Ручная работа - Новости Городов
Культура

Ручная работа

Памятник Павлу I во дворе Михайловского замка

28 декабря исполнилось бы 80 лет великому скульптору Владимиру Горевому, одному из последних могикан классической монументалистики. Шутка ли: академик, заслуженный художник, получил Государственную премию РСФСР ещё в 1978 году, а четыре десятка его произведений красуются от Сан-Ремо до Комсомольска-на-Амуре. Он украсил Петербург Павлом I и Александром Невским, Ахматовой и Бетанкуром, Захаржевским и Айвазовским, участвовал в создании грандиозной композиции, посвящённой защитникам Ленинграда, и в восстановлении храма Христа Спасителя в Москве. А ещё он был весёлым, наблюдательным философом, относившимся к своим регалиям примерно как Сократ к имуществу.


Своя игра

В 1969 г. его учитель Михаил Аникушин работал над памятником Ленину, который и по сей день стоит на Московском проспекте в Петербурге. Сроки были сжатыми, надвигалось столетие вождя, а оценивать гипсовый эскиз прибыла многоголовая комиссия во главе с мэтром Евгением Вучетичем. Взволнованный Аникушин вспомнил старый трюк одного голландского живописца, который в похожей ситуации вписал в сцену охоты зелёную собаку. Ревизоры тут же наставили на неё указательные пальцы. Художник закрасил собаку, благодаря которой других огрехов никто не заметил. Аникушин в ожидании комиссии сделал своему Ленину несоразмерный бант на груди. «О, Миша, какая у тебя тут зелёная собака, – с ходу заявил автору опытный Вучетич. – Давай-ка всерьёз поговорим об Ильиче». О чём это? Да о том, что быть по жизни собой всяко комфортнее, чем без конца притворяться.

Горевой вырос на Староневском в 14-метровой комнате в пятикомнатной квартире, а его соседом был вор в законе. Коля был чуть постарше будущего академика, сел по малолетке, вышел в авторитет. По утрам ездил щипать кошельки в трамваях, а днём вёл паразитический образ жизни в окрестностях квартиры и угощал вернувшегося из школы Горевого папиросами «Север». Юноша успел рассмотреть в Коле странную для молодого человека тоску. Однажды сосед, как обычно, отправился на «утренник» и заметил оперов аккурат у себя на хвосте. Тем не менее он резанул в трамвае пару сумок и дал взять себя с поличным. Его даже отпустили домой без конвоя собрать вещи. «Неинтересно мне здесь, Володя, – пояснил он Горевому. – А там у меня друзья, там я в авторитете».

В художественной школе Горевой особо запомнил педагога, знавшего пять иностранных языков. Рассказав свой предмет чётко и ёмко, он давал ученикам задание, уходил за загородку на кафедре, выпивал стакан водки и играл самому себе на балалайке. Человек с достоинством не собирался никуда «встраиваться». Вот и к Горевому в 1990-е приходили какие-то прибандиченные бизнесмены, предлагали приличную зарплату за номинальное руководство их проектами: «Вы убедительно выглядите, и у вас практически нет фени, – поясняли гости. – Можете приезжать на работу раз в месяц». Скульптор отшучивался, что если будет заниматься не своим делом, то быстро сопьётся.

А своё дело он знал на пять с плюсом. Хотя едва он поступил в Академию художеств им. Репина, как Хрущёв озвучил идею перехода на любительское искусство, профессионалов стали чаще отторгать. Но, работая с Аникушиным, Горевой всему узнавал цену на личном примере: «Работы было море, и мы, молодые, падали с ног от усталости, просили отдыха. Он не запрещал, просто шёл работать дальше один. И мы становились рядом с ним».

Один из главных уроков Аникушин дал, сломав своего первого Пушкина (второй вариант стоит нынче перед Русским музеем в Петербурге). Три года его делал, думал, забывал обедать – а потом взял и сломал. Со стороны это три выброшенных года, но для мастера – период внутреннего роста, в результате которого рождается шедевр. А ведь мог пожалеть своих усилий и попытаться всучить приёмной комиссии первого Пушкина. И возможно, его даже приняли бы. Но тогда он никогда не стал бы «Аникушиным, который сделал того самого Пушкина», оставшись автором бесконечной ленинианы, имени которого сегодня не помнил бы никто. А жизнь и смерть его были бы совсем иными.

