При полёте вредно спать на взлёте - Новости Городов
Здоровье

При полёте вредно спать на взлёте

В ближайшее время нам предстоит достаточно дальний перелёт, и впервые собираемся взять с собой маленького ребёнка, и ещё тёща с нами полетит. Она вся извелась и извела нас, уверяя, что ей с её «болячками» (в основном желудочно-кишечный тракт) перелёт может быть очень вреден, да и за внука переживает, что будет уши закладывать и т.д. Насколько опасно лететь с ребёнком? Какие есть медицинские противопоказания, как вообще «грамотно» перенести полёт? Ответьте, пожалуйста, а то тёща скорее доведёт до какого-либо недуга, нежели сам перелёт. Михаил Самохвалов, Волгоград

Самолёты считаются более безопасным видом транспорта, чем поезда и тем более автомобили. Но нахождение на большой высоте в замкнутом пространстве имеет определённые последствия для организма. С телом происходит множество изменений во время полёта.

Чем выше подъём от поверхности (уровня моря), тем ниже уровень атмосферного давления. Пассажиры авиалайнера чувствуют себя так же, как на горе высотой примерно в 2, 5 километра. Снижение давления приводит к тому, что в кровь из лёгких поступает меньше кислорода. И наступает гипоксия. А значит, хуже снабжаются внутренние органы и головной мозг. Нехватка кислорода может проявляться головными болями, головокружением, ощущением разбитости и сонливостью.

Чтобы избавиться от ощущения нехватки воздуха, можно сделать простое дыхательное упражнение. Глубоко и медленно вдыхать через нос в течение 3–5 секунд, затем медленно выдохнуть через рот. Повторить вдохи-выдохи несколько раз. Если ощущение, что дышать трудно, не проходит, лучше обратиться к бортпроводникам.

Снижение атмосферного давления в салоне порой влечёт и расширение газов. Это значит, что газ, естественным образом находящийся внутри человека, начинает давить на стенки разных органов. В результате возможен дискомфорт со стороны органов пищеварения (вздутие, колики), а также органов слуха (заложенность ушей и т.д.).

Когда самолёт снижается, атмосферное давление повышается. Из-за этого уменьшается объём газа, который во время полёта находился в полостях носа и ушей. Это тоже вызывает боль в ушах, ухудшение слуха и даже может привести к развитию отита. Риск увеличивается, если у человека есть хотя бы малейший насморк: все лор-органы тесно связаны между собой.

Чтобы избежать проблем со стороны желудочно-кишечного тракта, желательно не пить на борту газированные напитки и не есть продукты, вызывающие повышенное газообразование. Для минимизации проблем со слухом желательно не спать при взлёте и посадке, чтобы своевременно облегчить своё состояние. Например, при насморке заранее закапать в нос сосудосуживающие капли (они должны быть в том числе в бортовой аптечке). Вытащить из ушей внутриканальные наушники, если вы ими пользуетесь. Также желательно запастись водой, жевательной резинкой, сосательными конфетами типа карамели. Раньше их раздавали в полёте, порой это и сейчас делается. Чтобы уменьшить закладывание ушей, нужно при взлёте и посадке жевать жвачку, зевать, делать глотательные движения.

Маленьким детям можно предложить бутылочку с водой или соску. Кроме того, стюардессы и пловцы советуют использовать метод так называемого продувания: сделать резкий выдох (как при попытке высморкаться), одновременно зажав нос и закрыв рот.

Всё дело в том, что когда человек сидит, мозг находится в состоянии покоя. Ощущение движения (например, при тряске в зоне турбулентности) создаёт для организма повышенную нагрузку: он не осознаёт, что происходит. У людей со слабым вестибулярным аппаратом это может вызвать приступ тошноты и рвоту. Если человек знает о своей слабости или летит впервые и не может предсказать поведение своего организма, то следует принять некоторые меры. В первую очередь не переедать и не употреблять алкоголь перед полётом. Надо дышать свободно, можно расстегнуть верхнюю пуговицу на рубашке. Пилоты и медики также рекомендуют таким людям не закрывать глаза и не использовать телефон или книгу. Ну и, в конце концов, приготовить гигиенический пакет, он обычно лежит в кармане впереди стоящего кресла.

Следующая проблема, которая может возникнуть при полёте, – обезвоживание. В салон самолёта поступает воздух из-за борта. На высоте он недостаточно влажный сам по себе, а после прохождения через системы фильтрации и охлаждения и вовсе становится очень сухим. Из-за сухого воздуха в салоне возникают ощущение сухости кожи (вплоть до появления зуда) и носоглотки, раздражение глаз.

Высушивание носоглотки приводит к изменению вкуса и обоняния. Именно поэтому, как считают нутрициологи, еда на борту кажется такой невкусной. А ещё может появиться неприятный запах изо рта. Чтобы чувствовать себя лучше, нужно пить больше негазированной воды и отказаться от кофе: этот напиток обезвоживает. Кроме того, желательно снять контактные линзы.

Чтобы устранить сухость кожи, рекомендуется использовать увлажняющий крем: многие авиакомпании предоставляют его бесплатно.

