Что год учебный нам готовит? - Новости Городов
Соцпакет

Что год учебный нам готовит?

До начала нового учебного года остаются считаные дни. По уже сложившейся традиции «Аргументы недели» предлагают читателям обзор нововведений, которые ожидают российских школьников, их родителей и педагогов в самое ближайшее время.

Одной из ключевых особенностей грядущего учебного года стало, пожалуй, самое большое за последние годы количество изменений, связанных с появлением новых (либо обновлённых) предметов в школьной программе. Так, с сентября 2024 г. в расписание российских школ после многолетнего перерыва возвращается предмет под названием «Труд», призванный заменить уже ставшую привычной «Технологию». Если судить по пространным высказываниям многочисленных экспертов, предметное содержание в целом останется прежним: ученики начальной школы, как и раньше, будут заниматься элементарным конструированием и изготовлением поделок из бумаги и других материалов, а ученики 5–9-х классов – осваивать азы кулинарии, шитья, столярного дела и тому подобное. (Отметим, что «гендерное» разделение остаётся, однако школам дано право самостоятельно решать, разделять ли девочек и мальчиков во время данных уроков.)

Тем не менее «идеологическое» содержание уроков, если судить по нормативным документам, предписано серьёзно поменять. В частности, предполагается, что уроки труда будут нацелены на «понимание социального значения разных профессий, важности ответственного отношения человека за результаты труда, воспитание готовности участия в трудовых делах школьного коллектива». В средней школе акцент будет сделан на «формирование на мотивационном уровне потребности и уважительного отношения к труду, социально ориентированной деятельности». Важную роль, судя по всему, также призвана сыграть отмена правила, согласно которому школы должны получать у родителей учеников разрешение на привлечение детей к трудовой деятельности (соответствующие нормы начали действовать ещё в августе 2023 года).

Также изменятся название и содержание у привычного всем ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности). В новом учебном году этот предмет получит название «Основы безопасности и защиты Родины». По-видимому, данная трансформация стала наконец-то найденным компромиссом между сторонниками и противниками возвращения в школы начальной военной подготовки. Так, в рамках обновлённого курса школьники будут изучать основы законодательства РФ, обеспечивающие национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз, положения общевоинских уставов Вооружённых сил РФ, правила оказания первой помощи в условиях ведения боевых действий, требования безопасности при обращении со стрелковым оружием, боевые свойства и поражающее действие оружия массового поражения, а также способы защиты от него. Кроме того, программа предусматривает начальное освоение навыков строевой, тактической, огневой, инженерной, военно-медицинской и технической подготовки. Отметим, что «гражданские» основы безопасности тоже никуда не исчезли: школьникам, как и прежде, будут рассказывать об основах безопасности в быту и на улице, о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях. Правда, судя по всему, эта часть программы будет существенно урезана: увеличения часов на изучение предмета сегодня не подразумевается, и изучать «основы безопасности» школьники, как и прежде, будут один час в неделю.

Отметим, что с 1 сентября 2024 г. в ряде российских школ стартует эксперимент, в рамках которого старшеклассникам будут преподавать азы управления беспилотными летательными аппаратами. На это нацелена специальная федеральная программа: предполагается, что на этапе эксперимента она охватит более 500 школ и 30 колледжей в 30 регионах РФ. Отметим, что об ожидаемых результатах эксперимента и о том, что может последовать после его окончания, российские чиновники пока не говорят даже в теории.

Также в ряду значимых изменений стоит упомянуть небольшую «кадровую революцию», которую решило устроить Минпросвещения, стремясь преодолеть дефицит педагогических кадров. В 2024/25 учебном году учителями начальных классов смогут официально работать студенты колледжей, которые достигли совершеннолетия и учатся на последнем курсе. Потенциальные педагоги должны не иметь «хвостов», благополучно пройти промежуточные аттестации, получить допуск к педагогической деятельности (правда, что под этим подразумевается – пока неясно), а также пройти специальное собеседование в школе, где планируют работать. Вместо документа об образовании потребуется предъявить справку о периоде обучения и характеристику из колледжа.

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»