Театр начинается с задержки: построенное по поручению Президента страны здание Балтийской школы искусств остаётся пустым из-за бюрократических споров

Здание Балтийской высшей школы музыкального и театрального искусства построено по уникальному архитектурному проекту.
В холле нового здания Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства на острове Октябрьский в Калининграде затянутый в плёнку рояль, а в зале учебного театра — зачехлённые флаги. О вводе нового здания школы в эксплуатацию с 1 сентября 2025 года Президенту страны Владимиру Путину, по инициативе которого возводится культурно-образовательный кластер в Калининграде, ещё в начале лета доложили заместитель председателя Правительства Марат Хуснуллин и губернатор региона Алексей Беспрозванных. Но событие, которого ждала творческая молодёжь региона с 2019 года, когда началось строительство этого уникального сооружения из картеновской стали, так и не состоялось.
Нашему корреспонденту удалось попасть внутрь новой школы, которая действительно впечатляет. Первый эффект производят, казалось бы, мелочи — таблички аудиторий изготовлены из такой же картеновской стали, что и фасад здания. Эти нюансы свидетельствуют о том, что проект продуман его авторами максимально детально, а строители воплотили его в жизнь в точном соответствии с документацией.
Главное же — здесь возведены уникальные трансформируемые помещения, мастерские, оснащённые всем необходимым для творчества: от театральных декораций и художественных мольбертов до швейного оборудования для изготовления костюмов и манекенов для париков. В звуковых студиях и видеоаппаратных установлена самая передовая техника… Всё это подключено, настроено, но, как и рояль в холле, укрыто плёнками и безмолвствует. Есть всё. Нет только студентов и преподавателей.

Кабинеты нового здания школы искусств оснащены самым современным оборудованием.
Директор регионального филиала Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) Юлия Алейникова и проректор по строительству Сергей Дмитриев не подписывают у строителей акты приёмки-передачи здания. Подавляющее большинство недочётов малозначимы и могли бы быть устранены в рабочем порядке в рамках гарантийных обязательств уже в ходе работы школы, но руководителями РГИСИ представляются как «критичные замечания», не позволяющие ввести объект в плановую эксплуатацию.

Директор филиала РГИСИ в Калининграде Юлия Алейникова лично контролировала ход строительства здания новой школы искусств.
Фото с сайта компании «Стройтрансгаз».
Калининград — город сугробов?
«Оборудование смонтировано без нарушений, согласно руководству по эксплуатации», — говорится в письме завода «СВОК» подрядчику строительства. Речь идёт о вентиляционных установках циклопического размера, установленных на крыше здания школы. Оно заказано и изготовлено на предприятии, занимающем ведущие позиции в России в производстве и поставках вентиляционных систем.
Представители завода-изготовителя вентиляционного оборудования побывали в новом здании школы и остались довольны работой строительного подрядчика. Но у специалистов РГИСИ почему-то другое мнение, не совпадающее с оценкой производителя вентиляционных установок, и они отказываются принять их в эксплуатацию. В частности, проректор по строительству Сергей Дмитриев ссылается на отсутствие технологической карты уборки снега по периметру вентиляционных установок на кровле здания. Ознакомившись с паспортом оборудования, они обнаружили рекомендации завода-изготовителя размещать установки на высоте минимум 500 мм от уровня кровли, в то время как фактическая высота составила 300–350 мм. Специалисты РГИСИ сочли рекомендацию обязательной к исполнению, поскольку, по их мнению, осадки в виде снега с последующим образованием сугробов по периметру установки могут привести к коррозии корпуса с последующим выходом оборудования из строя. Помимо того, что в Калининграде снежный покров редко превышает 100 мм, нужно обратить внимание на то, что вентиляционные установки — изначально наружного исполнения, изготовлены из нержавеющей оцинкованной стали и могут работать в температурном диапазоне от –40 до +70 градусов. Подрядчик смонтировал оборудование в соответствии с рабочей документацией на специально изготовленные монолитные фундаменты. Причём это было сделано задолго до начала передачи объекта в эксплуатацию. Специалисты РГИСИ неоднократно участвовали в осмотре установленного вентиляционного оборудования, но свои замечания почему-то высказали только тогда, когда здание было построено. В РГИСИ потребовали увеличить высотную отметку оборудования, что фактически нереализуемо, поскольку предполагает переобвязку установок воздуховодами и кабелями — как силовыми, так и систем управления.

