Дальники – щит и меч Отечества

23 декабря 2025 года Дальняя авиация России отметила свой 111-й день рождения. Это абсолютно достоверная, исторически обоснованная дата. Об этом приходится говорить потому, что история Дальней авиации, как, впрочем, и история России, не только сложна, терниста, но и неоднозначна. Двадцатый век – это не только период небывалого технического прогресса, но и время бурных потрясений, переустройства мира. Россия с лихвой хлебнула и первого, и второго.
Рождение легенды
Благодаря техническому прогрессу наша страна уже в начале прошлого века вышла в число ведущих авиационных держав. Творческий гений русского инженера Игоря Ивановича Сикорского и организатора промышленного производства Михаила Владимировича Шидловского положил начало отечественному самолётостроению. На Русско‑Балтийском вагонном заводе, поставлявшем вагоны, сельхозмашины и автомобили, в том числе и в Европу, началось производство небольших летательных аппаратов конструкции Сикорского. Шидловский поверил в способности талантливого юноши. А в 1913 году из сборочного цеха выкатили гигантский по тем временам самолёт – «Русский витязь».
Сикорский конструировал самолёт с 1911 года, в то время, когда ни один самолёт не мог поднять больше 500 кг. Первый полёт 15 марта 1913 года прошёл успешно, самолётом управлял сам конструктор – Игорь Сикорский, которому накануне исполнилось всего 24 года! «Русский витязь» сыграл важную роль в истории авиации, став прообразом многомоторных самолётов. Второй тяжёлый многомоторный самолёт «Илья Муромец» построили уже в октябре 1913 года. И 23 декабря 1913 года в воздух поднялся первый в мире серийный многомоторный самолёт‑гигант, на счету у которого множество мировых рекордов грузоподъёмности, дальности и высоты полёта.
Ровно через год благодаря усилиям Шидловского Военный совет Российской армии принял Постановление о создании Эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», которое было утверждено императором 23 декабря 1914 года. Это первое в мире соединение тяжёлых воздушных кораблей явилось фактическим началом Дальней авиации России. Закономерно, что начальником Эскадры был назначен призванный в 58 лет на военную службу с присвоением звания генерал‑майор Михаил Владимирович Шидловский. Этого поистине выдающегося гражданина и патриота России мы по праву считаем первым командующим Дальней авиацией.
Именно генерал Шидловский создал авиацию стратегического назначения. Налёты на неприятельские объекты в глубоком тылу противника наносили значительный ущерб, сеяли панику среди солдат. Когда первые успехи боевой работы стали очевидны, развернулась массовая постройка новых машин этого типа. Всего за три года войны отправлено на фронт около 70 самолётов «Илья Муромец» различных модификаций. В войну экипажи Эскадры совершили 400 боевых вылетов, сбросили 65 тонн бомб, вели стратегическую разведку за линией фронта. «Муромцами» было уничтожено 12 вражеских истребителей – на четырёхмоторных бипланах устанавливали до 8 оборонительных пулемётов. В ходе боевых операций Первой мировой войны был сбит всего лишь один самолёт этого типа. Такого соотношения в схватках с истребителями не имеет ни один тип бомбардировщика в мире.
Авиация дальнего действия
Под руководством М.В. Шидловского Эскадра воздушных кораблей в короткие сроки стала эффективным боевым средством в руках Верховного командования Российской армии. Первая мировая война, в результате которой родилась Эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец», явилась её первым боевым триумфом. Но революционные потрясения февраля и октября 1917 года стали началом заката этого уникального соединения.
Вначале был обвинён Временным правительством в некомпетентности и снят с должности начальник Эскадры генерал‑майор Шидловский. Вместе с ним покинул Эскадру, а затем и Россию Сикорский. Впоследствии Шидловский был обвинён большевистской властью в предательстве, шпионаже и расстрелян. А что же Эскадра? В ней, как и во всей Русской армии, началось брожение среди низших чинов, их недовольство дворянским происхождением большинства командиров и лётчиков Эскадры. Появились случаи вредительства, преднамеренной поломки самолётов, саботажа. Прошедшая со славой в боях Первой мировой войны Эскадра воздушных кораблей раскололась в котлах революций на красных и белых и, верно отслужив сохранившейся частью делу советской власти, громя её врагов на фронтах Гражданской войны, вконец утратила свою боевую силу и прекратила существование.
Однако триумф этого первого в мире соединения тяжёлых воздушных кораблей не оказался бесследным. В рождавшейся на обломках революций, иностранной военной интервенции и Гражданской войны России уже появились новые энтузиасты авиации, мечтавшие о могучих крыльях для своей страны. Одним из них был Андрей Николаевич Туполев. Его первый цельнометаллический моноплан, ставший основой советской тяжёлой авиации, поднялся в воздух уже в конце 1925 года. А вскоре на московском заводе в Филях началось его серийное производство. В 1929–1930 годах формируются авиационные бригады тяжёлых бомбардировщиков ТБ‑1. Так началось возрождение дальней авиации.
Вскоре её боевой состав стали пополнять новые тяжёлые и дальние бомбардировщики ТБ‑3, ДБ‑3, ТБ‑7, ЕР‑2. К концу 1930‑х годов дальнебомбардировочная авиация ВВС Красной армии имела на вооружении 1200 самолётов. Создание столь мощной армады тяжёлых самолётов диктовала международная обстановка. Уже с середины 1930‑х годов стала нарастать угроза новой большой войны, началась мобилизация всех сил и средств для отражения возможной агрессии.
