Опасная тенденция в делах о национализации
Руководитель рабочей группы по правовой поддержке предпринимательства «Делового союза Евразии», управляющий партнер юридической группы «Парадигма» Климент Русакомский о том, что только четкий контроль за деятельностью чиновников и гос. органов, осуществляющих национализацию предприятий позволит избежать злоупотреблений и перегибов.
Именно неукоснительное следование «Букве закона» и словам Президента позволит сохранить доверие бизнеса и репутацию на внутренней и международной аренах. В противном случае, если государство в лице судебной, исполнительной и правоохранительной ветвей власти, не будет жестко контролировать процесс национализации, то это приведет к необратимым последствиям.
Нужно понимать, что национализация, как, впрочем, и любой иной механизм подразумевающий лишение частных лиц права собственности, всегда болезненно воспринимаются как бизнес сообществом, так и обществом в целом. Такие действия государства уже сами по себе способны дестабилизировать гражданский оборот и внушить частным лицам опасения в осуществлении и реализации гражданских прав. Однако, с другой стороны, такие меры иногда являются необходимыми.
За последние несколько лет число дел о национализации частной собственности кратно увеличилось. Основным направлением национализации стали иски к иностранным инвесторам, в том числе в связи с нарушением порядка осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение.
В своем выступлении на съезде РСПП Президент Российской Федерации объяснил национализацию соображениями безопасности и подчеркнул, что рамки национализации должны быть проложены здравыми ограничительными линиями.
Также глава государства отметил, что возврат в государственную собственность ряда активов не является пересмотром итогов приватизации — речь идет о случаях, «когда действия или бездействие собственников предприятий / имущественных комплексов наносят прямой ущерб безопасности страны и национальным интересам». «Хочу еще раз обратить внимание и коллег в этом зале, и в правоохранительных органах: изъятие бизнеса оправдано только в той ситуации, о которой было только что мною сказано», — особо отметил Президент.
Однако, как всем хорошо известно, в нашем обществе не редки так называемые «перегибы на местах». Государственные органы, в том числе Прокуратура, последнее время все чаще инициируют процессы изъятия собственности у иностранных инвесторов, а суды не редко их в этом поддерживают, руководствуясь в большей степени политическим рвением, а не «Буквой закона» и экономической целесообразностью.
Подобный подход наносит куда больший вред экономике страны, чем принято говорить, разрушая гражданский оборот и способствуя развитию недобросовестной конкуренции.
Следует отдельно заметить, что нередко рассматриваемые действия госорганов и вовсе выглядят как составные части коррупционных схем, направленных на передел существующего бизнеса и противоправный захват активов.
Нарушение такого важнейшего принципа государственности, как верховенство закона, игнорирование нужд стабильности гражданского оборота и гражданского общества в целом не представляются соответствующими интересам государства. Инвестиционный климат в стране находится в прямой взаимосвязи с тем, как на местах исполняются законы.
Только строгое следование букве закона и направлениям, заданным Президентом, позволит избежать нарушения интересов государства. Важно очень аккуратно подходить к реализации политики государства в области национализации, соблюдая не только общие принципы правового государства, но и все требования закона. В противном случае, национализация превращается в неконтролируемый процесс.
В качестве примера можно привести дело акционерного общества «Петербургский нефтяной терминал» (АО «ПНТ»). 07.04.2025 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области передал из рук частных инвесторов в доход государства 55 % акций АО «ПНТ» (дело А56-3068/2025). Решение мотивировано тем, что частные инвесторы установили контроль над стратегическим обществом АО «ПНТ» незаконно. По мнению суда, частным иностранным инвесторам надлежало получить предварительное согласие Правительственной комиссии на установление контроля над АО «ПНТ» в порядке и на основаниях, предусмотренных Федеральным законом от 29 апреля 2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Вместе с тем, инвесторы установили контроль над стратегическим обществом АО «ПНТ» в 2003-м году — за 5 лет до появления названного федерального закона. В таких условиях очевидно, что никаких нарушений закона инвесторы не допустили и не могли допустить, ведь нельзя нарушить закон, которого нет. Однако этих доводов в решении суда вы не увидите. Их по каким-то причинам суд не отразил. Не отразил суд в решении и причины, по которым передал в доход государства 4 538 акций, хотя претензии истца были связаны лишь с 1 745 акций. Несмотря на все заявления ответчиков о несоразмерности требований истца и об отсутствии закона, позволяющего конфисковать любое имущество, принадлежащее иностранным инвесторам, в доход государства ушли все акции без малейшего обоснования. Решение в рамках дела А56-3068/2025 доступно в открытом доступе в системе картотеки арбитражных дел. |
На примере дела АО «ПНТ» понятно, что даже один крайне сомнительный иск и/или судебный акт способны поменять не только правовую действительность, но и доверие.
Подобные необоснованные решения о национализации частного капитала подрывают не только внутренний климат и доверие иностранных инвесторов, но и сказываются на внешнеполитических переговорах.
В ноябре 2024 глава государства в рамках визита в Казахстан осудил действия ФРГ по изъятию активов «Роснефти», назвав «неприемлемым» применение в отношении российской компании «Роснефть» неправовых методов, которые «выглядят как просто национализация и изъятие нашей собственности».
В то же время, ряд чиновников России совершают ровно те же действия, но в отношении активов иностранных граждан, когда-то инвестировавших в России. Как показывает исторический опыт, только жесткая внутренняя политика и направление четких сигналов на места заставит чиновников следовать закону и действительно служить интересам государства.
Правовая система государства, ее качество, стабильность, предсказуемость, прозрачность — точно такое же достижение в международном поле, как и, к примеру, уровень жизни населения.
Безусловно, одним из самых важных аспектов устойчивого роста любой экономики являются прозрачность и предсказуемость бизнес-отношений, которые достигаются лишь при условии неукоснительного соблюдения принципа верховенства закона. Позволяя отдельным лицам, прикрывающимся политической целесообразностью, нарушать законодательство, мы позволяем разрушать экономическую среду, на восстановление которой потребуется существенное количество времени.
Оглядывая текущую внешнеполитическую обстановку видно, что Российская Федерация активно выстраивает новые доверительные отношения с дружественными странами. В то же время, на фоне действий недружественных стран, Российская Федерация позиционирует себя как страна, соблюдающая требования закона и свои обязательства как перед частными лицами, так и перед иностранными государствами. В этой связи, важно, чтобы не только государственные органы, но и все гражданское общество, относились к таким болезненным вопросам как изъятие частной собственности чутко и осторожно, руководствуясь строжайшим соблюдением законодательства и истинными интересами государства. Нельзя позволять использовать такой опасный инструмент как национализация в частных интересах и разрушать репутацию нашей страны!
Поделиться
Поделиться