Даже черную мантию можно запятнать: экс-судью обвиняют в крупном мошенничестве и хранении наркотиков

На скамье подсудимых оказался бывший председатель Солнцевского районного суда Москвы Артем Матета — СКР передал в суд громкое уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, он и трое его подельников пообещали бизнесмену из Магнитогорска за солидное вознаграждение «разрулить» все его проблемы не только с местными силовиками, но и чуть ли не с самим Верховным судом. Следователи уверены: выполнить обещанное экс-судья, которому припомнили еще и хранение наркотиков с целью сбыта, просто не мог. Уголовное дело против Матеты возбудили после того, как Высшая квалификационная коллегия судей дала добро главе СКР Александру Бастрыкину. Незадолго до этого, 16 ноября 2024 года, квалификационная коллегия судей Москвы отклонила прошение Артема Матеты об отставке и тут же лишила его полномочий. Прямиком из зала заседаний экс-судья отправился под арест.
Взяли Матету с поличным в одной из башен «Москва-Сити», в апартаментах отеля Diamond Apartments. Там он принимал от магнитогорского бизнесмена Евгения Курко «куклу» — муляж, имитирующий 60 тысяч долларов и почти два миллиона рублей, где настоящими были лишь сто тысяч. При обыске у Артема Матеты, который к тому моменту уже три года как возглавлял Солнцевский райсуд, обнаружили еще и приличный «улов» наркотиков. В итоге, к обвинению в мошенничестве добавилась статья о хранении наркотических веществ с целью сбыта.
Что интересно, в отличие от его предполагаемых сообщников, которых Басманный суд моментально отправил в СИЗО, судью пришлось выпустить на свободу — статус обязывал. Как выяснил «Ъ», Сергей Бекасов и Екатерина Наумова почти сразу признались в содеянном. Рустем Юмагужин, по словам его адвокатов, активно сотрудничал со следствием, давая «показания, способствующие расследованию и установлению истины». Всех участников аферы задержали в один день — 14 июня 2024 года.
Уголовное дело, разросшееся до 25 томов, возбудило ГСУ СКР 13 июня 2024 года по заявлению того самого магнитогорского предпринимателя Евгения Курко. По данным следствия, с 43-летним Артемом Матетой он познакомился в августе 2020 года через посредников: Рустема Юмагужина (тогда — замначальника отдела в Минюсте), Екатерину Наумову (гендиректора ООО «Азиатская торговая лига») и пенсионера Сергея Бекасова.
Курко срочно понадобилась помощь после того, как в 2018 году челябинская полиция возбудила против него и его партнера Ивана Медведева уголовное дело о мошенничестве, незаконном использовании чужого товарного знака и уклонении от уплаты налогов. По версии следствия, до 2015 года они были дистрибуторами химических реагентов украинской компании «Технохимреагент» (ТХР). После прекращения сотрудничества россияне продолжили выпускать тот же реагент, но уже под чужим брендом, нанеся украинским партнерам ущерб на 107,5 млн рублей. Более того, используя фиктивный документооборот, Курко и Медведев, по мнению следствия, умыкнули у украинской фирмы еще более 400 млн рублей. Им обоим вменялось и уклонение от уплаты налогов на сумму свыше 50 млн рублей. Сам же Евгений Курко утверждал, что реагенты производились в Магнитогорске на законных основаниях, причем по инициативе украинской стороны, и завод был построен на его личные средства. Следствие эту версию забраковало.
Из материалов дела следует, что в Москве, с 9 по 10 сентября 2020 года, Курко передал Матете, который тогда еще работал в Мособлсуде, сначала 24,8 млн рублей, а 17 ноября того же года в Красногорске — еще 700 тысяч евро. Взамен Матета и его команда обещали помочь прекратить уголовное дело и отменить невыгодные для бизнесмена арбитражные решения в споре с украинской ТХР. Но, как говорится, воз и ныне там. В 2021 году Арбитражный суд Башкирии взыскал с Курко в пользу украинской компании более 122 млн рублей, а в 2022 году до суда добралось и само уголовное дело против Курко и Медведева.
Тем не менее весной 2024 года Матета, как утверждается, через тех же самых посредников вышел на Курко с предложением за 80 тысяч долларов «помочь» с решением Арбитражного суда Московской области по одному из гражданских дел. Поняв, что его снова хотят развести, Курко обратился в ФСБ и согласился участвовать в операции.
Следствие пришло к выводу, что Матета и компания «не собирались совершать каких-либо действий в пользу Курко и, не имея возможности повлиять на решение Верховного суда и иных правоохранительных органов, решили прикарманить полученные деньги». Рассматривать это дело будет Пресненский суд столицы.
Забавно, что в мае 2025 года Правобережный районный суд Магнитогорска, где проходило дело Курко и Медведева, полностью их оправдал за отсутствием самого события преступления. Оправдательный приговор в Магнитогорске по делу Курко и Медведева добавляет интриги. Получается, что человек, который утверждал, что стал жертвой мошенничества, сам оказался невиновен по тем обвинениям, за «решение» которых платил Матете.
Теперь, когда дело Матеты передано в Пресненский суд, всем участникам истории предстоит встретиться в зале заседаний, но уже в совершенно других ролях.
Поделиться
Поделиться