К сожалению, усилий оказалось недостаточно. Внезапное нападение фашистской Германии показало значительное превосходство немецкой военной мощи. Потери советской авиации в первые и последующие дни и месяцы войны были просто ошеломляющими. В результате к концу 1941 года в составе дальнебомбардировочной авиации оставалось немногим более 300 самолётов, из которых половина уже не могла подняться в воздух. Такое положение вынудило Государственный комитет обороны изъять дальнебомбардировочные части из состава ВВС фронтов и подчинить их непосредственно Верховному главному командованию в составе авиации дальнего действия – АДД.
5 марта 1942 года было принято соответствующее постановление ГКО, благодаря которому начался новый триумфальный период развития Дальней авиации. Командующим авиацией дальнего действия был назначен генерал‑майор авиации Александр Евгеньевич Голованов. Этот недавний шеф‑пилот «Аэрофлота» был не только прекрасным лётчиком, но и человеком незаурядного таланта, организаторских способностей и замечательных человеческих качеств. Благодаря ему авиация дальнего действия за два с небольшим года превратилась в мощный стратегический воздушный флот. Возросла её боевая эффективность, резко сократились боевые потери. Соединения и части АДД участвовали во всех крупных операциях Великой Отечественной войны. Её экипажи выполнили более 220 тыс. боевых вылетов на бомбардировку важных административно‑политических центров и военных объектов противника, перевозку войск, боеприпасов и других грузов военного назначения, эвакуацию раненых и т.п. А сам генерал Голованов стал Главным маршалом авиации – единственным, получившим это высшее авиационное воинское звание на посту командующего.
Из АДД – в Дальнюю
Заслуги авиации дальнего действия в достижении Великой Победы над фашизмом и её роль в обеспечении обороноспособности страны высоко ценились и в послевоенный период. 5 апреля 1946 года было принято Постановление Совета Министров СССР «Об образовании Дальней авиации Вооружённых сил Союза ССР». Постановление предписывало выделить из состава Военно‑воздушных сил 18‑ю воздушную армию, в которую в конце 1944 года была преобразована авиация дальнего действия, и преобразовать её в Дальнюю авиацию Вооружённых сил Союза ССР. В самостоятельном статусе Дальняя авиация просуществовала два года и в 1948 году вновь была включена в состав ВВС.
Послевоенные перетасовки коснулись не только структуры, но и руководителей Дальней авиации. Был отстранён от должности командующий А.Е. Голованов. После чего руководство менялось с удивительной быстротой. За шесть с небольшим лет сменились четыре командующих: П.Ф. Жигарев, Е.М. Николаенко, С.И. Руденко, А.А. Новиков. Каждый из этих весьма достойных людей не задерживался на должности командующего больше двух лет. И только в 1955 году Дальняя авиация вновь обрела настоящего командира, который возглавлял её в течение семи лет и при котором Дальняя авиация, несмотря на хрущёвский погром, не только сохранила, но и приумножила свою боевую мощь. Им был маршал авиации В.А. Судец, Герой Советского Союза, Герой Монгольской Народной Республики и Народный герой Югославии. К сожалению, военная судьба любимого лётчика Сталина – А.Е. Голованова бесславно завершилась, когда Главному маршалу авиации было всего 49 лет. Хрущёв не смог смириться с глубокой преданностью и уважением маршала к вождю народов.
И всё же, несмотря на все внутриполитические перипетии, развитие Дальней авиации в послевоенный период было достаточно активным, а порой и бурным. Особенно с появлением реактивной техники и новых видов оружия, в том числе массового поражения. Конструкторские бюро А.Н. Туполева и М.В. Мясищева создали стратегические бомбардировщики Ту‑95, М‑4 и 3М. А дальний бомбардировщик Ту‑16 стал не только лучшей боевой машиной своего класса, но и основой для создания первого пассажирского реактивного лайнера Ту‑104.
Вскоре боевой состав Дальней авиации пополнили сверхзвуковые дальние и стратегический бомбардировщики‑ракетоносцы Ту‑22, Ту‑22М3, Ту‑160. Дальняя авиация стала не только надёжным щитом, но и разящим мечом Военно‑воздушных сил Советского Союза. Ей стали подвластны любые условия и расстояния. Под стать самолётам сформировалось новое поколение лётного состава и наземных авиационных специалистов – высоких профессионалов, людей исключительно грамотных и беспредельно преданных Дальней авиации.
Крепость Дальней авиации не смогли сломить даже невероятные потрясения начала 90‑х годов прошлого века, приведшие к развалу Советского Союза. Несмотря на существенные количественные и качественные потери, она сохранила свою основу в составе Вооружённых сил Российской Федерации. Более того, проводившиеся в последние годы реформирование и оптимизация военной структуры, хотя больно ударили по составу Дальней авиации, но она сохранила боевую мощь. Сегодня эта мощь благодаря проводимой модернизации с каждым годом усиливается. Дальняя авиация была и остаётся одним из основных дальнобойных средств в руках Верховного Главнокомандующего, важной компонентой ядерной триады Вооружённых сил России.
Свой профессиональный праздник личный состав Дальней авиации встречает хорошими показателями в боевой учёбе, качественным и эффективным выполнением задач по плану СВО.
От всей ветеранской гвардии я имею честь поздравить личный состав, членов семей военнослужащих, гражданский персонал и ветеранов с Днём Дальней авиации. Выражаю самые искренние пожелания доброго здоровья, благополучия, счастья, новых успехов в боевой учёбе и службе, активности в благородных ветеранских делах, продолжении и приумножении славных боевых, профессиональных и патриотических традиций дальников.
С праздником вас, дорогие друзья!
Михаил ОПАРИН, Председатель Совета ветеранов Дальней авиации, командующий ДА в 1997–2003 годы, Заслуженный военный лётчик Российской Федерации, генерал‑лейтенант, кандидат военных наук
Поделиться
Поделиться




