Что общего и в чём различие проблем с миграцией в России и в Европе - Новости Городов
Общество

Что общего и в чём различие проблем с миграцией в России и в Европе

Миграционная ситуация в России и странах Евросоюза порождает комплекс острых социально‑экономических и интеграционных вызовов. По мнению политолога и историка Вадима Мингалёва, без системных реформ наша страна рискует повторить европейские ошибки, включая рост социальной напряжённости и изоляции мигрантских сообществ.

Миграционная ситуация в России и странах Евросоюза порождает комплекс острых социально‑экономических и интеграционных вызовов. По мнению политолога и историка Вадима Мингалёва, без системных реформ наша страна рискует повторить европейские ошибки, включая рост социальной напряжённости и изоляции мигрантских сообществ.

В Российской Федерации русские составляют 80% населения плюс ещё 3% других славян. Число мигрантов в 2011 г. достигало, по разным оценкам, от 7 до 12 млн человек, то есть от 5% до 8% населения страны, в 2018, по данным МВД России – 16,5 млн, на начало 2025 г., тоже по данным МВД – 6,3 млн, но эта цифра явно занижена… В крупнейших странах ЕС на титульные нации приходится 80-86% населения при 2-4% выходцев из других европейских государств и 6-10% мигрантов из-за пределов Евросоюза. Всего в ЕС, по данным ООН, 82 млн мигрантов из 744 млн населения.

Вадим Мингалёв – историк, политолог, аналитик, геополитик, председатель правления Международного общественного движения «Открытая Конфедерация Евразийских Народов» МОД «ОКЕАН». 

Как утверждает эксперт Вадим Мингалёв, между ситуациями с мигрантами в России и в ЕС имеются серьёзные различия. Так, отличие многие видят в том, что имеет место репатриация русского и «русскоязычного» населения из бывших советских республик в Россию, что не свойственно миграции в страны Западной Европы (за исключением Германии, куда возвращаются этнические немцы). Однако тут просто имеет место разрыв во времени: западные колониальные империи распались в среднем примерно на треть века раньше СССР, поэтому поток европейцев из бывших колоний (например, из Алжира выехало около миллиона французов) иссяк уже давно. Из бывших республик СССР он, кстати, тоже постепенно иссякает.

Отличие есть и в том, что миграционное законодательство России ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов. В ЕС же имеет место именно ориентация на оседание. Так, свыше 45% мигрантов, прибывших во Францию, намерены осесть на новой родине. В итоге в Европе возникло явление, которое получило название «обратная толерантность», когда права приезжих меньшинств ставятся выше прав коренного населения. Однако и в России в последние годы возникла тенденция к этому…

«Отмечу, что в России претендовать на социальные пособия в случае нетрудоспособности и материнства (и ряд других льгот) в России имеют право только мигранты из ЕАЭС — это Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Поэтому они не стремятся, как правило, осесть здесь, зная, что если им понадобится ещё заработать денег, они в Россию всегда смогут вернуться. Политика, в общем, правильная – предпочтение должно отдаваться более циилизационно близким мигрантам, в случае с Россией – выходцам из евразийских стран. Сходную миграционную политику проводит Испания – там предпочтение отдаётся выходцам из Латинской Америки и Южной Европы. Но в России мигранты, например, из Узбекистана и Таджикистана, не имеющие льгот в рамках ЕАЭС, настроены на оседание в России в гораздо большей мере, чем те же киргизы. Можно ещё отметить, что за 1995-2010 гг. доля евразийских народов (украинцы, белорусы, казахи, киргизы) среди мигрантов в России снизилась с 85% до 27,5%. В дальнейшем она наверняка снизилась ещё больше…

Сверхтолерантная политика по отношению к мигрантам при их одновременном отказе уважать традиции и институты коренного населения провоцирует социальную напряжённость, которая в большей степени заметна в Европейском Союзе, нежели в России. Но это тоже явно пока: в нашей стране со времён СССР сохранилось чувство уважения к чужой культуре, знание русского языка, тогда как в Европе, как правило, нет. Однако, по мере того, как в бывших республиках приходит новое поколение, и это различие постепенно сходит на нет. Даже в Киргизстане в последние годы заметны некоторые негативные тенденции, например, в плане большей исламизации», — комментирует политолог.

В Европе многие мигранты не стараются сразу найти легальную или нелегальную работу, стремятся ничего не делать, но получать финансовые пособия. Но этот тренд растёт и в России – так, многие мигранты, нарожав детей, живут на «материнские капиталы».

Общей чертой России и ЕС, по мнению эксперта Мингалёва, стало то, что дешёвый труд мигрантов снижает спрос на рынке труда, что снижает уровень заработной платы в стране. Далее нелегальная миграция приводит к тому, что люди не могут найти работу и чаще всего вливаются в криминальные и/ или религиозно-радикальные группировки. Так, в России в 2017 г. из 16 миллионов зарегистрированных мигрантов лишь 1,5 миллиона оформили трудовые патенты. В итоге Россия имеет многомиллионную армию людей в «серой» экономике, которые чем-то занимаются, возможно, полезным, но налогов не платят (в лучшем случае платит 1 гастарбайтер из 10).

Отсутствие или плохое исполнение государственных программ адаптации и интеграции мигрантов приводит к изоляции мигрантов от принимающего социума и нарастанию к ним негативного отношения к мигрантам. Правда, в России в этом плане лучше, поскольку в Европе создание мигрантских гетто привело к появлению относительно изолированных диаспор и общин со специфическим, а зачастую и вовсе презрительным отношением к местным традициям и законам. Эти люди не просто отказались интегрироваться, но пытаются воспроизвести именно то традиционное общество, из которого они и сбежали в Европу. В России пока «мигрантские гетто» почти не возникают, но некоторая тенденция к этому также есть. Например, в Оренбургской области она сказывалась, правда, пока незначительно, уже в конце 2000-х гг. И последствия могут быть те же.

Как считакт Вадим Мингалёв, в целом ситуация с мигрантами в России лучше, чем в странах Евросоюза, однако есть основания думать, что в основном это связано с более поздним началом миграций в Россию, и если эту тенденцию не переломить, то вполне можно «догнать и перегнать» Европу. К счастью, в последнее время власть вроде бы начала принимать меры в этом направлении (впрочем, как и в ЕС).

Однако очевидно, что Служба по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан МВД РФ не справляется со столь обострившимися миграционными проблемами, так что необходимо создание даже не Федерального агентства, а Министерства по миграционной политике. И, конечно, проведение последним единой, скоординированной со Службой по вопросам гражданства и регистрации и ФСБ миграционной политики с чётким контролем и регулированием трудовой миграции (насколько она вообще нужна, но это отдельная тема). Только так можно обеспечить подлинную миграционную безопасность России.

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»