Мошенники обманывают россиян, используя голоса их родных и знакомых
Фото: Global Look Press © Svetlana Vozmilova
Мошенники продолжают осваивать новые технологии. Так, в компании RTM Group сообщили, что в январе 2024 года на россиян было совершено более 2 тысяч атак с помощью дипфейков. Для выманивания денег генерируются голоса родных и знакомых.
«Если раньше все ограничивалось придуманной текстовой информацией, то теперь злоумышленники пошли еще дальше — в открытый доступ в 2023 году попали алгоритмы, способные осуществлять подмену голоса практически в реальном времени», — отметил руководитель направления кибербезопасности RTM Group Артем Бруданин. Обработанный голос может произнести любой заданный текст.
По данным RTM Group, около 20% атак были направлены на сотрудников коммерческих организаций с целью кражи конфиденциальных данных.
«Уже есть кейсы, когда видеоконсультация банков приводила к тому, что деньги уплыли. К этому виду фрода мы пока не готовы от слова совсем. Здесь нужно будет создавать серию новых процессов и новых технологий. Пока, к сожалению, успешность была 100 из 100», — рассказал Вадим Кулик, зампред правления ВТБ.
Известно, что при звонке или видеозвонке пользователь может увидеть сгенерированное нейросетью изображение или услышать смоделированный голос собеседника.
«Причем обычно дипфейк используется не для имитации реальных знакомых атакуемого пользователя, а для сокрытия лица реального преступника, чтобы невозможно было установить его личность и задокументировать следы преступления. Иногда могут использоваться изображения известных актеров или политиков», — сообщили в ВТБ.
В финансовых организациях отмечают, что защищать клиентов от обмана с использованием новой технологии можно теми же методами, что и с предшествующими схемами. Например, в ВТБ реагируют на нетипичное поведение пользователя — когда он внезапно решил перевести крупную сумму на неиспользуемый им ранее счет или же взять большой кредит. Тогда можно приостановить эту операцию и провести разъяснительную работу с клиентом.
В Росбанке считают, что важным элементом сдерживания действий мошенников является повышение финансовой грамотности, то есть информирование клиентов о наиболее популярных схемах мошенничества, включая схемы с использованием искусственного интеллекта и дипфейков.