Ценности батальонного разведчика - Новости Городов
Общество

Ценности батальонного разведчика

Недавно свой 85-летний юбилей отметило Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище им. Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского. Это настоящая кузница высококлассных специалистов для Вооруженных сил России. Начиная с 1941 года, когда из стен альма-матер выпустили первых офицеров, выпускники этого вуза принимали участие во всех сражениях Великой Отечественной и последующих локальных войнах и конфликтах. Их девиз — «ДВОКУ — сила», и они с честью и достоинством доказывают его сейчас во время специальной военной операции.  

Одного из рокоссовцев мне довелось встретить в одном из боевых подразделений 70-й дивизии, входящей в состав группировки войск «Днепр». В декабре 2023 года «Кос» окончил факультет «применение мотострелковых войск», но всегда тянулся к работе в спецподразделениях. Поэтому, когда по распределению его направили в Южный военный округ, а дальше он попал в 70-ю дивизию, сразу попросился в разведку.  

— У меня было ускоренное обучение — 3,5 года. Красный диплом получил. Выпустился и сюда. Сначала был в пехотном батальоне, а потом перевели в разведроту. Я как пришёл, то сразу при знакомстве попросил у командира перевести туда. Пошли навстречу охотно, — рассказал офицер.  

Быть разведчиком ему хотелось с детства. Пересматривал советские фильмы, например, «17 мгновений весны», «Майор Вихрь», «Щит и меч». Нравились ленты про Великую Отечественную войну. К тому же с 7 класса учился в кадетской школе-интернате.  

— Сам захотел, и родители не стали отговаривать, — признался «Кос».  

Несмотря на юные годы, парень уже посмотрел разные уголки нашей страны. Родом он из Заринска — города в Алтайском крае, учился в Благовещенске — в Амурской области на Дальнем Востоке, а служить приехал в Ростов-на-Дону, откуда и отправился на СВО.  

— Друзья-кадеты в разные вузы военные звали, но ДВОКУ больше всего понравился. Там самый большой полигон в Сухопутных войсках — это значит, что много полигонной практики проводят. Современные тренажеры, программа обучения обширная: четыре факультета — это и мотострелки, и горный спецназ, и «арктики», и морпехи. Конкурс огромный был, но ничего, пробился, — уточнил он.  

Все время обучения парень усердно изучал тактику — это был его любимый предмет. При решении учебных задач старался действовать не шаблонно, а импровизировать, действовать на опережение. Ещё научился стрелять из всех видов оружия. Вообще к вооружению «Кос» относится трепетно, постоянно поддерживает его в боеготовом состоянии и прививает такое отношение подчинённым. А ещё часто отстаивал честь училища на всеармейских соревнованиях. Сдал на кандидата в мастера спорта по рукопашному бою, увлекался греко-римской борьбой.  

В начале мая 2024 года ему дали взвод, отправили на полигон проводить боевое слаживание. Ему тогда едва исполнилось 21, а в подчинении были в основном сорокалетние мужики. Тем не менее, контакт удалось наладить быстро. Парень сумел поставить себя как командира, относился ко всем с уважением и того же требовал от личного состава.  

— Первая серьёзная задача у нас была в мае. Взял группу из 6 человек с собой. Мне 21, «Липе» — 26, остальным — «Морячку», «Седому», «Заре» и «Антибиотику» — по 35–40. Парни хоть и недавно заключили контракт, но опытные оказались. Обсудили роли в группе, расставили все точки, поэтому никаких сложностей не возникло, — рассказал разведчик.  

Полк тогда выполнял задачи по зачистке островной зоны, и его скромному разведотряду предстояло первыми зайти на остров Мелкий — их участок обороны.  

— В начале августа получил задачу выдвинуться по новому маршруту между Казачками и Крынками, зайти на остров с восточной части. Нужно было разведать количество личного состава противника, огневые точки, обнаружить технику. Параллельно выставить свои наблюдательные посты, чтобы обеспечить работу уже дивизионных разведывательных групп и штурмовых подразделений, — объяснил «Кос».  

До нужной точки на западной части острова, где засели подразделения ВСУ, было примерно четыре километра. Шли долго, скрытно и осторожно. Густой лес, местами болото. Кто-то из парней даже сравнил местность со Вьетнамом. Периодически делали привал. Делились мыслями, мнениями, «Кос» внимательно слушал и принимал командирские решения.  

— Да, у меня хорошая подготовка в вузе была, но учёба и реальная задача, а тем более это для меня первая была, совершенно разные истории. Опять же специфику СВО изучать нужно не по учебнику, а вот так, от боевых товарищей. Прислушивался к парням, но решения принимал самостоятельно, так как руководил операцией всё-таки я.  

Вышли в район без проблем. Заняли правый фланг, чтобы при необходимости блокировать резервы противника, и начали ждать штурмовиков. Когда основные подразделения подошли и начался бой, группа «Коса» уже примерно четыре часа сидела в засаде.  

