезонный спрос и завершатся ремонты на заводах. Но уже сейчас понятно, что цены на бензин в рознице обгонят инфляцию, а кошельки потребителей и бизнеса станут заметно легче. Риск повторения дефицита на юге и Дальнем Востоке остается, и проблема из сезонной превращается в настоящую головную боль для федеральных властей.
Понятно, что проблема носит комплексный характер. Тут и логистические сложности, особенно в период повышенного спроса, и недостаточно развитая инфраструктура хранения, и ремонты на НПЗ, которые всегда вносят сумятицу. Но главная причина, на мой взгляд, — это отсутствие долгосрочной стратегии развития топливного рынка.
Топливный кризис — это уже не просто угроза, а вполне реальная перспектива? Думается, что если не принять срочные и эффективные меры, то «бензиновая лихорадка» может серьезно ударить по всей экономике страны. А что в итоге? В итоге пострадают обычные люди и бизнес. Неужели нас ждет возвращение в лихие 90-е, когда за бензином стояли в очередях с канистрами? Конечно, до этого не дойдет, но ситуация определенно требует внимания и быстрых решений.
Поделиться
Поделиться