Российским учителям добавили бумажной работы
Министерство просвещения РФ утвердило обновлённый перечень документации, которую обязаны вести педагоги российских школ. Любопытно, что принятие этого в общем-то рядового нормативного акта преподносится рядом экспертов как «сокращение бумажной нагрузки на учителей». По факту разгрузки не то что не происходит – новый список на два пункта больше предыдущего, который действует в настоящее время. Так дождутся или нет российские учителя вожделенного «снижения»?
Отметим, что разговоры о необходимости уменьшать бюрократическую нагрузку на многострадальных российских педагогов идут уже второй (если не третий) десяток лет. Инициативы на эту тему озвучивали чиновники и руководители всех уровней, вплоть до президента Российской Федерации. В реальности несколько лет назад действительно появился перечень документов, утверждённый приказом Минобрнауки, представители которого торжественно провозгласили, что никаких бумаг, кроме упомянутых, российские педагоги больше составлять не будут. Но соблюдается ли это правило на практике – вопрос отдельный.
Упомянутый выше список документов год от года принципиально не меняется. В действующем на сегодняшний день, например, значится пять пунктов – пять документов, которые должны составлять и сдавать педагоги. В их числе – рабочая программа учебного предмета, учебного курса или учебного модуля, журнал учёта успеваемости, журнал внеурочной деятельности, план воспитательной работы и характеристика на учащегося (по запросу). Этот список будет действовать до 1 марта 2025 года. В документе, который придёт ему на смену, на два пункта больше: в частности, обязательными для ведения педагогами объявлены журнал посещаемости и календарно-тематическое планирование (хотя учителя в любом случае их ведут и составляют). Очевидно, что в Минпросе появление и «функционирование» упомянутого выше списка считают своим большим достижением. Однако, к сожалению, после торжественных речей на сцену, как обычно, вышло российское неизбывное «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
Справедливости ради скажем, что Минпросвещения никого не обманывает – своим подведомственным управленцам в территориальных министерствах и конторах уровнем ниже они, судя по всему, действительно запретили собирать с учителей какие-либо бумаги за пределами указанного перечня. Но дьявол, как всегда, в деталях. Сам приказ Минпроса содержит в своём названии слова «перечень документов, подготовка которых осуществляется (а вот тут внимание!) педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ». То есть – теми самыми учителями, которых наша дорогая власть так стремится разгрузить. А вот школы, которые являются подведомственными Минпросу организациями, никто разгружать не собирается. С них как требовали девятый вал бумаг, так и продолжают требовать – в том числе (причём по большей части) со сведениями, которые должны предоставить именно педагоги. И пусть даже подготовкой и непосредственной отправкой документации «наверх» занимаются специально отряжённые на этот «фронт» завучи, снабжать их информацией (а значит, и собирать её и зачастую оформлять в указанном виде) всё равно приходится многострадальным учителям. И вопрос «ну и где тут разгрузка от бюрократии?» становится чисто риторическим…
Дополнительный аргумент
В бюрократической нагрузке на учителей есть и ещё один любопытный аспект. Всякого рода информацию с них требует не только «образовательное» ведомство, но и множество других организаций, которым срочно нужны то списки многодетных семей, то данные о прививках, то куча других данных. Над ними Минпрос не властен. А они свою «бюрократическую» хватку, судя по всему, ослаблять не собираются.
Поделиться
Поделиться