О серии «Великие правители Евразии» и об обосновании евразийства как национальной идеи

Очень важной и актуальной проблемой была и остаётся в течение последних нескольких десятилетий проблема поиска национальной идеи для России. Есть мнение (хотя, как представляется, преувеличенное), что у русского народа вообще никогда не было национальной идеи, что у него всегда была идея мессианская. Как бы то ни было, национальная идея нам необходима. И наш гражданский долг – оказывать всемерное содействие государству и обществу в её поиске.
Издаваемая сейчас серия книг «Великие правители Евразии» (часть книг уже вышла, часть находится в печати или пишется) ставит своей задачей показать историю России как страны, вокруг которой постепенно сформировалось органическое Евразийское единство восточнославянских и степных народов и которая со временем (начиная с эпохи позднего Средневековья – и до наших дней) стала единственной страной, способной в силу различных причин (геополитических, экономических, военных и т.д.) доминировать на этом Евразийском славянско-степном пространстве. Соответственно, предлагаемая читателю серия книг ставит и задачу показать, что наилучшей национальной идеей для России является именно идея Евразийская.
Однако, прежде чем переходить к обсуждению вопроса о национальной идее, необходимо сделать несколько оговорок. Так, нельзя, как многие делают, смешивать национальную идею с идеологией. Необходимо пояснить, в чём разница между этими понятиями. Согласно классическому определению «Философской энциклопедии», идеология – это система концептуально оформленных идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики –классов, наций, общества, политических партий, общественных движений – и выступает формой санкционирования существующего в обществе господства и власти. Однако, как представляется, на выражение интересов, мировоззрений и идеалов всего общества идеология может претендовать (как правило, необоснованно) только в обществе тоталитарном с его принудительным единомыслием. В нормальном обществе идеология может выражать интересы лишь тех или иных его частей (классов, партий и т.д.).
При этом идеология – это, как правило, набор жёстко заданных догм, «шаг вправо, шаг влево» от которых «считается побег». Иное дело национальная идея – в отличие от жёстко регламентированной идеологии она предполагает большое разнообразие мнений, взглядов, концепций, направленных на максимально возможную её реализацию. Таким образом, национальная идея – это общая парадигма национального развития, в рамках которой возможен достаточно широкий диапазон мнений и концепций по её наилучшей реализации. То же евразийство как национальная идея имеет много направлений – от авторитарных и даже тоталитарных до вполне себе демократических (по меркам соответствующей эпохи, естественно). Это относится как к теоретикам евразийства, так и к практикам. Серия «Великие правители Евразии» помимо иных проблем освещает и проблему разных направлений в евразийстве среди правителей-практиков. В частности, основателя России – Евразии как таковой Владимира Мономаха вполне можно назвать носителем демократических по тем временам тенденций, как и большинство его ближайших преемников, как и раннего (до Опричного переворота) Ивана Грозного. А вот о позднем Иване Грозном, не говоря уже о таких неславянских правителях Евразии, как Аттила (которому посвящена наша монография «Аттила – хозяин Европы») или Чингисхан (работы о Чингисхане и Иване Грозном также будут написаны и войдут в серию «Великие правители Евразии»), этого никак не скажешь…

Пир Аттилы. Худ. Тан Мор (1870)
Национальную идею нельзя путать и с национальными интересами, под которыми можно понимать самоподдержание, самовоспроизводство, сохранение самотождественности страны и народа, адаптацию к меняющемуся миру, успех в борьбе за сохранение собственной ниши в мире, постоянное поддержание конкурентоспособности относительно других народов. Всё это, безусловно, важно и нужно, но это не национальная идея. А вот обеспечение в том числе и геополитической безопасности страны как гаранта успешной реализации национальных интересов, том числе и путём достижения страной её естественных (применительно к России – евразийских) границ, в национальную идею вполне вписывается. Об этом говорилось, в частности, в нашей работе «Владимир Мономах Великий – Первый Русский Правитель Евразии», как и о других шагах Мономаха по обеспечению безопасности Руси – например, о походе 1076 года против Германской империи (и союзной ей Чехии), в которой Мономах сумел разглядеть потенциальную серьёзную угрозу и, есть основания думать, отсрочил немецкий «Натиск на Восток» по меньшей мере на столетие.