— Адреналин, кровь бурлит, ну и страшно, само собой. Успокаивал себя тем, что сам же выбирал профессию. Метрах в пятнадцати от меня находился «Антибиотик». Ему 47 лет было примерно — самый старший из нас. Вот он как раз первым увидел шевеление, мне руками замаячил, отработал гранатой. Завязался бой. Оказалось, что мы очень близко к противнику подошли — около десяти метров, а там целых три блиндажа оборудованы, где нацики прятались. Особенность местности, как в джунглях, в паре метров ничего не видно. Ещё обрыв рядом, так что наш пулеметчик внизу по берегу обошёл, — рассказал «Кос».  

Разведчик вспомнил, что огневой контакт с противником длился всего несколько минут. С левого берега, где находились основные силы ВСУ, почти сразу открыли огонь из АГС, подключились миномёты, а следом началась атака дронов-камикадзе.  

— Мы сразу оттянулись западнее и залегли. Схитрили, что не пошли в обратную сторону. Крона деревьев немного маскировала нас, обнаружить не смогли с FPV, думаю, поэтому стали хаотичные сбросы делать, обстреливать. Одним снарядом хорошо задели. Я с «Липой» рядом лежал. Ему ногу, руку посекло миной. Она разорвалась в полутора метрах от нас. Помню туман этот от дыма, запах пороха. В ушах звон. «Липу» серьёзно ранили — начал ему помощь оказывать, — рассказал командир группы.  

Наложили жгут, перевязали, большие отверстия ран затампонировали, однако «Липа» не мог самостоятельно передвигаться. Была слишком сильная кровопотеря. В итоге эвакуировали на себе. По очереди несли товарища на плечах примерно километр до группы медиков. Непосвящённым может показаться такое расстояние несерьёзным. Но военные отлично знают, насколько это трудные метры — бережно тащить на себе раненого в бронежилете и каске, с оружием, по сильно пересечённой местности и при этом под огнём противника и атаками дронов.  

— Можно было бы поставить капельницу, но у нас её не было. Привыкли брать минимальный набор, чтобы кровь остановить, обезболить. Как-то ему ногу зафиксировали палками и пошли. Пробовали на носилках складных матерчатых, а они в сухостое путаются, за ветки цепляются. Выход один был — на плечи закинуть и потащить. «Липа» парень крупный, да ещё в каске, бронике. И у меня тоже обмундирование, автомат. Тропинка узкая. Менялись, конечно. Один несёт, другие прикрывают, и так до эвакуационной команды и добрались, передали и обратно пошли, — вспомнил разведчик.  

С момента боя до возвращения обратно на позицию прошли сутки. Выжившие бойцы ВСУ успели отойти и оставили после себя автоматы, броню, гранаты. Одну из них «Кос» хранит как трофей, но в случае необходимости готов отправить её обратно противнику, правда уже без предохранительной чеки.  

Медикам удалось спасти жизнь «Липы». Хотя эвакуация в общей сложности длилась почти четверо суток. Сейчас он вернулся в зону СВО и выполняет задачи в подразделении РЭБ.  

— Разведчики — это постоянное боеготовое подразделение, а он пока не может в полном объёме работать по состоянию здоровья. Кто знает, глядишь, и вернётся. Недавно навещал его. Служит, всё хорошо, — сказал командир.  

На Мелком они находились почти месяц. Сейчас острова в том районе Днепра наши удерживают крепко. Но периодически противник пытается отвоевать позиции, и тогда «Кос» с подразделением выдвигается на усиление батальона. Устраивает засады, выставляет наблюдательные посты.  

— Зимой тяжело там работать. Много открытой местности. Летают вражеские дроны, и сложно продвигаться вперёд. Но ничего, когда нас пугали трудности — никогда, — поделился «Кос».  

Этот молодой парнишка поразил меня своей серьёзностью. В отличие от большинства гражданских сверстников, ставящих личный комфорт и достаток превыше всего в жизни, в нём есть решительность, чувство ответственности, патриотизм. «Кос» признался, что здесь, на спецоперации, он постиг ещё одну истину. Если в училище курсанты часто мечтали о блестящей карьере, о медалях и орденах, то здесь на первый план для него вышла человеческая жизнь: его собственная и каждого из подчинённых.  

— Главное, чтобы все домой вернулись. К родным, близким, к семьям. У меня жена, сынишка — кроха совсем ещё — 2 месяца. Спасибо командованию, что отпустили в отпуск — смог тогда жену из роддома встретить, увидеть своего кроху. Конечно, я планирую развиваться, расти в должностях и званиях, думаю поступать в академию. Но жизнь подчинённых для меня всегда будет безусловной, главной ценностью, — подытожил лейтенант «Кос».  

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»