Гиперзвуковые «Цирконы» меняют правила игры - Новости Городов
Армия

Гиперзвуковые «Цирконы» меняют правила игры

Президент России Владимир Путин на днях побывал в Северодвинске, где принял участие в церемонии вывода из цеха и спуска на воду новейшего атомного ракетного подводного крейсера. Затем посетил однотипный корабль, уже находящийся в строю флота. Что это были за корабли и чем так интересно это событие?

Спуск на воду пятого «Ясеня-М»

Точнее, официально эта процедура называется выводом из цеха. Но вывод из цеха на свежий воздух в итоге переходит в спуск на воду корабля, где он затем будет достраиваться. Впрочем, достройки там особой не будет, спускали подводный крейсер в весьма высокой заводской готовности.

Атомный подводный ракетный крейсер (АПРК), или, как ещё именуют этот класс, атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами (АПККР) «Пермь» относится к проекту 885М «Ясень-М». Он пятый по счёту представитель этого проекта и четвёртый серийный. Головной крейсер «Казань» в этом случае как бы не в счёт. А ещё есть единственный представитель проекта 885 (08850) «Ясень» – АПРК «Северодвинск» К-560.

Где служат «Ясени»

В настоящее время в строю ВМФ РФ находятся следующие корабли типа «Ясень» и «Ясень-М»: К-560 «Северодвинск», К-561 «Казань», К-573 «Новосибирск», К-571 «Красноярск», К-562 «Архангельск». «Северодвинск», «Казань» и «Архангельск» входят в состав 11-й дивизии подлодок Северного флота, которая базируется в Западной Лице. А «Новосибирск» с «Красноярском» – в состав 10-й дивизии подлодок Тихоокеанского флота на базе в Вилючинске на Камчатке. Туда же войдёт в будущем году и «Пермь».

Следом за «Пермью» строятся «Ульяновск», «Воронеж», «Владивосток». Но на них серия «Ясеней-М» не закончится. Говорят, что уже строится крейсер «Братск», хотя официальной закладки не объявлялось. С подлодками так часто бывает, даже в мирное время. Сначала готовят заделы, собирают потихоньку секции, а закладка может состояться и позже. Также по плану ещё минимум два корабля, и их должны скоро начать строить. Причём, как сообщалось, три последних корабля в серии (если они станут последними, в чём нет уверенности) будут уже какой-то новой модификации. Но чем они будут отличаться – конечно, пока тайна.

Долгая история первенца

«Северодвинск» К-560 – своего рода и счастливый и несчастливый корабль. С одной стороны, был заложен он очень давно, аж в конце 1993 года. А спущен на воду через 17 лет – в 2010 году. Вышел на испытания через год, а введён в строй и вовсе в 2014 году. Антирекорд на антирекорде, но совершенно понятно, почему так вышло. В 90-е годы прошлого века корабль попросту не строили вообще. Разработка ключевых узлов и агрегатов тоже стояла на месте. Когда про него уже при Путине вспомнили, стало ясно, что многое надо создавать заново. Проект переработали. И не один раз. Что тоже удлиняло строительство. Затем его долго и мучительно доводили до ума – приходилось многому учиться заново.

Да и уж больно он отличался от предыдущих кораблей класса АПРК. Например, он не двухкорпусный, когда прочный корпус почти везде окружён лёгким корпусом. Так построено абсолютное большинство наших ПЛ, а полуторакорпусной схемы – лёгкий корпус в оконечностях и кое-где ещё по бортам, а не вокруг прочного. Двухкорпусные лодки более живучи, более маневренны по глубине, в них больше места, но и сделать их бесшумнее сложнее, нежели однокорпусные или полуторакорпусные. И хотя у наших конструкторов получается достичь нужных уровней бесшумности, но в этот раз решили попробовать иначе.

«Ясень-М» – совершенно новый корабль

А дальше стало ясно, что разработанные под «Ясень» узлы, агрегаты, системы уже не удовлетворяют требованиям к перспективному вооружению. Точнее, нужно сделать новый шаг вперёд. А кое-что вообще было изготовлено штучно, и производитель затем «накрылся». В 90-е и такое было. Так появился проект «Ясень-М», который отличается от «Ясеня» даже размерами. Он получился чуть короче и меньше по водоизмещению. У «Северодвинска» полное подводное водоизмещение 13 800 т, а у «Казани» оно неизвестно, но на несколько сотен тонн меньше.

Сильно отличается и «начинка». Там новый мощный гидроакустический комплекс (ГАК) «Аякс» с антеннами по всему корпусу. А на «Ясене» – «Иртыш-Амфора», с большой сферической антенной в носу, но без покрытия антеннами всего корпуса. Там новая БИУС – боевая информационно-управляющая система, «мозг» корабля и прочее. По сути, вышел новый корабль в обновлённой внешней оболочке.