Имеется мнение, что национальная идея России – «отстаивать принципы добра и справедливости во всех областях человеческой деятельности». Такой подход тоже не годится. Отстаивать добро и справедливость – это не привилегия России или какой-либо другой страны, а моральный долг любого порядочного человека в любой стране. Хотя глупо при этом отрицать, что сильная Россия – это надёжный гарант порядка и стабильности в Европе, Азии да и во всём мире. Ещё И.А. Ильин отмечал, что крушение в 1917 году Российской державы привело к весьма негативным последствиям как для «Запада», так и для «Востока». Идеи Ильина не потеряли актуальности и сейчас: важной составляющей евразийства как национальной идеи должно быть сохранение и поддержание мира и стабильности, по крайней мере на всём материке Евразия.
Но и эта традиция уходит корнями во времена Мономаха. Так, победа над половцами-кипчаками и создание Русско-кипчакского полицентрического государства, чему в работе о Мономахе уделено несколько глав, привела не только к установлению понятного и предсказуемого порядка на Евразийском пространстве, но и способствовала стабилизации ситуации на всём Евразийском континенте более чем на сто лет, вплоть до начала завоеваний Чингисхана. Так, русичи и кипчаки совместными усилиями отражали нападения как с запада (например, венгров в 1146 г.), так и с востока (например, турок в 1222 г.); кипчаки также помогли победить турок Грузии (при Давиде Строителе), а шахам Хорезма – создать единое государство в Средней Азии (и в Иране).
При этом в отношении национальной идеи представляется правильным подход, которого придерживается «Философская энциклопедия»: «Национальная идея – это систематизированное обобщение национального самосознания в его надвременном бытии, представленное чаще всего в форме социально-философских или общественно-политических текстов, художественных произведений.
Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, нации… Национальная идея призвана дать ответ на ряд вопросов, характеризующих народ. В частности, вопрос истории и возникновения нации, а также вопрос об исторической миссии и о смысле существования».
Серия наших книг «Великие правители Евразии», отчасти уже вышедших, отчасти пишущихся или готовящихся к выходу, ставит своей задачей не только показать историю России как главной страны на Евразийском континенте, как единственной страны, способной в наше время доминировать на Евразийском пространстве, но и продемонстрировать историческую связь времён и преемственность Древней Руси и наследовавшей ей России вообще и Великих русских правителей России – Евразии в частности, с одной стороны, и современного развития России как Евразийского государства, с другой.
Развитие России в XXI столетии является важной составляющей всего исторического цикла, начатого Владимиром Мономахом ещё в XI столетии. В свою очередь, Мономах опирался на героическое прошлое других Великих русских правителей: князей Рюрика, Олега, Игоря, Святослава, Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича. Однако именно его роль в создании России как Евразийского славянско-степного единства представляется решающей, о чём и сказано в нашей работе «Владимир Мономах Великий – Первый Русский Правитель Евразии».
Поэтому именно историческая связь времён и преемственность развития Руси – России как Евразийского государства, а также и преемственность прошлых, нынешних и, надо полагать, будущих Великих правителей России – Евразии является главной и основной в истории всего Российского государства и важным аргументом в пользу Евразийской идеи как национальной.
В работах серии «Великие правители Евразии», в тех из них, которые касаются русской (российской) истории, показано: Россия возникла и развивалась как Евразийское государство, первоначально в форме созданного Владимиром Мономахом Русско-кипчакского полицентрического государства, затем – в XIII–XV веках в виде единого целого с Золотой Ордой, когда при всей жестокости и негативных последствиях золотоордынского ига всё же сохранялись и отношения симбиоза Руси и Степи, а с XV–XVI веков – в форме Российского государства. Представляется, что и в дальнейшем Россия должна существовать в такой форме, в том числе осуществив и интеграцию с другими евразийскими государствами (Украина, Белоруссия, Казахстан, Киргизстан). Об этом помимо серии «Великие правители Евразии» было написано в нашей работе «Евразийство: история, современность, перспективы».

