Государство может начислять социальные выплаты без участия россиян
Одной из цифровых «фишек» социальной сферы в последнее время стало распространение так называемой проактивной формы предоставления услуг. Суть её в том, что не сам гражданин несёт в то или иное ведомство документы о возникновении права на льготы или выплаты, а само ведомство сообщает ему о появлении у него новых «социальных» прав, автоматически рассчитывая соответствующие пособия. Сегодня таким образом назначаются, в частности, единовременные выплаты при рождении детей, выплаты по больничным листам, социальные пенсии.
ТЕМ не менее в некотором смысле ситуация оказалась парадоксальной. Начислить определённые выплаты государство может без участия человека, а вот заявлять об утрате прав на ряд из них гражданину приходится исключительно лично – иначе незаконное получение выплат чревато неприятностями вплоть до судебных разбирательств, в результате которых гражданина обяжут возместить не только переплату, но и судебные издержки. «Аргументы недели» предлагают разобраться, в каких случаях гражданам (в первую очередь пенсионерам) необходимо самостоятельно сообщать об утрате прав на ту или иную выплату.
Как разъясняют в Социальном фонде РФ (структура, объединившая Пенсионный фонд и фонд социального страхования), сегодня для получения определённых пособий существует два ключевых основания – отсутствие официальной занятости и стабильного дохода и постоянная нетрудоспособность, следствием которой является вынужденное иждивенчество. Соответственно, основанием для прекращения выплат является либо устройство трудоспособного гражданина на работу, либо прекращение иждивенчества. И именно о таких ситуациях граждане обязаны сообщать в Соцфонд, чтобы избежать незаконного получения пособий.
Попробуем разобраться, право на какие выплаты «уходит» вместе с утратой иждивенчества или безработности. Первой в этом перечне можно назвать компенсационную выплату по уходу за инвалидами 1-й группы и престарелыми родственниками. Важно понимать, что для назначения этого пособия денежный доход от официальной занятости (пенсия не считается) должен отсутствовать как у того, кто ухаживает, так и у того, за кем ухаживают. Аналогично обстоит дело с ежемесячными доплатами неработающим трудоспособным родителям и опекунам, осуществляющим уход за ребёнком-инвалидом и инвалидом с детства 1‑й группы, – правда, недавно президент РФ предложил оставлять пособие при частичной занятости родителей, но пока никаких документов на этот счёт не принято. Также к пособиям, на которые распространяется указанное правило, относится доплата неработающим пенсионерам, имеющим стаж не менее 30 лет в сельском хозяйстве и постоянно проживающим в сельской местности. Если факт переезда в город как повод к отмене выплаты государство отследить в состоянии (при регистрации пенсионера по новому месту жительства), то об устройстве на работу необходимо сообщать самостоятельно. Наконец, обязаны сообщать о своём трудоустройстве граждане, получающие федеральную социальную доплату (ФСД) к пенсии, которая доводит её размер до прожиточного минимума пенсионера. Во всех этих ситуациях важно понимать, что обязанность сообщать о перемене обстоятельств в случае трудоустройства лежит именно на новоиспечённом работнике, а не на предприятии или организации, куда он устроился.
В соответствии с действующими нормативными актами сообщить о возникновении жизненных обстоятельств, которые прекращают право на выплаты, необходимо в течение пяти дней с момента наступления таких обстоятельств. При этом проводить перерасчёт выплат в текущем месяце никто не станет: они будут приостановлены с первого числа месяца, следующего за датой трудоустройства или заключения договора подряда.
Теперь коснёмся иждивенческих ситуаций. Побыть «информаторами», согласно действующим нормам, придётся, к примеру, пенсионерам – родителям детей до 23 лет, получающим повышенную фиксированную часть пенсии в период, пока дети учатся. Если студент закончил обучение или был отчислен, право на надбавку снимается – причём не автоматически: о прекращении права на выплату придётся сообщать самостоятельно. Аналогично обстоит дело и в случаях, когда в семье имеется нетрудоспособный иждивенец. В этом случае у его супруга, который его содержит, фиксированная часть пенсии тоже выплачивается в повышенном размере. Если иждивенец устраивается на работу, получая источник дохода помимо пенсии, или умирает, право на повышенную выплату прекращается.
Дополнительный аргумент
Как показывает практика, нередки ситуации, когда переплата возникает не потому, что человек не сообщил об изменении жизненных обстоятельств, а в связи с техническими ошибками ведомств, о которых граждане могут даже не догадываться. В этом случае есть смысл побороться за справедливость в суде, и не исключено, что от «наезда» получится отбиться. Так, несколько лет назад Конституционный суд РФ озвучил вывод, согласно которому государство не имеет права взыскивать с граждан излишне выплаченные суммы пособий и пенсий, если ошибка, которая привела к необоснованному увеличению, сводится к формальным погрешностям в заполнении документов, не влияющим на их смысл. Ведомство рассматривало спор тогдашнего ПФР с женщиной-инвалидом, с которой чиновники пытались взыскать почти 400 тысяч рублей. Как выяснили судьи, при изначальном расчёте пенсии была допущена ошибка в оформлении документов, о которой истица не могла знать. Пенсия была назначена, но спустя несколько лет в ходе очередной проверки ошибка обнаружилась – и чиновники выкатили счёт женщине, которая даже не догадывалась о неправильном расчёте пенсии. Суд первой инстанции выиграл ПФР, но женщине удалось дойти до Конституционного суда, признавшего её правоту. Судьи пришли к выводу, что чиновники опираются на действующие и корректные нормы, но применяться они должны лишь в том случае, если справка об установлении инвалидности признаётся недействительной по сути, а не по форме. Иными словами, за формальные погрешности человек, невольно «обогатившийся» за счёт неправильно начисленной выплаты, ответственности не несёт.