«Сладкая жизнь» не для россиян — сахар предпочитают вывозить за рубеж
Рынок рынком, а свои граждане для государства должны быть в приоритете. Смотришь на ставшую «золотой» рыбку на отечественных прилавках и не понимаешь, почему при этом её экспорт огромен. Это когда россиянам она становится деликатесом. То же самое можно сказать и про многое другое. Бизнес наш предпочитает продавать за рубеж. Не особо заботясь о том, что не особо насыщен рынок своей страны. Прибыль видимо важнее осознания того, что, по логике вещей, сначала нужно отечественный рынок насытить.
Ну рыба рыбой. А сахара подороже не хотите? Эксперты уже говорят о том, что в России остался критический запас сахара. На уровне его годового потребления. А то и меньше. И это ещё не наступил сезон варенья, когда сахар особенно востребован. Почему складывается такая ситуация?
«Фактический экспорт с 1 августа 2023 года по конец февраля 2024-го превысил 700 тысяч тонн, что в 3,3 раза превышает экспорт сахара за соответствующий период прошлого сезона. Российский сахар является одним из самых доступных в мире, что стимулирует спрос на него на мировом рынке», — говорят в Минсельхозе.
То есть сахар вывозится. Ведь так важно, чтобы за пределами России была «сладкая жизнь» … А россияне? Да ничего, подумаешь, проявится недостаток сладкой продукции, снова, как обычно, в подобной ситуации, взвинтят цены на сахарный песок и ограничат его попадание в одни руки. Впервые что ли? Главное экспорт.
Минсельхоз успокаивает: потребление сахара в РФ — около 5,8 млн тонн в год, производство профицитное: на сезон 2024/2025 прогнозируется выработка 6,8 млн тонн готового сладкого товара. Но вот пока это, как говорится, «вилами по воде писано». А с учётом его вывоза за рубеж…
Министерством был разрешен вывоз всего 200 тысяч тонн сахара. Вывезли же в разы больше, отмечают эксперты.
«Производство превышает наши внутренние потребности, но из него уже надо вычесть 700 тысяч тонн и неизвестно, сколько еще „утекло“ за рубеж неофициально. Это выгодный бизнес. Например, на машине сахара, которая идет в Казахстан, можно заработать около $3000 — за счет разницы цен», — объясняет директор Центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности Российской академии народного хозяйства (РАНХиГС) Анатолий Тихонов.
Стратегический товар вывозят в страны, которые номинально пока еще союзники, но по факту начинают ставить России палки в колёса. Взять хотя бы запрет на использование на своей территории наших пластиковых карт «МИР».
А что Минсельхоз? Решение об ограничении вывоза сахара вроде и было принято. Но с оговорками, не позволяющими судить о нём как о по-настоящему ограничительном:
«Установить с даты вступления в силу настоящего постановления по 31 августа 2024 г. включительно временный запрет на вывоз сахара тростникового или свекловичного и химически чистую сахарозу в твердом состоянии (код 1701 ТН ВЭД ЕАЭС) из Российской Федерации. Указанный в пункте 1 настоящего постановления временный запрет на сахар не распространяется: на вывозимый с территории Российской Федерации в государства — члены Евразийского экономического союза в пределах объемов, предусмотренных индикативными балансами, при наличии разрешений на вывоз, выдаваемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством», — говорится в соответствующем документе.
То есть дешёвый сахар будет продолжать в неизвестных количествах поступать в те же Казахстан, в Армению, в Таджикистан и так далее. Соседи, естественно, рады:
«В нынешнем году перерабатывающий сектор пока ещё не приступал к работе. Потребителям беспокоиться не стоит: во-первых, в магазинах дефицита сахара нет. Второй момент — с начала года из Российской Федерации в республику „серым импортом“ зашло 150 тысяч тонн сахара», — говорит президент ОЮЛ «Казахстанская ассоциация сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности» Айжан Наурзгалиева.
150 тысяч тонн — это только с начала 2024 года. А если прикинуть величину контрабандных поставок за 2023 год? А сколько ещё этого «серого импорта» ушло в Армению, Таджикистан, Узбекистан и т. д.? Минсельхозовские цифры реально экспорта стоит умножить минимум вдвое, отмечают некоторые эксперты.
Кстати, как решаются такие моменты у нашего реального союзника Беларуси? Там от буквы до буквы.
«Когда Лукашенко объявляет о запрете вывоза сахара, то никакие ЕАЭС в расчёт не принимаются. В первую очередь продуктами питания должны быть обеспечены белорусы, а бывшие соседи по СССР пусть решают свои проблемы самостоятельно. Более того, когда правительство РБ разрешает отправить за границу некий объём сахара или чего-то ещё, на экспорт идёт именно это количество, и ни тонной больше. В противном случае можно сесть в тюрьму. При этом поставки идут по мировым ценам, и именно туда, куда властям выгодно не только с экономической, но и политической точки зрения. Государственный подход!» — говорит эксперт.
Кстати, что касается дешёвых продаж. Любят наши бизнес-люди продавать по-дешёвке. Нет, не своим, европейцам или американцам. Там ведь валютой платят. А в том же Иране, у которого в стране одни из самых низких цены на ГСМ в мире, подход иной, как видится более правильный и государственный: своим гражданам — недорого, за рубеж — по мировым ценам. Будет ли когда-нибудь реализован такой подход и у нас в России?
Да, по поводу «дешевизны» того же сахара для россиян. И здесь ведь лукавят… В тех же США при средней зарплате в $4000 в месяц килограмм сахара стоит около $1,5. То есть человек имеет возможность на получку купить его более 2,5 тонны. А теперь посчитайте сами, сколько сахара-песка по 65−70 рублей за килограмм может приобрести россиянин. Вот вам и «дешевизна».
Ну а пока сахар хотя бы есть в достатке, и цена на него вроде повышаться не спешит. Но вот что будет далее — не ясно.
«Минсельхоз явно собирается продолжать его вывоз через Казахстан и прочие страны ЕАЭС, да и контрабандные каналы продолжают работать. И это, увы, не догадки — факт», — говорит эксперт.
Поделиться
Поделиться