Половецкие воины на службе у Владимира Мономаха Великого
Перспективы нашего общеевразийского будущего, таким образом, тоже должны быть основаны на преемственности, какими бы туманными они ни казались в сегодняшней непростой обстановке. «Важно беречь непрерывность исторического развития», а также беречь связь поколений, отмечал президент В.В. Путин ещё 29 февраля 2024 года в очередном Послании Федеральному Собранию. А 19 декабря 2025 года в ходе прямой линии он сказал: «Мы, жившие в России в нескончаемом потоке времени… с благодарностью воспринимали всё, что было сделано нашими предшественниками, нашими предками».
При этом под «предшественниками» и «предками», по нашему мнению, нужно понимать представителей всех народов Евразийского единства. Это подчёркивается нами во всех наших работах, посвящённых евразийству в целом и великим правителям Евразии в отдельности. И правильной представляется позиция евразийцев о национализме («евразиец №1» Н.С. Трубецкой употребляет это слово в хорошем смысле как синоним патриотизма), который должен быть не русским и даже не общевосточнославянским, а общеевразийским или, если кому-то не нравится этот термин, общероссийским. Как отмечают многие авторы, люди, проживающие на территории России (тут следовало бы сказать шире: «на территории Евразийского единства»), называют себя русскими независимо от национальности, русские – это люди, следующие национальной идее России, и название «русские» может совпадать, а может не совпадать с национальностью по паспорту (которая, впрочем, в паспортах россиян давно уже не указывается).

Змей Тугарин (одно из изображений)
Вся наша история, по крайней мере от Владимира Мономаха, отражённая в наших посвящённых Евразийскому единству и его правителям трудах, говорит: у нас, евразийцев, была и, несмотря на все нынешние проблемы, есть и будет общая история. Мы вместе созидали, вместе и воевали. В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне в первую очередь надо, конечно, вспомнить как об общеевразийском военном мероприятии именно о ней. И президент России В.В. Путин много и обстоятельно говорит об общей Победе над врагом и отдаёт ей должное, в том числе и в евразийском аспекте. Так, в ходе визита в Бишкек 25 ноября 2025 года В.В. Путин совместно с главой Киргизстана Садыром Жапаровым возложили венки к Вечному огню на площади Победы в Бишкеке. То, что было заложено Мономахом в XI–XII веках, продолжило давать свои плоды и в ХХ, и в ХXI веках.
В.В. Путин в одном из выступлений по случаю 80-летия Победы сказал: «Важно беречь историю и память о солидарности предков в борьбе с нацизмом». А ранее Путин заявил, что Россия чтит всех, кто вносил вклад в общую Победу над нацистами в Великой Отечественной и Второй мировой войнах. Из контекста видно, что речь идёт также и о союзниках по антигитлеровской коалиции; тем более нельзя не чтить память бывших соотечественников по СССР (и, верим, будущих по единому Евразийскому государству), какие бы проблемы ни существовали в современном мире.
Однако, как бы ни были важны и правильны разговоры об общеевразийской Победе над нацизмом, разве Великой Отечественной войной исчерпывается наше общее славное прошлое? Хотя бы из уже вышедшей работы «Владимир Мономах Великий – Первый Русский Правитель Евразии» очевидно: нет! Ещё со времён Владимира Мономаха евразийские народы – жители как Руси, так и Степи – осознавали себя единым целым по отношению к внешнему миру. Русичи и кипчаки совместно воевали, совместно побеждали, отстаивая своё общее Евразийское пространство, постепенно превращавшееся в общее Отечество.
