«Парк Горького»: продюсерский проект или независимая рок-группа? Часть 2
Стас Намин с менеджером Доком Макги (США) и промоутером Ози Хоупом (Германия)
В №11 «АН» от 20 марта была опубликована первая часть материала, в которой рассказывалось о событиях конца 80-х годов прошлого века, времени, когда создавался сам проект «Парка Горького» и где всё рассказывают непосредственные участники.
Стас Намин уточняет, записи производились на студии брата Денниса Берарди Майкла в Нью-Джерси, там же записывался Джон Бон Джови, Берарди соглашается: «Я не понимаю, что они имеют в виду, когда говорят, что всё сделали сами. Они не сделали ничего». Что же касается поиска музыкального направления группы, то, как уже отмечалось выше и подтверждается словами Белова, первая песня «Парка Горького», с которой фактический началась стилистика будущего репертуара, – «Девочка из Нью-Йорка» – была сочинена Стасом Наминым на стихи Евгения Евтушенко, главный хит Bang написал Николай Носков. Хотя формально по договорённости с Беловым они решили во всех песнях указать общее авторство, реально Носков написал четыре песни для нового альбома, в том числе Bang. «Стас постоянно контролировал процесс: как пишется, что пишется. Это фигура, которая всё время была рядом», – отмечает Николай Носков.
По его словам, «говорить о Стасе Намине – как о Ленине говорить»: «Можно сказать просто «Стас Намин» – и всё понятно. О нём надо долго говорить, потому что фигура такая глобальная, одиозная. Человек, любящий себя, любящий жизнь. Такой многогранный, умеет много чего и много что сделал».
Он особо подчёркивает многогранный талант Стаса Намина: «Он вдохновитель. Он музыкант и фотограф, художник, одним словом, т.е. многогранный человек. А в «Парке Горького» он сыграл ключевую роль как менеджер, продюсер, скажем так, и всё остальное».
То же самое в 2011 г. говорил и Александр Маршал: «Стас нашёл людей, которые написали тексты. Ведь это же нужно было, не зная языка, написать стихи по-английски. А как это сделать? Но Стас-то знает язык. Поэтому это всё происходило как-то вот так. С его стороны было очень много вещей, благодаря которым «Парк Горького» стал тем, кем он стал, собственно говоря…»
Кстати, одним из авторов песен, включая Bang, был брат Денниса Берарди Майкл.
Итак, Стас Намин придумал идею и концепцию группы, придумал название и логотип, собрал коллектив, написал первый сингл, который он не включил в альбом, и нашёл авторов остальных песен, предоставил музыкантам инструменты, оборудование и площадку для репетиций и подготовки демозаписи, платил музыкантам зарплату, но… может быть, Белов и Миньков сами вышли на западных продюсеров, договорились о записи альбома в США, съёмках клипа, совместной песне с Бон Джови и участии в культовых ивентах: концерте Scorpions в Ленинграде и Фестивале мира в «Лужниках»? Кажется, всё было не совсем так…
1988 год. Музыкальный обозреватель МК Артур Гаспарян спрашивает у американского продюсера Дона Кинга, что его заставило приехать в Москву. Ответ довольно однозначный: «Знакомство со Стасом Наминым. В Америке я услышал о гастролях какой-то группы из России, которая, как мне сказали, играет рок. Я очень удивился и пошёл на концерт. Я, как любой негр, чувствительный к музыке человек. Сказать, что услышанное на концерте восхитило меня, – не сказать ничего. У меня всё перевернулось внутри. Я сказал себе: «Дон, Америка должна узнать русский рок во что бы то ни стало!» Мы познакомились со Стасом. Теперь я приехал в Москву, чтобы специально выбрать в его музыкальном центре группы для показа в Америке и заключить с ним долгосрочный контракт».
Разумеется, первой группой, выбранной для десятилетнего контракта, стал «Парк Горького». «Парк Горького» в Америке станет тем же, чем для вас когда-то стали «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Я не сомневаюсь и берусь за дело с уверенностью. Поверьте, я никогда не прогадываю», – говорит промоутер российскому журналисту. Команда Дона Кинга сняла фильм о визите в Центр Стаса Намина и знакомстве с его группой «Парк Горького». Кстати, именно Дон Кинг в своей передаче на американском ТВ показал первый клип группы «Парк Горького», где с группой играл и Стас Намин.