Завод-изготовитель вентиляционного оборудования признал его установку подрядчиком соответствующую всем строительным нормативам.
Точку в этом споре, казалось бы, должен был поставить ответ завода-изготовителя оборудования «СВОК»: «Согласно руководству по эксплуатации, установки „крышного“ исполнения монтируются на раме высотой не менее 500 мм от поверхности земли (кровли) для учёта высоты снежного покрова, так как воздухозабор установки выполнен снизу. Но данное требование распространяется только на обеспечение высоты воздухозабора установки от уровня земли (кровли); сама установка может быть смонтирована на любой высоте, главное — обеспечить ровное основание».
«Обращаем ваше внимание, что представитель завода осматривал смонтированное оборудование на данном объекте. Оборудование смонтировано без нарушений, согласно руководству по эксплуатации», — констатирует генеральный директор ООО «СВОК» Алексей Алексеев.
Более того, работоспособность всех систем документально подтвердили и представители самого РГИСИ, которые ранее подписали акты о завершении пуско-наладочных работ. Но по указанию своего руководства теперь они отказываются подписывать акты приёма-передачи.
Туалет без… солнца
Ещё одной «критичной» причиной для директора РГИСИ Юлии Алейниковой, не позволяющей, по её мнению, принять объект в эксплуатацию, стало «отсутствие естественного освещения в туалетных комнатах». Казалось бы, это замечание заведомо абсурдно, поскольку в огромном пятиэтажном сооружении, согласно проекту, санитарные помещения находятся в том числе и в глубине здания, куда обеспечить доступ дневного света физически невозможно. На это требование имеется официальный ответ, подписанный руководителем Роспотребнадзора РФ Анной Поповой, в котором, в частности, говорится: «Исходя из особенностей обучения и уникальности вышеуказанных объектов, не имеющих аналогов, с учётом применения компенсирующих мероприятий, в части отсутствия естественного освещения в туалетных помещениях, эксплуатация туалетных помещений в соответствии с ранее выполненными проектными решениями не противоречит действующему законодательству».
Школе не хватает «цифрового призрака»
Но РГИСИ не прекращает своего, мягко говоря, странного сопротивления переезду в новое современное здание. На этой неделе Юлия Алейникова прислала подрядчику строительства новую претензию. На этот раз она озаботилась отсутствием мультидисциплинарной информационной модели (BIM-модели). Речь идёт о цифровой информационной модели объекта, которая объединяет архитектурные, конструктивные и инженерные данные. Проще говоря, BIM (Building Information Model) — это «цифровой двойник» будущего или уже существующего здания, его 3D-модель. Как может помешать отсутствие этого элемента, о котором упоминается лишь в пояснительной записке к проектной документации, вводу уже построенного современного здания в эксплуатацию? — недоумевают строители.
«Радиатор испачкан краской»
Хотя студентов в здании школы нет, на всех его этажах присутствуют технические работники, которые обеспечивают бесперебойное функционирование ключевых инженерных систем — отопления, безопасности и той же вентиляции. Несколько специалистов работают над устранением мелких недочётов — что-то подкрашивают, подкручивают и настраивают, согласно высказанным замечаниям руководителей РГИСИ. Среди таких замечаний, например, значатся такие, как «требует ремонта источник бесперебойного питания — 1 шт.», «на сервере №1 имеется индикация ошибки», «настроить громкость динамиков на переговорных устройствах», «в помещении 1.11.1 снять жёлтый скотч», «не подходит дополнительная ручка для панорамирования штатива Manfrotto 509 HLV», «панельный радиатор испачкан краской»…
Несомненно, подобные замечания неизбежно возникают при начале функционирования любого, тем более такого масштабного объекта, как здание Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства, и, как уже говорилось, они легко устраняются в рамках гарантийных обязательств. Но всё это никак не может помешать студентам учиться в новом здании.
Рояль по-прежнему молчит
Между тем ситуация вокруг ввода в эксплуатацию Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства всё больше напоминает затянувшуюся репетицию без премьеры. Все технические вопросы, на которые ссылаются директор регионального филиала РГИСИ Юлия Алейникова и проректор по строительству Сергей Дмитриев, имеют документальные ответы и не относятся к числу препятствующих эксплуатации объекта.
Эксперты отмечают, что затягивание подписания актов приёмки не имеет под собой ни правовых, ни технических оснований: здание прошло все предусмотренные проверки, оборудование сертифицировано и признано исправным, а замечания носят формальный характер и могут быть устранены в гарантийном порядке. Фактически речь идёт не о готовности объекта, а о волевом решении его руководства. Пока акты остаются неподписанными, студенты, преподаватели и сотрудники не могут приступить к работе в одном из самых современных учебных комплексов России, построенном по поручению Президента и на средства федерального бюджета. Таким образом, отсутствие подписи под актами превращается не в вопрос принципа, а в вопрос ответственности. Ведь пока рояль под плёнкой продолжает молчать, виновниками этой тишины становятся не строители и не проектировщики, а те, кто затянул с вводом в эксплуатацию готового здания.
Поделиться
Поделиться




