Современный учитель: ректор НИРО Елена Окунькова – взгляд профессионала

Фото: ректор НИРО Елена Окунькова
Нижегородский институт развития образования (НИРО) является одним из ведущих научно-методических центров в России. Его работа связана с поддержкой педагогов и повышением качества образования. Ректор НИРО — кандидат филологических наук, доктор экономических наук, доцент Елена Окунькова.
Нижегородский институт развития образования, возглавляемый Еленой Александровной, — один из ведущих ИРО в стране. Он является транслятором государственной политики в регионе, реализует такие направления, как: организация государственной итоговой аттестации в регионе (ОГЭ, ЕГЭ), обеспечение системы качества образования и независимых диагностик, повышение квалификации, профпереподготовка, аттестация и оценка квалификации педагогических и управленческих кадров, цифровизация образования; аналитика и статистика, стратегическое планирование, снижение бюрократической нагрузки в сфере образования, психологическая безопасность детей, противодействие деструктивному поведению, работа с талантливой молодежью, координация профильных классов в школах региона, сопровождение реализации ФГОС, патриотическое воспитание детей и молодежи, координация работы методических служб и др. Институт выступает оператором федеральных проектов в регионе, в том числе в рамках национальных проектов «Образование», «Молодежь и дети».
Под руководством Елены Александровны институт проводит профессиональные конкурсы в сфере образования, такие как: «Воспитатель года России», «Педагог-психолог России», «Учитель-дефектолог России», «Лучшая инклюзивная школа России», «Лучший учитель родного языка и родной литературы», «Учитель здоровья России», «Лучшие няни России», «Воспитатели России», а так же организует областные конкурсы профессионального мастерства: «Учитель года по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», «Преподаватель года по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»; «Лучший учитель, реализующий адаптированную основную общеобразовательную программу». Благодаря методической поддержке института в 2024 году конкурсанты Нижегородской области стали лауретами конкурсов: «Воспитатель года», «Педагог-психолог».
Елена Александровна в последнее время лично принимает участие во многих образовательных мероприятиях не только регионального, но и федерального уровня. Она участвует в работе жюри конкурсов не только на региональном, но и на федеральном уровне.
Е.А.Окунькова — эксперт Российской академии образования, Федерального центра тестирования; участник федеральных и региональных стратегических сессий по развитию образования РФ до 2040 года, член рабочих групп при Министерстве науки и высшего образования РФ по разработке профессионального стандарта педагога (руководителя) и по разработке нормирования нагрузки научно-педагогических работников и профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях, по адаптационному наставничеству, по кадровой стратегии Нижегородской области. Елена Александровна — Почетный член и руководитель Московского отделения Межрегиональной общественной организации «Лига Преподавателей Высшей Школы», член координационного Совета Всероссийского профессионального конкурса «Золотые имена высшей школы» под эгидой Гранта Президента РФ, член гильдии маркетологов России, Имеет значительный опыт работы в качестве эксперта комиссии Роскачества, эксперта Федерального перечня учебников, эксперта российской академии образования, эксперта Росаккредагентства федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Елена Александровна является членом общественного Совета при Министерстве просвещения Российской Федерации.
Выбор профессии учителя определяется особенностями личности, склонностями, взглядами и убеждениями. Стремление жить активно, в вечном движении, тяга к творчеству и постоянному общению, уважение и любовь к детям, понимание огромной важности и нужности профессии для общества, умение находить счастье от пользы детям, отдавая им своё сердце, – всё это свойственно настоящим педагогам.
Однако зачастую учителя сталкиваются с трудностями, связанными с их профессией. Некоторые проблемы становятся системными, и эти вопросы необходимо решать. Руководитель НИРО Елена Окунькова оценила состояние кадрового потенциала в системе общего образования страны, а также положение современного российского учителя, и подготовила экспертную справку, с которой мы предлагаем ознакомиться.
СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ (ПЕДАГОГ)
ЭКСПЕРТНАЯ СПРАВКА
- 1. Введение
Настоящая справка подготовлена с целью анализа текущей ситуации с кадровым обеспечением системы общего образования в Российской Федерации, определения ключевых характеристик, проблем и запросов современного российского учителя. Информация основана на данных официальной статистики, результатах социологических исследований (таких как мониторинги НИУ ВШЭ, Рособрнадзора, Общероссийского профсоюза образования) и экспертных оценках.
- 2. Основные демографические и кадровые показатели
2.1. Средний возраст учителя. По последним данным, средний возраст российского учителя составляет 48-50 лет. Наблюдается тенденция к «старению» педагогического корпуса, хотя в последние годы отмечается некоторый рост доли молодых специалистов. Ситуация отличается в разрезе регионов.
