Ещё в XX веке поняли, что мира между Палестиной и Израилем не будет
В течение последних трёх недель весь мир говорит о событиях в Израиле, о том, как подобное вообще могло произойти. Истоки этого арабо-израильского конфликта ведут в далёкое прошлое.
В начале XVI века Палестина стала частью Османской империи и оставалась ею вплоть до 1917 года, когда была захвачена англичанами. И на протяжении всех 400 лет османская власть поддерживалась местным населением. Период турецкого владычества в целом ознаменовался веротерпимостью ко всем тем, кто исповедовал другую религию, в том числе и к евреям. Более того, именно Константинополь они считали раем для всех иудеев, поскольку получили здесь не только свободу вероисповедания, но и ряд других привилегий. Им были отведены земли для проживания общин иудеев, прибывавших из Италии, Испании, Англии и других стран. Таким образом, в условиях повсеместных гонений в католической Европе Османская империя стала местом их убежища.
Только в Константинополе к середине XVI столетия жило порядка 50 тысяч евреев, занимавшихся в основном торговлей, арендой судов, кредитованием. Их деятельность во многом и обусловила благосостояние империи. Жили они в усадьбах, не уступавших по роскоши дворцам османской знати. На иврите печатались книги (в Галате была основана первая ивритская типография). И мыслей о собственном государстве у них не было и в помине.
Что же касается переселения евреев в Палестину, процесс начался с погромов, прокатившихся по Европе в начале XX века. Приблизительно в то же время выходит книга Герцля «Еврейское государство», в 1897 году проходит первый Всемирный еврейский конгресс. В результате порядка 40 тысяч евреев уехали и поселились в Палестине. Открывались кооперативные поселения, основано первое учебное заведения, были заложены основы Тель-Авива. И к 2014 году в Палестине уже проживало около 85 тысяч еврейского населения.
В октябре 1917 года Палестина была взята под контроль британской армией. А затем в рамках Лиги Наций в июне 1919 года было принято решение о том, как будут развиваться народы, бывшие под доминионом проигравших в Первой мировой войне держав. Палестина становилась подмандатной Лиге Наций.
Рост еврейской общины в Палестине вызывал недовольство арабской части, которое подогревалось мусульманами и христианами. Это привело к погромам в апреле 1920 года, в ходе которых погибло 5 евреев, а ещё 200 были ранены. И после этого регулярно стали возникать этнические конфликты. Британская администрация приняла меры к ограничению иммиграции евреев в Палестину, но несмотря на это число переселенцев продолжало расти. Евреи скупали земли у арабских землевладельцев, ранее сдававших их в аренду мелким арендаторам. В результате последние были вынуждены переезжать на окраины городов, резко потеряв в статусе и доходах. Существенно изменялся демографический состав населения. Арабская часть с тревогой наблюдала, как английское правительство принимало меры для построения «национального дома всех евреев».
Всё это привело к Великому палестинскому восстанию 1936-1939 годов, в ходе жестокого подавления которого британцами в общей сложности было убито порядка трёх тысяч арабов. Многих заключили в тюрьмы либо сослали. В подавлении мятежа использовалась тактика коллективного наказания, в ней оправдывались разрушения домов палестинцев (всего было уничтожено около двух тысяч домов). Ряд деревень уничтожили полностью. В ходе карательных операций использовали взрывчатку, бомбили с воздуха, на целые деревни налагали штрафы. Палестинцы нередко использовались в качестве живого щита.
Эти события наглядно показали, что будущего у совместного проживания евреев и арабов нет, что подтвердил и будущий глава правительства Израиля Бен-Гурион, сказав, что безопасность наступит только тогда, когда поселения будут на 100 процентов еврейскими.
Усилению военной мощи еврейской части способствовала активная поддержка англичан, создавших ряд подразделений по обеспечению порядка, в том числе Специальные ночные отряды, отличавшиеся, по словам Хью Фута, бывшего в тот период администратором британских колоний, экстремальной жестокостью. В ход пускались пытки, допросы, издевательства над арабами. Деятельность еврейской полиции финансировалась британскими властями.
Что немаловажно, введённая в 1937 году смертная казнь за незаконное хранение оружия (за это было казнено 112 арабов) не распространялась на евреев, получивших разрешение на его хранение и ношение.
В преддверии войны с фашистской Германией подобная политика обеспечила Британии поддержку еврейской части населения, но никак не арабской. В конце концов, британцы пришли к выводу, что там им делать больше нечего. И, как предрёк генерал Монтгомери, мир между ними не наступит и через 50 лет.