Дроны вместо снарядов
Из личного архива автора
Новые времена, когда разведывательные БПЛА и дроны-камикадзе, включая квадрокоптеры ближнего радиуса действия и дальнобойные дроны самолетного типа, нависают над полем боя, существенно изменили тактику штурмов. При этом компетенция оператора дрона стала востребованной, освоение этой военно-учетной специальности и придания подразделениям артиллеристов, дивизионам САУ и маневренной пехоте БПЛА стало ключевым моментом для успешного ведения боя.
Командование Вооруженных сил России, имея своей целью сократить до минимума потери личного состава при наступательных действиях, неслучайно не бросает в атаки большие по численности маневренные мотопехотные подразделения, предпочитая улучшать позиции постепенно. Враг выдавливается со всех оперативно-тактических направлений методично, и успех достигается в том числе за счет недорогих дронов, способных вести разведку, передавать целеуказание гаубице и залетать во вражеский блиндаж.
ЦЕНА КОПТЕРА
Цена коптера существенно ниже поражаемой им техники. К примеру, FPV-дрон ВТ-40 («Владлен Татарский»), названный в честь убитого террористами военкора, стоит всего 40-50 тысяч рублей, но может уничтожить БТР врага, способен атаковать и танк, например дуплетом, сперва обездвижив его, а затем добив.
Дрон используется для высокоточного огневого поражения, с помощью FPV-дронов ВТ-40 были остановлены несколько попыток прорывов противника. В сентябре 2023 года был уничтожен первый шведский танк. К октябрю 2023 года произошли важные изменения: высокоточные FPV-дроны стали основным ударным средством по окопавшейся пехоте — в местах действия FPV-подразделений пропали «лунные» пейзажи перепаханных снарядами полей по обе стороны от окопов.
Применение дронов существенно экономит запасы снарядов, а также стволы орудий от износа. Транспорт и артсистемы не несут потери от контрбатарейной борьбы и экономят топливо. Объём выпуска дронов нашей промышленностью достиг 1000 единиц в сутки.
ОХОТА НА ОПЕРАТОРОВ
Вот почему структура Буданова ГУР МО Украины, которая не замыкается на ВСУ, напрямую отрабатывая задачи английской разведки, начала персональную охоту за наиболее квалифицированными операторами наших дронов, а так же на полигоны, где готовят таких специалистов. Показателен недавний случай с атакой на оператора с позывным Моисей. Военнослужащий сейчас проходит реабилитацию в госпитале после ранения, не случайны и террористические атаки на российские полигоны в ближнем тылу, где готовят специалистов РЭБ, и военнослужащих с ВУС — оператор БПЛА.
Наши спецы, которые занимались разработкой дронов еще с сентября 2022 года, ранее считались группой энтузиастов. 8 февраля 2023 года стартовал проект «Судоплатов «Судный День» по обучению и стажировке пилотов, а также по помощи в организации снабжения подразделений. Многие добровольцы на линии боевого соприкосновения, понимая, что боевые действия без разведывательно-ударных дронов сегодня не эффективны, остаются после истечения контракта либо на службе, либо организовывая учебно-тренировочные лагеря, где этой военно-учетной специальности уделяется особое внимание. В частности, командир роты «Шторм V», позывной Итальянец, уже реализует план по созданию такой структуры в Московской области.
Что касается мнения, что ударные дроны способны полностью заменить артиллерию, и что в недалеком будущем оператор дрона станет невостребованным вследствие усовершенствования БПЛА и придания ему искусственного интеллекта, то, во-первых, это произойдет не менее чем через несколько лет, а во-вторых, такой дрон с инерциальной системой наведения и бортовым оборудованием с распознаванием цели будет гораздо дороже FPV, что не оптимально для поражения боевой техники. Надо отдавать себе отчет, что враг не дремлет. Для него дроны — это не одно из средств ведения эффективного боя, как для армии России, а последняя соломинка.
ОПТИМАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ПОРАЖЕНИЯ
Война дронов идет с двух сторон. Украинские националисты в условиях снарядного голода и дефицита топлива предпринимают отчаянные попытки для продления агонии своего режима. Установка западных кураторов командованию ВСУ и спецслужбам заключается в замещении дронами снарядов 155-мм калибра. Если украинский военнослужащий для англосаксов не стоит ничего, то снаряд — совсем другое дело. Он дорогой. Цена в США — 4000 долларов за один боеприпас.
Хваленый германский Военпром выпускает снаряды не дешевле. С начала конфликта на Украине цены на 155-мм снаряды производства Rheinmetall по данным Welt. выросли в полтора раза — с €2 тыс. до €3,6 тыс. При этом производственных мощностей не хватает для удовлетворения нужд Бундесвера. Высокоточный снаряд Экскалибур для гаубиц и САУ стоит еще дороже — до 106 000 долларов за единицу.
Вашингтон и Лондон, понимая, что с Россией тягаться в выпуске снарядов не могут, но при этом нужно как-то продлевать сопротивление антинародной киевской клики идут на все, чтобы убедить пока еще лояльную киевскую элиту, что проблему решат дроны, ведь их можно производить из дешевых комплектующих даже в кустарных мастерских, эллингах и ангарах под видом гражданской продукции. Умельцы клепают дроны для асимметричной войны, пытаясь менять частоты, чтобы не угодить в наши глушилки и не стать легкой добычей противодронных ружей. Зачастую враг идет на ухищрения и может отработать задачу на используемых нашими военными частотных диапазонах, для целеуказания дронов-октокоптеров сельхозназначения враг использует спутники «Старлинк», что фиксируется нашими морпехами из 810-бригады на Херсонском направлении.
Все это лишний раз доказывает, что Киеву, несмотря на колоссальные потери, не разрешают останавливаться, каждый раз придумывая новые вундерваффе. Теперь это еще и дешевые дроны, а также комплексы РЭБ против наших БПЛА, которые они ставят на десантные катера. Одна только загвоздка — мы выпускаем больше и дронов и комплексов РЭБ, в том числе окопных, и это очевидно, как неминуемый крах Киевской хунты.