2.2. Кадровый дефицит. В стране сохраняется системный кадровый дефицит учителей, который носит структурный и региональный характер. Дефицит является острым не во всех школах одновременно, но значительная часть образовательных организаций, особенно в сельской местности и крупных городах, испытывает нехватку педагогических работников.
2.3. Дефицитные специальности. Наибольший дефицит наблюдается по следующим предметным областям:
✔ Учителя математики, физики, информатики.
✔ Учителя начальных классов (в связи с высокой нагрузкой и массовостью запроса).
✔ Учителя химии, биологии.
✔ Учителя иностранного языка.
✔ Педагоги-психологи, логопеды, дефектологи.
- 3. Причины кадрового дефицита
3.1. Низкий уровень заработной платы по сравнению с другими секторами экономики, требующими аналогичного уровня образования и высокой квалификации.
3.2. Высокая нагрузка и стресс, приводящие к профессиональному выгоранию. Фактическое восприятие деятельности педагога как услуги, а не как миссии.
3.3. Непрестижность профессии в общественном сознании, слабая правовая защищенность.
3.4. «Сэндвич-поколение»: одновременное давление со стороны администрации, родителей и учащихся.
3.5. Увеличение объема непрофильной работы (см. ниже, п.7).
- Молодые педагоги: статистика и механизмы привлечения и удержания
4.1. Статистика. Доля молодых учителей в возрасте до 35 лет в общей численности педагогических работников школ по разным оценкам составляет около 13-18%. Несмотря на наличие целевых программ, значительная часть выпускников педагогических вузов не доходит до школы или уходит из нее в первые 1-3 года работы.
4.2. Механизмы привлечения и удержания. Возможные эффективные меры поддержки:
✔ Специализированные программы. Например, «Земский учитель» (программа показала свою эффективность для привлечения кадров в сельскую местность и малые города. Желательно ее развитие и расширение).
✔ Подъемные выплаты и льготная ипотека для молодых специалистов.
✔ Наставничество. Внедрение системной и оплачиваемой работы наставников для адаптации молодого педагога. Активное и системное привлечение к сопровождению молодых специалистов новой категории педагогических работников (учитель-методист, учитель-наставник).
✔ Карьерные лифты. Создание четкой системы профессионального роста (от учителя к старшему учителю, методисту, руководителю) без обязательного ухода из преподавания. Создание условий для участия в профессиональных конкурсах.
✔ Административная разгрузка. Освобождение от части требующей пересмотра процедур нагрузки (поручения, документы, непрофильные задачи) и чрезмерной учебной нагрузки на начальном этапе.
1.1. Зоны риска в процессе реализации эффективных мер поддержки:
✔ Повышение зарплаты только за счет увеличения нагрузки.
✔ Формальные программы наставничества без реальной поддержки.
✔ Отсутствие программ помощи в решении жилищных вопросов в крупных городах.
- 2. Запросы и требования современного учителя к работе
2.1. Достойная и справедливая оплата труда, отражающая квалификацию и реальный вклад.
2.2. Уважение и доверие со стороны общества, родителей и администрации.
2.3. Автономия и свобода в выборе педагогических методик.
2.4. Возможности для непрерывного профессионального развития (наличие качественных, актуальных, практико-ориентированных и доступных программ ДПО, в том числе в очном формате в каждом регионе); понимание работодателем необходимости повышения квалификации и обязанность организовать такое обучение с полным или частичным отрывом от производства.
2.5. Современная материально-техническая база (цифровые ресурсы, оборудованные кабинеты), «бережливая», комфортная среда, человекоцентричное образовательное пространство для всех участников образовательного процесса.
2.6. Здоровый психологический климат в коллективе, благоприятная атмосфера в образовательной организации и баланс между работой и личной жизнью.
2.7. Системное методическое сопровождение всех категорий педагогических работников. Достойный уровень оплаты новой категории педагогических работников (учитель-методист, учитель-наставник).
2.8. Возможности карьерного роста и масштабирования опыта и лучших практик.
- 3. Трудности и проблемы в работе учителя
3.1. Высокая нагрузка. Отчетность, заполнение электронных журналов и дневников, подготовка многочисленных планов и программ, участие в проверках.
3.2. Высокая юридическая и моральная ответственность при минимальной правовой защите.
3.3. Работа с родителями. Рост агрессии, гиперопеки, недоверия к профессиональным действиям учителя.
3.4. Инклюзивное образование. Нехватка специальных знаний и ресурсов для работы с детьми с ОВЗ.
3.5. Цифровизация. Необходимость постоянного освоения новых digital-инструментов, что увеличивает нагрузку.
3.6. Большое количество детей в классах, что снижает возможность индивидуального подхода.
3.7. Непрозрачность расчета оплаты труда учителя в ненормируемой части рабочего времени.
3.8. Перегрузка учителя не позволяет ему эффективно повышать квалификацию в оставшееся от работы время.