Следующий момент. При пониженной влажности кровь становится более густой, поскольку организм теряет воду. А при длительном сидении в одной позе мышцы сдавливают сосуды. Это сильно затрудняет движение крови и лимфы. Из-за нарушения оттока лимфы возникает отёчность ног и стоп. Это влечёт риск тромбозов. Особенно опасны такие застои для людей с варикозом, сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Чтобы уменьшить эти проявления, нужно надевать в полёт свободную одежду, ослаблять шнурки на обуви или даже брать с собой тапочки. Ещё нужно хотя бы раз в час вставать и ходить по салону, делать несложные упражнения для ног, чтобы улучшить кровообращение. При перелёте длительностью больше четырёх часов желательно надевать компрессионные гольфы или чулки для профилактики застоя.

Небеспочвенны и беспокойства по поводу облучения космической радиацией, что в принципе вполне естественно. Самолёт летит выше облаков, поэтому космическую радиацию ничто не задерживает. Доза облучения во время полёта гораздо выше, чем в рентген-кабинете. При частых перелётах на больших высотах, особенно при полётах на Север, увеличивается риск рака. Во время полёта этот риск никак нельзя минимизировать. Работают только профилактические меры, прежде всего сбалансированный рацион с достаточным количеством продуктов с антиоксидантами.

При полёте на большие расстояния, когда меняются часовые пояса, возможен так называемый джетлаг. Организму нужно около суток на адаптацию к каждому часу разницы. При перелёте это невозможно. Поэтому вероятны бессонница, слабость, головные боли и даже расстройство желудка на нервной почве.

Когда человеку предстоит путешествие на большие расстояния, то нужно постараться подстроить режим сна и бодрствования под местное время за пару дней до перелёта. Если это объективно невозможно, нужно постараться по возможности выспаться в полёте, однако напомним, что это не следует делать во время взлёта и посадки! Для сна лучше всего использовать маску и беруши. По прибытии на место нужно стараться проводить больше времени на свежем воздухе и солнечном свете.

Если же в итоге говорить о противопоказаниях к перелётам, то они есть абсолютные и, если можно так выразиться, относительные.

Под первыми можно понимать состояния, угрожающие самому пассажиру или другим пассажирам. Медики дают такой список:

– Острый инфаркт миокарда, нестабильная стенокардия. Полёты возможны не ранее чем через 2–3 недели после стабилизации состояния.

– Острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт). Перелёты исключены в первые 3–4 недели.

– Тромбоэмболия лёгочной артерии, тромбоз глубоких вен.

– Пневмоторакс.

– Кишечная непроходимость, перитонит, аппендицит.

– Открытый туберкулёз лёгких.

– Послеоперационный период после любых операций. Сроки запрета варьируются от одной до трёх недель в зависимости от типа и объёма операции.

– Стабильная сердечная недостаточность, тяжёлые нарушения ритма.

– Тяжёлая неконтролируемая артериальная гипертония.

– Тяжёлая дыхательная недостаточность, требующая кислородной поддержки.

– Психические расстройства в стадии обострения, неконтролируемые приступы эпилепсии.

– Любые состояния, требующие экстренной медицинской помощи или госпитализации.

А под относительными противопоказаниями понимаются те, когда возможен перелёт под медицинским сопровождением или на специализированном транспорте. То есть на обычном самолёте могут полететь люди с определёнными заболеваниями, если у них есть справка от врача о допуске.

К таким относительным противопоказаниям относятся:

– Ангина, пневмония, бронхит, отит, синусит в острой фазе.

– Тяжёлая анемия с уровнем гемоглобина ниже 75–80 г на литр крови.

– Серповидноклеточная анемия в любой форме.

– Менингит, энцефалит в острой фазе (и если пациент выздоровел совсем недавно).

– Беременность с осложнениями: угроза выкидыша или преждевременных родов, предлежание плаценты, истмико-цервикальная недостаточность и так далее.

Если перелёт необходим по экстренным показаниям, то он должен проходить со всеми предосторожностями. Как правило, на специализированном борту с медицинским сопровождением.

Популярные вопросы

Можно ли брать в самолёт лекарства?

При перелётах по России брать лекарства в салон самолёта разрешается. Даже если они в жидкой форме. Но нужно иметь выписку из медицинской карты или другое подтверждение тому, что врач назначил именно эти лекарства. Условия перевозки препаратов за границу зависят от конкретной страны.

Увеличивается ли в полёте риск заболеть инфекционными заболеваниями?

Риск инфекций из-за тесного контакта с другими людьми в замкнутом пространстве действительно выше. Поэтому важно чаще мыть руки, обрабатывать их антисептиком, по возможности не контактировать с заболевшими. Также не стоит ходить босиком или в носках по салону.

Как перелёт влияет на организм беременной женщины?

Долгие перелёты повышают риск тромбоза у беременных. Поэтому им нужно использовать компрессионное бельё, больше двигаться, чаще пить воду. Радиация и пониженное давление в самолёте не вредят ребёнку напрямую, но могут усиливать гипоксию у матери. При длительных частых перелётах это может негативно сказаться на росте и развитии плода.

Но в целом перелёты считаются безопасными для беременных на многих сроках при отсутствии противопоказаний и факторов риска. Но всегда лучше проконсультироваться с наблюдающим врачом и соблюдать меры предосторожности. Особенно важно взвесить все за и против при планировании перелётов в первом и третьем триместрах.

При любых перелётах во время беременности нужно иметь при себе обменную карту, контакты врача и копии важных медицинских документов на случай непредвиденных обстоятельств.

Уважаемые читатели! Напоминаем, что редакция не даёт индивидуальных рекомендаций. Во всех частных случаях следует обращаться к лечащему врачу. Только он сможет учесть конкретные особенности вашего организма и оказать наиболее эффективную помощь. А все наши рекомендации носят исключительно общий характер.

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»