Видно из работы «Евразийство: история, современность, перспективы» и будет видно из дальнейших работ из серии «Великие правители Евразии»: в определённой мере сохранялось это единство и в «злогорькие» (по выражению русских летописей) годы золотоордынского ига, в том числе и по отношению к другим, кроме Золотой Орды, частям империи Чингисидов. Кстати, как представляется, в современных школьных учебниках истории совершенно правильно заменили термин «татаро-монгольское иго» на внеэтническое «господство Золотой Орды», ибо, как мы доказываем в наших работах, дело тут не в этническом факторе, а в социально-политическом. Тем более Евразийское единство сохранялось в рамках Российского государства. И проявлялось в том числе и в войнах, которые Россия вела.
Так, в Отечественной войне 1812–1814 годов против Наполеона принимали участие практически все народы России, в том числе и евразийцы – тюркские и монгольские этносы: крымские и казанские татары, башкиры (башкирские лучники, которых французы прозвали «амурами», дошли по крайней мере до Лейпцига, если не до Парижа), калмыки, ногайцы, казахи… Есть отрывочные сведения о том, что ещё до этого казахские ополченцы в составе лёгкой конницы Российской армии принимали участие в Семилетней войне 1756–1763 годов, в осаде и взятии Берлина, а также в Русско-шведской войне 1788–1790 годов. А уж участие татар, башкир, калмыков в этих и многих других войнах хорошо известно.
Нельзя не упомянуть и Первую мировую войну, которую тогда также называли Отечественной, но потом незаслуженно забыли на долгие десятилетия.
Славные боевые страницы нашей общей истории (а таковыми она отнюдь не ограничивается – можно вспомнить и культурное сотрудничество, и экономику, и многое другое) говорят о том, что нам есть чем гордиться и что вспоминать в нашем общеевразийском прошлом, и у нас есть все основания считать евразийство национальной идеей, а стремление к восстановлению Евразийского единства народов – национальной задачей.
Дальнейший Евразийский путь России, как мы убеждены, невозможен без национальной идеи, каковой для страны вообще и для нас как для профессиональных историков в особенности может и должна стать идея Евразийского Русского исторического патриотизма.
Россия как великая Евразийская держава не может дальше развиваться без этой национальной идеи. Почему это так? Потому что вся история России связана с патриотизмом, служением своему Отечеству. Поэтому главный источник Евразийского Русского патриотизма – именно наша история.
Добавим также, что на сегодняшний день история как никогда становится орудием большой политики. Поэтому наша работа «Евразийство: история, современность, перспективы» и работы из серии «Великие правители Евразии» предназначены не только и даже не столько для политиков и политологов, сколько для преподавателей истории на всех уровнях – от школы до послевузовского образования. Именно образование будет занимать очень важное, возможно, важнейшее место в развитии и продвижении Евразийской Русской национальной идеи, а точнее – в патриотическом воспитании.
По этой причине и по многим другим мы надеемся, что наши работы внесут свой вклад в выработку национальной идеи для России.
В заключение хочется сказать, что Евразийская идея как национальная для России не является случайностью. Она начала осуществляться ещё Владимиром Мономахом и в дальнейшем служила основой для той политической линии, которую проводили, пусть не всегда это осознавая, все великие правители России: Иван III, Иван Грозный, Пётр I, Екатерина II, Александр II, Александр III… Неслучаен, абсолютно закономерен приход к власти В.В. Путина, который продолжает политику предыдущих правителей России, направленную на евразийскую интеграцию, а это значит, что историческая связь времён реально существует.
И последнее. Сторонником Евразийского пути России был и такой выдающийся государственный деятель, как П.А. Столыпин. Вошедшие в историю его слова: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!» и сегодня, несомненно, должны быть руководством к действию.
Автор: Вадим МИНГАЛЁВ

СПРАВКА «АН»:
Вадим Мингалёв — историк, политолог, аналитик, геополитик, председатель правления Международного общественного движения «Открытая Конфедерация Евразийских Народов» МОД «ОКЕАН».
Читайте также:
Современный Мономах – это Владимир Путин
Поделиться
Поделиться