А вот всё тот же юный Белов для программы «Серп и гитара» в 1987 году: «Они говорили со Стасом о мировом турне, и Стив Либер сказал, что им нужно потратить два с половиной миллиона долларов, чтобы сделать группу популярной…»
Это подтверждает и Владислав Петровский: «Стас приглашал сюда Куинси Джонса, Фрэнка Заппу, а потом Бон Джови и президента Polygram Дика Эшера и показал им «Парк Горького». Тогда после этого был контракт, и их привезли в Штаты, Стас их отправил туда записываться дальше».
В сюжете на советском телевидении запечатлён момент подписания Стасом Наминым контракта с представителями лейбла Polygram на выпуск альбома. Вскоре «МК» с восторгом напишет о том, что советская группа улетела в Нью-Йорк на полгода записываться на лейбле, входящем в «Большую шестёрку». «Ребята были взволнованы и ещё не до конца понимали, что их ожидает там, по ту сторону океана, хотя это была их далеко не первая поездка на Запад. Лишь один человек среди них был спокоен и уверен в том, что происходит, – Стас Намин. Он организовал «Парк Горького» и ехал теперь в Америку как их менеджер», – пишет журналистка Людмила Браташ в номере «Московского комсомольца» от 11.08.1988.
Незадолго до того как отправить ребят в США записывать альбом, Намин добился, чтобы они выступили на разогреве у Scorpions на их знаменитом ленинградском концерте. «Scorpions приезжали через него. Естественно, он им ставил в разогрев группу «Парк Горького», свой новый проект. Всё очень просто. Мы от Центра были. Стас приглашал Scorpions. Они общаются и до сих пор. Они друзья между собой», – отмечает Петровский.
Роль Стаса Намина в организации Московского международного фестиваля мира в «Лужниках» не оспаривает, кажется, никто – особенно после интервью Дока Макги в фильме «Вселенная Стаса Намина». Поскольку во время фестиваля «Парк Горького» как раз был в США и записывал там альбом, Стас Намин вместе со своим другом и американским партнёром по организации фестиваля Доком Макги обеспечили поездку музыкантов в Москву, чтобы они могли выступить в «Лужниках» на одной сцене с Оззи Осборном, Бон Джови, Skid Row, Mtley Cre, Cinderella и другими знаменитыми артистами. Маршал потом не раз вспоминал, какое впечатление на него произвёл полёт в одном самолёте с Оззи Осборном.
Именно связи, широкий круг знакомств Стаса Намина на Западе сделали возможным феномен «Парка Горького». Все связи группы замыкались на Стаса Намина, именно поэтому покинувшим проект музыкантам не удалось построить самостоятельную карьеру на Западе. Случившееся в Штатах во время гастролей в строгом смысле не было «распадом группы». Белов и Миньков попросту не вернулись из командировки – вполне распространённая практика среди советских артистов. «Дело в том, что Стас-то был уже в России, а мы-то остались там. Он нам говорил: «Приезжайте». Мы не хотели ехать обратно. Вот в чём дело. Мы не хотели ехать в Россию. Мы могли бы взять и приехать, поехать в тур по России. Было бы здорово. Но мы просто хотели там остаться. Единственное, что и произошло, собственно говоря», – вполне откровенно признаётся Александр Маршал.
По словам Денниса Берарди, группа фактически «дезертировала», однако это не встретило никакого понимания ни у Polygram, ни у других представителей индустрии, ни у публики, которая очень скоро потеряла к коллективу без главного солиста интерес. «Я работал с проектом «Парк Горького» до середины 1990 года. А после того как мы организовали их первые гастроли по США, они неожиданно исчезли и перестали контактировать. Когда в 1990 году группа фактически распалась, с ней, естественно, прервала контракт и фирма Polygram Records. На этом американская карьера группы «Парк Горького» закончилась», – рассказывает он.
С точки зрения закона
В 1992 году, как только в новом российском законодательстве появилась такая опция, Стас Намин зарегистрировал серию словесных и изобразительных обозначений, связанных с группой, в качестве товарных знаков для широкого набора классов товаров и услуг, в частности, разумеется, для концертной деятельности, звукозаписи и рекламы. То есть по существующим документам с 1992 года Центром Стаса Намина официально зарегистрированы название «Парк Горького» и логотип GP в виде серпа и молота, и с тех пор регистрация продлевалась несколько раз. Сегодняшняя регистрация действует до 2031 года.
