Строители нужны. Мигранты – нет - Новости Городов
Экономика

Строители нужны. Мигранты – нет

Россия победила безработицу – язву капиталистического общества. Её уровень сегодня не превышает 3%. Мало того, учёные РАН подсчитали, что стране не хватает около пяти миллионов специалистов практически во всех секторах экономики: от разнорабочих на стройке или сортировщиков на складах маркетплейсов до «ботаников» из IT. И тут важна ситуация с мигрантами.

Для более точного понимания ситуации стоит оценивать не число прибывших в нашу страну, а разницу между прибывшими и убывшими. Демографы называют это миграционным приростом. Всего за 1992–2003 гг. миграционный прирост населения составил 3 489 177 человек. При этом за 1992–1995 гг. он составил 2 005 139 человек. То есть больше половины прироста пришлось на первые четыре года существования Российской Федерации.

С 2005 г. миграционный прирост начал увеличиваться и в 2009 г. достиг 247 449 человек. В 2011–2016 гг. миграционный прирост населения колебался от 261 до 319 тыс. человек в год. В 2018 и в 2020 г. наблюдался его спад. С 1992 по 2021 г. в страну на постоянное жительство въехало 7 502 022 человека.

После спада приезжающих в 2022 г., который объяснялся демографами началом военного конфликта на Украине и опасениями мобилизации, а также шараханьем курса рубля, следующие два года порадовали работодателей. Превышение прибывших над выбывшими составило 203, 6 тыс. и 568, 5 тыс. человек в 2023 и 2024 г., соответственно.

В текущем 2025 г. официально в России находится свыше 6, 5 млн иностранцев. И, по данным статистики, численность иностранных мигрантов только в столичном регионе составляет 10–11% от общей численности населения (примерно 9 млн в Московской области, 13 млн – в Москве), опровергая тезис «Москва не резиновая».

Плюс мигранты-нелегалы, численность которых специалисты очень ориентировочно оценивают в 10–15% от общего количества всех «понаехавших тут».

В основном мигранты вкалывают на стройках, крутят педали велосипедов в доставке, сортируют заказы на складах маркетплейсов. Сектор электронной коммерции (e-commerce) за последние несколько лет после пандемии создал миллионы новых рабочих мест и переманил на них линейный персонал практически из всех отраслей. Эксперты называют его «пожиратель людей».

Сколько всего работников в e-commerce, не ответит ни один аналитик. Можно только очень приблизительно прикинуть, ориентируясь на открытые данные крупнейших игроков на этом рынке. Например, известно, что три самых-самых кита электронной торговли: Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет» в 2023 г. суммарно занимали порядка 5 млн кв. м складских площадей. Сегодня, естественно, ещё больше.

На каждые 100 тыс. «квадратов» для нормальной работы склада требуется как минимум 5 тыс. человек. Эта информация исходит от самих маркетплейсов. Ozon признавался, что на складе площадью 130 тыс. кв. м создал 7 тыс. новых рабочих мест, Wildberries на складе площадью 100 тыс. кв. м обещает создание 5 тыс. рабочих мест. То есть для работы на складах требуется минимум 250 тыс. работников.

Ещё одна «человекорасходная» область в e-commerce – пункты выдачи заказов, или ПВЗ. Их в стране примерно 140–150 тысяч. Только у Ozon – 36 тыс. ПВЗ, у Wildberries – около 35 тысяч. На каждый ПВЗ требуется на сменную работу 2–3 человека в зависимости от графика. Значит, ещё минимум 300 тыс. работников ежедневно выдают вам заказы.

И наконец, курьеры. По ним оценки расходятся сильнее всего. В СМИ звучали цифры от 700 тыс. до 1, 5 млн человек, из них более 300 тыс. в Москве и Московской области и более 100 тыс. в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

То есть если брать даже минимальные цифры занятых в электронной торговле людей, то они смело перевалят за два миллиона. А если экстраполировать оценку в 10–11% мигрантов от общего населения московской агломерации на занятых в e-commerce, то получается, что порядка 200 тыс. только официальных мигрантов зарабатывают там себе на хлеб насущный. А сколько неофициальных?!

Конечно, всем бы хотелось, чтобы население нашей страны росло не за счёт несколько отличающихся от российской ментальности небогатых представителей аулов и кишлаков Куляба или Каракалпакстана.

В первых десятилетиях нашего века маятник российской миграционной политики прочно застыл в положении «приезжайте все, кто хочет!». Тому было много причин. Сегодня миграционный маятник качнулся в противоположную сторону. Законодательство постепенно ужесточается. Уже более 30 российских регионов запретили мигрантам, работающим по патентам (то есть официально заплатившим в казну деньги за право работать), заниматься курьерской доставкой, в том числе еды, а также таксовать с шашечками на крыше или, говоря почти официально, оказывать услуги по легальному извозу.

Вот и Минтруд вынес на обсуждение проект на 2026 г. о снижении допустимой доли иностранных работников сразу в ряде отраслей: в общепите – не менее 50% штата для граждан РФ, в строительстве – потолок 50% иностранной силы, в рознице алкоголя и табака – ноль.

Но рано или поздно маятник может качнуться в обратную сторону, и мы вновь услышим: «Ау, мы ищем мигрантов!»

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»