Даже реакторы там разные. На К-560 стоит реактор предыдущего, 3-го поколения, а на «Казани» – новейший, 4-го поколения, который требует перезарядки активной зоны лишь раз в 25–30 лет, а не в 5–6 лет, как раньше. Он ещё мощнее и бесшумнее. Тише и турбогенераторы, и электродвигатели, и вообще всё по-новому. Самое главное, в отличие от «Северодвинска» все компоненты «Казани» были уже серийными.

Долгие испытания

Испытания «Казани» также были длительными – три года. Вообще, головные субмарины всегда у нас испытывают долго. Проблем и недоделок намного больше, чем на серийных лодках. Объём и глубина испытаний – тоже серьёзно отличаются. Например, только головные лодки испытываются погружением на предельную глубину, все остальные – только на рабочую.

У лодок есть три «черты» на глубинах. Рабочая глубина, предельная и расчётная. Первая означает, что на неё лодка может «нырять» сколько угодно раз и находиться там сколь угодно долго без малейшего ущерба набору прочного корпуса и т.п. Предельная глубина – это максимальная, на которую лодка может погружаться конечное число раз и находиться там ограниченное время без ущерба прочному корпусу.

И всё равно такие «нырки» без последствий не бывают. Лодки стараются редко так делать, да и служит головная лодка из-за таких погружений обычно меньше остальных. Хотя иногда бывают и учения по действиям на предельных глубинах или недалеко от них – несколько лет назад такие были даже групповыми, в Атлантике. А расчётная глубина – лодки на неё никогда не погружаются по воле экипажа. За этой глубиной лодку, по расчётам, раздавливает, потому она и расчётная.

Следующие за «Казанью» крейсера строились быстрее и испытывались тоже. «Архангельск» на испытания вышел в середине прошлого года, а уже в конце года встал под Андреевский флаг. Именно его и посетил президент, осмотрев корабль и проведя чаепитие с офицерским составом в кают-компании, куда был приглашён вместе с командиром и сопровождавшими адмиралами. Дело в том, что кают-компания в русском флоте – это особое место, и даже командир корабля, «первый после Бога» на корабле, в ней обычно не кушает, питаясь у себя в салоне, каюте или ещё где. Его могут пригласить в кают-компанию, где главным является старший помощник командира, – так повелось. Всех прочих высоких гостей также туда именно приглашают.

Набит оружием до отказа

Вооружены крейсера проекта «Ясень‑М» более чем внушительно. Основное ракетное вооружение размещено в универсальных вертикальных пусковых шахтных установках. Их на кораблях по 8. Каждая ШПУ предназначена сразу под несколько транспортно-пусковых контейнеров с разными ракетами.

Если загружать КР типа «Калибр» с дальностью до 2, 6 тыс. км или новейшие «Калибр-М» с ещё большей дальностью, то в каждую установку вмещается по 5 ракет. Если используем противокорабельные ракеты «Оникс» или «Оникс-М», с дальностью 600–1000 км, то вмещается по 4. Столько же грузят и гиперзвуковых ракет «Циркон», с дальностью 1–1, 5 тыс. км. Также лодка может применять противолодочные ракеты «Ответ». Итого выходит, что АПРК этого типа несут от 32 до 40 ракет. А группировка из 6 лодок даст суммарный залп от 192 до 240 ракет.

Нестратегическое стратегическое оружие

Надводным вариантом «Циркона» вооружены пока только 3 фрегата, но будут вооружены почти все корабли, имеющие вертикальные пусковые. Имеется и наземный вариант системы.

«Циркон» – не просто ракета, в некоторой степени это, как заметил Путин, оружие стратегическое. И вот почему. В своё время фрегат «Адмирал Горшков» недалеко от американских берегов здорово напугал американские власти и военных. Дело в том, что такие ракеты имеют скорость до 10–12 М (скоростей звука) и способны пролететь на максимальную дальность более 1000 км минут за 5–7. А с ядерной БЧ 1500 км за 8–10 минут. Ядерные БЧ легче, их дальность всегда больше, процентов на 30–50.

«Цирконы» в ядерном варианте способны за считаные минуты стереть с лица земли и Вашингтон, и базы флота Норфолк, Чарлстон, Кингс-Бей, и Нью-Йорк. Всё это накрывается за время от 3 до 5–7 минут. И с этой точки вообще треть Востока США под ударом. Военные базы, промышленные районы, всё, что нужно. И самое главное – руководство США в Вашингтоне за 3 минуты даже не узнает, что случилось, и не сможет отдать соответствующий приказ. А если удар неядерный, то он может оказаться действенным последним предупреждением перед ядерным.

Но фрегат хоть можно обнаружить и отслеживать и попытаться потопить раньше, чем он успеет выполнить приказ о пуске. А если это будет «Ясень» – ищи его, как ветра в поле. Об опасности этого говорил бывший командующий НОРАД (ПВО Северной Америки) в Конгрессе пару лет назад. Так что «Циркон» – оружие именно со стратегическими возможностями, не будучи отнесённым к стратегическим силам само по себе. Да ещё и проверено в условиях СВО – удары, как говорят, с береговой пусковой установки наносились несколько раз и были успешными.

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»