МиГ-21 – летающая история конфликтов - Новости Городов
Общество

МиГ-21 – летающая история конфликтов

Страшно сказать – 16 июня 1955 года, 70 лет назад, в небо впервые поднялся опытный Е-4 с треугольным крылом. Это был прототип суперхита мирового авиастроения и предмет особой гордости ОКБ Микояна – будущий фронтовой истребитель МиГ‑21. По данным источников, без учёта построенных в Китае приблизительно 2500 самолётов было произведено 11 тысяч 496 «МиГов». И сегодня этот выдающийся истребитель стоит на вооружении в нескольких странах. Сейчас, когда Ближний Восток полыхает, надо помнить – МиГ-21 достойно прошёл практически все конфликты второй половины XX века и успел повоевать даже в XXI.

Балалайка вошла в классику

Главным конструктором МиГ‑21 был Анатолий Брунов. Сначала в должности заместителя главного конструктора ОКБ, потом, с 1957 года, приказом по Министерству авиационной промышленности СССР Брунова назначили главным конструктором по самолётам-истребителям. Самолёт был построен по среднепланной схеме с треугольным крылом и цельноповоротным управляемым стреловидным стабилизатором. За характерный внешний вид был прозван советскими лётчиками «Балалайкой». В то время – революция в авиастроении. Но сначала крыло было стреловидным, как на истребителях МиГ‑15 и других предшественниках! Постройка опытной машины была закончена в декабре 1954 года, и Е-2 был отправлен в ЛИИ, где 14 февраля 1955 года состоялся его первый полёт. Опытный самолёт достиг скорости в 1700 км/ч, при этом обнаружилась неприятная особенность крыла большой стреловидности – на больших углах атаки самолёт самопроизвольно задирал нос до полной потери несущих свойств крыла и сваливался в штопор.

Но параллельно в ОКБ велись работы над самолётом с треугольным крылом под обозначением Е-4. Новое крыло сохранило стреловидность в 57° по передней кромке, обеспечивало машине хорошую маневренность. Фюзеляж и хвостовое оперение были аналогичны Е-2. Первый полёт этой машины состоялся 16 июня 1955 года.

Потом было множество модификаций самолёта, его оснащали всё более мощным двигателем, но концепция не менялась – в небе появился бескомпромиссный лёгкий однодвигательный сверхзвуковой воздушный боец. Считалось, что эпоха ближних маневренных боёв, как в годы Второй мировой, уходит в прошлое и основным видом воздушного боя будут сближение самолётов на огромной скорости и поражение цели с первого залпа ракет или пушек. Скорость была в приоритете. Лётчик-испытатель Георгий Мосолов на самолёте, получившем обозначение Е‑66, 31 октября 1959 года установил абсолютный рекорд скорости – 2388 км/ч, а позже, через год – 16 октября 1960-го, был установлен рекорд скорости на дистанции 100 км – 2146 км/ч. Так что МиГ-21 по скорости не уступает большинству современных западных истребителей.

Асы и войны

МиГ-21 стоял на вооружении почти 50 стран! И что парадоксально – среди самых результативных лётчиков-асов, воевавших на МиГ-21, нет советских и российских пилотов. На первом месте вьетнамский ас Нгуен Ван Кок с 13 победами, на втором – сирийский Бассам Хамшу. Из первой «десятки» девять – лётчики из Вьетнама.

Израильская спецслужба МОССАД с успехом провела операцию, в результате которой 16 августа 1966 года капитан ВВС Ирака Мунир Редфа перегнал МиГ-21Ф-13 на авиабазу Хатцор. В Израиле «МиГ» получил бортовой номер «007» (Джеймс Бонд) и испытывался местными лётчиками. В США стало известно о наличии у израильтян новейшего советского истребителя, и в обмен на аренду МиГ-21 Израилю было предложено приобрести современные американские самолёты F‑4 «Фантом». Израиль согласился, и таким образом МиГ‑21 оказался в США, на авиабазе Грум-Лэйк, куда его доставили транспортным самолётом. Результатом стало формирование в авиации ВМС США Тактической школы лётчиков-истребителей ВМС, более известной как «Топ Ган».

ВВС США подошли к вопросу более осторожно, но и более масштабно: постепенно были сформированы эскадрильи «агрессоров» на советской технике и регулярно стали проводиться учения «Рэд Флэг». Для ремонта двигателей был заключён контракт с компанией «Дженерал Электрик», где в последующем на заводе компании двигатели проходили плановые профилактические ремонты через каждые 75–125 часов наработки. Такая практика позволила добиться просто невероятного общего ресурса двигателей, доходившего до 8000 часов.

Для соблюдения режима секретности, для того чтобы не указывать в отчётных документах подлинное наименование самолёта, МиГ-21 в США получил индекс YF-110.

1 апреля 1977 года «подразделение 1» официально вошло в штат 57-го авиакрыла как 4477‑е лётно-испытательное звено «Красные орлы», с дислокацией на авиабазе Неллис. Все лётчики получили позывной «Бандит». И такая карьера у МиГ-21 тоже была!

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»