7. Загруженность учителя
Общая загруженность. Фактическая рабочая неделя учителя часто превышает 40-50 часов при официальной ставке в 18 часов. Нагрузка учителя состоит из нормируемого (учебная нагрузка) и ненормируемого рабочего времени (другая педагогическая деятельность). Это связано с необходимостью подготовки к урокам, проверкой тетрадей, внеурочной деятельностью, общением с родителями и выполнением административных поручений, участием в мероприятиях, воспитательной и профориентационной работой (включая экскурсии, культурные поездки и др.).
Учитель тратит значительную часть времени на функции, не связанные напрямую с преподаванием и воспитанием. Примеры непрофильных функций:
✔ Требующие пересмотра процедур. Составление отчетов, справок, планов, протоколов, работа с огромным количеством дублирующей информации в электронных системах.
✔ Организационные. Дежурства, сопровождение на мероприятиях, организация питания, сбор средств и справок.
✔ Социальные. Функции социального работника и психолога по выявлению неблагополучных семей, работа с детьми из групп риска без достаточной поддержки профильных специалистов.
✔ Маркетинговые. Подготовка материалов для сайта школы, соцсетей, участие в конкурсах для повышения рейтинга образовательной организации.
✔ Необходимость подготовки обучающихся к олимпиадам, государственной итоговой аттестации (в т.ч. в рамках проведения занятий ДО за пределами учебной нагрузки и иной педагогической деятельности) с целью достижения высоких результатов, показателей, «скрытых» рейтингов.
9.1. Выводы и рекомендации
8.1. Кадровый дефицит является системной проблемой, требующей комплексного решения на федеральном и региональном уровнях.
8.2. Ключевыми факторами для привлечения и удержания педагогов являются достойная оплата труда, снижение непрофильной нагрузки и повышение общественного статуса профессии.
8.3. Необходима ревизия и цифровизация бюрократических процедур с переводом их в автоматизированный режим для высвобождения времени учителя.
8.4. Требуется усиление психолого-педагогической и методической поддержки учителей, особенно молодых, через развитие института наставничества.
8.5. Важно пересмотреть функционал учителя, делегировав часть непрофильных задач (организационные, социальные) другим штатным сотрудникам (административному, социальному, учебно-вспомогательному персоналу).
Современный российский учитель (педагог) — это профессионал, находящийся в условиях многозадачности и высокой ответственности. Без серьезного пересмотра его рабочей нагрузки, уровня оплаты труда и общественного признания профессии преодоление кадрового дефицита в системе образования будет существенно затруднено.
Мнения экспертов
Тихонков Кирилл Сергеевич д.э.н., Академик Российской Академии естественных наук:
«Затронутая тема более чем актуальна на текущий момент. Несмотря на развитие технологий, которые делают онлайн-обучение доступным, роль учителя остается незаменимой. Учитель создает среду, обеспечивает межличностное взаимодействие, стимулирует ученика к активному участию и развивает его социальные навыки. Кроме того, учитель не только передает знания, но и помогает развить дисциплину, критическое мышление, творческое мышление, самостоятельность и ответственность.
Учитель — это одна из самых важных профессий в обществе. Они формируют будущее поколение, передают знания и ценности, развивают таланты и способности детей.
В жизни многих из нас был тот самый учитель, который вдохновил на что-то важное, направил на правильный путь. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что учителя играют ключевую роль в формировании общества. Они не только обучают предметам, но и воспитывают гражданские и духовные ценности, Учитель может вдохновить ученика на саморазвитие, помочь ему обрести уверенность в собственных силах и достичь успеха в жизни. Таким образом, учителя вносят неоценимый вклад в формирование будущего общества».
Юлдашев Рустэм Турсунович, д.э.н., профессор:
«Выбор профессии учителя – это серьезное решение, требующее обдумывания и самоанализа. Следует иметь ввиду, что быть учителем – это не только работа, но и призвание. Если будущий педагог чувствует, что обладает необходимыми качествами и готов внести свой вклад в образование и развитие молодых поколений, то профессия учителя может быть идеальным выбором.
Изучение рисков, связанных с деятельностью учителей на современном этапе, очень важно, так как они влияют на здоровье, личностное развитие, качество работы и социальную сферу. Педагоги сталкиваются с вызовами, которые требуют адаптации к новым условиям, развития профессиональных компетенций и сохранения высокого уровня личностной зрелости».
Елена Окунькова затронула одну из важнейших на федеральном уровне тем — учитель в современном обществе. Благодарим Елену Александровну за профессионально подготовленный материал.
«Аргументы недели» открывают цикл публикаций о роли учителя в современной России и планируют привлечь к дискуссии представителей федеральных и региональных органов власти, экспертов и общественных деятелей.
Поделиться
Поделиться