Регистрация товарного знака означает простой факт: никто не имеет права использовать данное обозначение в коммерческой деятельности, связанной с концертами, рекламой, звукозаписью или схожими видами бизнеса. Причём использовать нельзя не только обозначение как таковое, но и любые схожие с ним до степени смешения. Законодательство о товарных знаках не подразумевает дискуссий о влиянии или заимствованиях, характерных для авторского права. Здесь всё просто: если товарный знак зарегистрирован законно, его нельзя нарушать. Нельзя просто взять и начать продавать антипиратское ПО под брендом «Касперский». Нельзя производить свой лимонад и назвать его «Кока-кола». И разумеется, нельзя давать концерты, записывать альбомы или организовывать промоушен с использованием выражения «Группа Парк Горького». Ровно до тех пор, пока правообладатель будет продлевать действие товарного знака в Роспатенте.
Теоретически оспорить товарный знак было бы возможно, если бы он не использовался более трёх лет. К слову, те, кто незаконно использовал название, вполне могли бы сделать такую попытку в те 30 лет, пока Намин был далёк от, как мы выяснили, созданного им проекта «Парка Горького» и занимался совершенно другими проектами. По закону любой может попытаться оспорить товарный знак, если он не используется в коммерческой деятельности более трёх лет. Но, к счастью или к несчастью, заклятые друзья Намина просто не додумались это сделать, наверное, будучи уверенными, что Намин уже забыл про свой проект и смирился с его кражей. Теперь же, когда группа в новом составе не только законно возродилась, но и начала активно выступать и записываться, это абсолютно невозможно. Кроме России товарный знак «Парк Горького» зарегистрирован Центром Стаса Намина до 2031 года на территории США и европейских государств, то есть зарубежные гастроли с этим названием без участия его законного владельца тоже едва ли могут законно состояться. Более того, Алексей Белов уже проиграл суд «за незаконное использование товарного знака» и даже частично выплатил компенсацию в полтора миллиона рублей.
А вот что говорит о товарном знаке и ответственности за его нарушение адвокат, президент Коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и Партнёры» доктор юридических наук Караханян Самвел Гургенович: «Закон устанавливает, что любое незаконное использование товарного знака влечёт неблагоприятные последствия для нарушителя. Это означает, что лицо, которое не получило согласие от правообладателя товарного знака, зарегистрированного в отношении конкретных товаров и услуг, не может маркировать им свои однородные товары и услуги. Но если такое всё-таки произошло, нарушитель должен быть готов не только к репутационным потерям, но и материальным – например, уничтожению за его счёт контрафактных товаров, выплате компенсации за каждый факт нарушения до 5 млн руб., возмещению причинённых убытков».
При всём этом надо понимать, что лидер и вокалист первого состава Николай Носков полностью поддерживает Стаса Намина и новый состав возрождённой группы и выступает с ним на концертах, а гитарист первого состава Александр Яненков даже сам в 2022 году подал Намину идею возродить группу с новым составом. Но оставшиеся от старого состава двое музыкантов почему-то упорно называют именно себя настоящим «Парком Горького». Это трудно объяснить, особенно если учесть, что с момента ухода главного солиста Николая Носкова это был фактически уже совсем не «Парк Горького», который стал в конце 1980-х известен в мире. Так же как The Rolling Stones без Мика Джаггера, Aerosmith без Стива Тайлера, The Doors без Джима Моррисона и т.д. А если ещё учесть, что Носков был не только «голосом» и «лицом» первого состава, но и автором песен, то называться группой «Парк Горького» без него – просто абсурд, даже если бы это был не продюсерский проект.
Выводы
Таким образом, получается, что уже много лет, как нет даже незаконной группы, которая использовала название в 1990‑х, при этом существует созданный в 2022 году, также в Центре Стаса Намина, законный и реальный состав группы «Парк Горького», который успешно выступает, записывает песни и который поддерживают практически все известные рок-музыканты России. Однако двое из бывшего состава всё равно упрямо продолжают настаивать на своей правоте, не желая внимать логике, здравому смыслу и закону, будто существуя в какой-то параллельной реальности.
В результате нашего журналистского расследования мы выяснили, что фактически группа «Парк Горького» – это продюсерский проект, созданный в конце 1980-х в Центре Стаса Намина.
Поделиться
Поделиться