«Кадровый голод» в России: «Ладу» будут собирать трудовые мигранты
Freepik Company
Кадровый дефицит постепенно становится проблемой России? В августе о проблеме с кадрами высказался Министр внутренних дел Владимир Колокольцев. По словам министра, МВД уже более пяти лет испытывает нехватку кадров. В ноябре 2022-го Колокольцев отмечал, что дефицит составляет 90 тыс. человек, сейчас некомплект уже критический.
Затем председатель правления ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач озвучил подобную проблему в транспортной сфере. Как сказал Храпач, в последние десять лет отмечается нарастание дефицита водителей грузового и пассажирского транспорта. Для понимания масштабов проблемы следует учитывать, что 69,2% грузов и 58,2% всех пассажиров в России перевозятся транспортными средствами, управляемыми профессиональными водителями. По официальным данным Минтранса РФ, в сфере перевозки пассажиров среднесписочная численность работников за 2022 г. сократилась от 5,3% до 15,3%, в зависимости от вида перевозок, а в сфере перевозки грузов — увеличилась на 5,6%.
Далее о проблеме нехватки рабочих в строительной отрасли заговорили правительственные чиновники. По словам заместителя Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина, в настоящий момент дефицит кадров в строительной отрасли составляет около 50 тысяч человек, а по прогнозам на дальнейшее — дефицит рабочих со строительными специальностями достигнет 400 тысяч человек к 2030 году.
Теперь заявлено о нехватке рабочих в автомобилестроительной отрасли.
Вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами АО «АвтоВАЗ» Сергей Громак заявил, что в российском автопроме наблюдается серьёзный дефицит рабочих и инженеров. Список вакантных позиций «АвтоВАЗа» насчитывает 105 пунктов — от рабочих литейного производства и грузчиков до руководителей проектов и начальника бюро. «КамАЗу» требуются сотрудники более, чем на 130 должностей, УАЗ ищет рабочих на 60 различных профессий.
Из-за этого АвтоВАЗ, «Соллерс», КамАЗ и другие заводы активно ведут работы по поиску и набору кадров, при этом они соперничают друг с другом за высококлассных специалистов и создают специальные бригады, которые занимаются поиском персонала по всей стране. И не только. Как стало известно, «АвтоВаз» из-за нехватки рабочей силы решил набрать на работу гастарбайтеров из Средней Азии.
Всего АвтоВаз планирует трудоустроить до конца 2023 года 1 тыс. мигрантов из Узбекистана. Но пока заключено соглашение о трудоустройстве 500 мигрантов. Получать они будут в среднем 67-74 тысяч рублей в месяц. Не такие уж и маленькие деньги по меркам Самарской области и города Тольятти.
Глава АвтоВаза Максим Соколов в качестве причины такой меры назвал то, что из Тольятти, кто хотел устроиться на АвтоВаз давно устроился и местные просто не хотят там работать. Однако в комментариях под статьями посвящённой данной теме, местные жители часто пишут, что АвтоВаз платит местным жителям значительно меньше, чем мигрантам. И если бы местным платили так же по 67-74 тысяч на аналогичных должностях, то они бы с радостью пошли работать на завод.
Известно, что данный опыт будут расширять, и возможно очень скоро на работу приедут граждане из других постсоветских республик, а может и из дальнего зарубежья. Но есть и большой минус данного решения — всех «иностранных специалистов» необходимо будет обеспечить жильем и поставить на миграционный учет, что приведет к дополнительным затратам. Да и расстояние до Узбекистана составляет более 2500 км, а это снова затраты, на проезд до завода. Да и просто взять людей и поставить их работать на сборочный конвейер или сварочные операции вряд ли получится. Необходимо их обучение, минимум в течение 2-2,5 месяца. А это снова затраты. Соответственно, это может отразиться на конечной стоимости выпускаемых «АвтоВазом» автомобилей.
Однако первые мигранты из Узбекистана уже приступили к работе. Работать они будут по рабочим специальностям. Таким, как маляры, штамповщики, сварщики, слесари, специалисты по металлам и сплавам.
Кстати, ещё одной проблемой российского автопрома, помимо нехватки рабочих рук, называют острую нехватку автовозов и водителей для перевозки автомобилей с заводов к дилерам.
Привлекать на работу граждан из Узбекистана планирует и «КамАЗ». Владеющая Ульяновским автозаводом компания Sollers пока следовать примеру коллег из Тольятти не планирует.
Ранее проблему кадрового голода на предприятиях российского автопрома уже пытались решить с помощью «зеков». Весной стало известно, что автозавод «Урал» в связи с расширением производства принял на работу 100 осужденных за различные преступления, направленных по линии ФСИН, а еще в 2022 году в механосборочном цеху и на главном конвейере «Урала» работали 30 осужденных за нетяжкие преступления, направленные из колоний-поселений. А в середине июня ФСИН по Самарской области раскрыла аналогичные планы «АвтоВАЗа» по привлечению к работам заключенных.