Сам Горевой лишь однажды сознательно влез в громкий скандал. В преддверии 200-летия Петра Клодта на расширенном заседании Академии художеств участники возмущались, что знаменитый скульптор до сих пор не увековечен у нас в бронзе. Тут встал Горевой и сообщил, что, устав от бесконечных разговоров, лично восполнил пробел: за свои деньги создал и отлил памятник, который нынешней ночью пиратским способом установил в саду академии. Некоторые коллеги решили, что это розыгрыш. Им не пришлось далеко ходить: четырёхметровая фигура Клодта взирала на них из уголка сада, выходящего на 3-ю линию.

Разумеется, грянул скандал. Но как бы ни ругались на самоуправство Горевого коллеги, не могли же они снести памятник Клодту накануне его юбилея, когда в Питер приехало несколько десятков родственников великого мастера. Аргументом «за» был фундамент, уведённый на три метра под землю. Академики посовещались и постановили: после праздника поместить коллегу Клодта в чёрный фанерный ящик, в котором он простоял два с половиной года. Но в итоге пришлось легализовать памятник, который сегодня украшает Васильевский остров.

Распятый Будда

Скромняга Горевой принадлежал к поколению деятелей искусства, которое не привыкло становиться поперёк течения и идти на костёр, бросив власти в лицо всё, что о ней думает. Но оставаться личностью со своими замесами и закидонами нужно всегда. И скульптор, поставивший в Питере изящный памятник Дзержинскому, любил рассказывать следующий анекдот: «К 100‑летию со дня рождения Феликса Эдмундовича объявлен конкурс на лучший политический анекдот: третья премия – 5 лет, вторая – 15 лет, первая премия – встреча с юбиляром». Вскоре в коридорах Смольного Горевой встретил Даниила Носырева, возглавлявшего ленинградский КГБ дольше, чем Брежнев страну. Носырев вежливо поинтересовался, правда ли, что Горевой рассказывает такой анекдот: «И не боитесь?» «Не могу представить такой ситуации: памятник стоит, автор сидит», – ответил Горевой. Носырев долго и от души смеялся и никогда скульптору не мстил.

С возрастом шутки Горевого на тему вечности обрели большую глубину и отвязность. Однажды он дал своим студентам задание – изготовить модель надгробия: «Кому?» – «Да какая разница? Делайте мне, ректору, Шекспиру, Микеланджело, всем членам кафедры». Для надгробия нет канонов, это, возможно, самый творческий вид прикладной скульптуры. Другое дело, что некоторым почтенным преподавателям с возрастом изменяло чувство юмора. «Ты нас хоронишь, – высказывали они Горевому, – а сам, думаешь, вечный?»

Для Горевого, прожившего 74 года, каждый человек не определён раз и навсегда и на протяжении жизни играет разные роли. Поэтому не нужно маркировать всех как друзей и врагов: «В 1975 году я делал памятник Герою Соцтруда, уже забыл его фамилию. Он был интернированный немец, создал лесхоз-рекордсмен. Но в партию его так и не взяли, потому что подростком он вступил в гитлерюгенд. Вот история из серии «Они сражались за Родину», свидетельствующая о том, что в мире живут люди, которых нельзя просто поделить на красных и белых. Людей связывают куда более сложные взаимоотношения и судьбы».

Горевой считал, что нынче процент бездарей в искусстве выше советских времён, – они как раз стремятся всё упростить и агрессивны, как муравьи: «Даже когда они водят автомобиль, им видятся божественные ноги на педалях. Нередко слышу от вчерашнего студента: «Я открыл голубые тона», «я ташист». Как правило, из таких людей мастера не вырастают». Скульптор любил шутить, что в современном искусстве распятый Христос уже мало кого интересует, зато распятый Будда – это новый ход. Но даже через скандал добрую славу не обретёшь: «Я часто поражаюсь, какие регалии используются ради собственной раскрутки. Например, такой-то был участником знаменитой выставки современного искусства в ДК Газа в семидесятые годы. Та выставка действительно наделала шуму, потому что власти не давали выставляться абстракционистам. Это был прорыв точки зрения борьбы за свои права, но в нём не было ничего интересного с философской или художественной точки зрения».

Сам он предлагал судить о себе по созданным им памятникам и посмеивался над художниками, подающими себя в ореоле жертв советской системы: «Михаил Шемякин часто повторяет, что он – излечившийся алкоголик. Мне, как зрителю, это неинтересно. Я оцениваю только продукт творчества. На мой взгляд, у Шемякина много патологических образов. Хотя, возможно, он так видит мир и имеет полное право воплощать свой взгляд».

Горевой считал некорректным примазываться и к чужим военным победам, хотя его отец и прошёл четыре войны: «Моя сопричастность этим викториям очень сомнительная. «Наши деды – славные победы» – это не моё. Часто наблюдаю, что люди гордятся национальностью. Это страшно. Предмет гордости должен быть вне этой темы».

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»