Человек небывалой, очень «несовременной» душевной чистоты
24 марта на 84-м году жизни ушёл в последний полёт Андреев Владимир Иванович — генерал-полковник авиации, Заслуженный военный лётчик СССР, командующий авиацией ПВО страны (1987–1998 гг.), директор Федеральной службы воздушного транспорта России (1999–2000 гг.).
Он родился 3 марта 1942 года в Вологде. Маленький Володя с детства мечтал о небе. Поэтому неудивительно, что уже в 1957 году он записался в планерную секцию Вологодского аэроклуба. На различных типах планеров он налетал более сорока часов.
Одновременно работал токарем на заводе «Северный коммунар». Затем Владимир поступил на отделение курсантов-пилотов в Вологодский аэроклуб. А потом была служба в ПВО СССР.
Здесь Андреев быстро рос по служебной лестнице. Старший лётчик, командир авиазвена, командир авиационной эскадрильи на самолётах Су-11 (Московский округ ПВО). Затем стал заместителем командира корпуса ПВО по авиации, начальником боевой подготовки авиации Московского округа ПВО. И уже в 1987 году его назначили командующим авиацией ПВО СССР, заместителем главнокомандующего войсками ПВО по авиации, командующим авиацией ПВО России.
Он много летал, совершенствовал своё лётное мастерство и не останавливался на достигнутом. За годы службы Андреев освоил все современные типы боевых самолётов — истребителей ПВО, принимал участие в создании, испытаниях авиационной техники и вооружений.
Андреев обладал большим опытом управленческой деятельности, решения крупных проблем в области развития авиации, освоения современной авиационной техники. Имел свидетельства коммерческого пилота 1 класса, пилота-любителя.
Логичным шагом Андреева стало поступление в Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина, а затем в Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил СССР. В течение 11 лет Владимир Иванович отдавал все свои силы и душу совершенствованию авиации СССР, а потом и новой России.
Андреев освоил самолёты от МиГ-17 до МиГ-31, от Су-11 до Су-27 (30) и Ту-134. Первым в ВВС СССР организовал сложнейший манёвр — дозаправку в воздухе — и лично выполнил её в полёте на самолётах МиГ-31 и Су-30. Также участвовал в демонстрационных полётах в нашей стране и за рубежом. Принимал участие в создании, испытаниях авиационной техники и вооружений.
Редкие лётные качества и аналитический ум позволили Андрееву в мирное время сделать стремительную карьеру, однако служба его на высших должностях в авиации оказалась непростой.
В 1990 году Андреев был освобождён от должности и отправлен в отставку после конфликта с главкомом ПВО И. Третьяком. Вот что он говорил своим друзьям о своей отставке:
— Мужики, хочу, чтобы между нами не было никаких недомолвок. Тем более что дело прошлое, а я не собираюсь жить и служить с вечно повёрнутой назад головой. Но знайте: в той ситуации я на месте Третьяка поступил бы, возможно, и круче. И больше к этому не возвращаемся.
Не помнить обиды, оскорбления, а всегда думать в первую очередь о деле — таким и был Владимир Андреев.
Андреев в 1991 году возвратился на службу в Вооружённые силы. При объединении ВВС и ПВО в 1998 году Владимир Иванович рассматривался как кандидат на пост главнокомандующего новым видом Вооружённых сил. Но после назначения на этот пост генерала с иной жизненной позицией Андреев в 1998 году вышел в отставку.
В 1999–2000 годах Андреев работал директором Федеральной службы воздушного транспорта России. В руководстве службой он первостепенное внимание уделял выполнению указов президента Российской Федерации и постановлений правительства Российской Федерации о развитии гражданской авиации, осуществлении программы реструктуризации отрасли, усилении государственного надзора и контроля за безопасностью полётов, повышении эффективности использования государственной собственности и воздушного пространства страны.
Был освобождён от должности в сентябре 2000 года в связи с упразднением ведомства при реорганизации структуры федеральных органов исполнительной власти. Андреев внёс большой личный вклад в развитие ФУП «Госкорпорация по ОрВД», за что был награждён специальным знаком.
С декабря 2000 года Андреев был руководителем группы советников генерального директора ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии». С 2001 года летал на самолётах Як-52 и Як-18Т. Имел свидетельства коммерческого пилота 1 класса, пилота-любителя. Он стал Заслуженным военным лётчиком СССР, лауреатом премии правительства РФ, награждён орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах» и другими медалями.
Андреев являлся учредителем и сопредседателем Клуба «Опыт», куда входят ветераны высшего руководящего звена Министерства гражданской авиации СССР, департамента воздушного транспорта Минтранса России, Федеральной авиационной службы России, Федеральной службы воздушного транспорта России, созданного в целях более эффективного использования их профессионального и жизненного опыта для решения современных проблем гражданской авиации.
Вместо послесловия.
Владимир Иванович Андреев всегда считал, что главное в авиации — люди, их знания и навыки, условия жизни и мотивация к службе, моральный и психологический климат в коллективе, личный пример руководителя.
Андреев был не просто квалифицированным пилотом, что само по себе уже много. Ведь давно известно: на подготовку Заслуженного военного лётчика государство тратит столько средств, сколько стоит золото, равняющееся его весу.
Вот что сказал о нём Герой России, заслуженный лётчик-испытатель РФ Александр Гарнаев:
— Это был человек небывалой, очень «несовременной» душевной чистоты!
Андреева всегда отличала способность аналитически мыслить, разбираться в людях. Он никогда не рубил с плеча. Всегда был подтянут, корректен, улыбчив, а в целом — харизматичным. Андреев всегда был настоящим русским офицером.
Поделиться
Поделиться