Бюджетный квартет - Новости Городов
Экономика

Бюджетный квартет

Итак, правительство внесло в Госдуму проект бюджета на 2026 г. и на плановый период 2027–2028 годов. Министр финансов назвал его «мускулистым». Секретарь Совета безопасности поставил точку над «i» – бюджет «военный». «АН» изучили открытые данные и вынесли свой вердикт: бюджет «временный».

ЦБ бросает перчатку

Верстать бюджет можно по-разному: в зависимости от потребностей или от возможностей. С 2022 г. верстали в зависимости от потребностей. Бюджет же года следующего сделан по нулевому структурному первичному балансу: базовых нефтегазовых и ненефтегазовых доходов должно хватать для покрытия всех расходов, кроме обслуживания государственного долга.

Дефицит в 3, 8 трлн рублей, изначально заложенный в проект, как раз совпадает с порядком цифр, которые казна должна будет заплатить за обслуживание преимущественно внутреннего долга перед кредиторами. Рост экономики прогнозируется в районе 1% в год. Инфляцию в Центробанке вновь обещают в 4%. Ключевая ставка – в районе 13–15%.

Даже по первоначальным данным сразу заметно, что это отнюдь не бюджет развития, а бюджет стагнации и окончательно замороженной реальной экономики, в том числе в зоне ответственности ОПК.

Как говорят в финансовых кругах, именно ЦБ приложил руку к подобным параметрам финансового закона на следующий год, фактически выдвинув правительству ультиматум. Мол, хватит с нас вашего «бюджетного импульса», в рамках которого выделяются деньги промышленности, это разгоняет инфляцию и приводит к «перегреву экономики». В противном случае мы вновь поднимем ключевую ставку до 22%, а можем даже выше.

При этом «центральные банкиры» даже не заикаются о том, что именно прямое финансирование промышленности способствовало росту экономики на 4% в последние годы. А в некоторых секторах реальной экономики рост измерялся десятками процентов. Парадоксально, но они называли это не «ростом», а «перегревом», игнорируя реальный положительный эффект для всей страны.

Формально ЦБ действительно не подчиняется правительству и не отвечает за экономические показатели развития, зато юридически связан обязательствами с МВФ, в частности, по регулировке агрегатора М2 (совокупность наличных и безналичных денег в стране) в зависимости от ЗВР (золотовалютного резерва). Иметь неподконтрольный государственным структурам, но связанный с мировой финансовой элитой Центральный банк во время «кризисного развития» (по определению пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова) – роскошь непозволительная. Пожалуй, действительно пора решать вопрос с его национализацией.

В.Р. Соловьёв, автор и ведущий передачи «Вечер с Владимиром Соловьёвым» на государственном телеканале «Россия»:

«Я задаю простейший вопрос: а вот эти люди в Центробанке, они же независимы, да? А как может быть тогда Россия суверенной, если её денежная политика и кредитная политика принадлежат кому-то ещё? Тогда получается, мы несуверенны. Если Верховный главнокомандующий, президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин ставит задачу до 2030 года, что темпы роста валового внутреннего продукта должны быть выше среднемировых, а Центробанк на полном серьёзе говорит, «а меня не волнует» и выкатывает вот такой прогноз. Это что? Ну тогда уберите слово «Центральный банк России». Ну слово «Россия» тогда уберите, вы же суверенны. А России тогда, получается, надо как-то самой решать задачу. Вы меня, конечно, извините, я не голосовал за Набиуллину, я голосовал за президента Российской Федерации. Он ставит задачи».

И рыбку съесть

Если внимательно почитать бюджетные статьи доходов и расходов, а также пояснительные записки к законопроекту и поправки в другие законы, то становится понятно, в какой нелёгкой борьбе он появился на свет. Главная задача – прожить по средствам и не протянуть ноги – выполнима, кажется, только на бумаге.

Судите сами, главные бюджетопотребители – обороноспособность и национальная безопасность (это аксиома в нынешней ситуации!) вместе в открытых статьях съедают около 17 трлн рублей (почти столько же, сколько и в 2025 г.), или 38, 2% всех расходов. На экономику и инфраструктуру в 2026 г. потратят 7, 9 трлн рублей против 7, 1 трлн в 2025-м и, например, 5, 4 трлн рублей в 2021 году. На социальную политику и человеческий капитал (образование, здоровье, культура и спорт) потратят в совокупности 11, 1 трлн рублей по сравнению с 10, 2 трлн в 2025 году. Однако в реальности эта сумма гораздо больше за счёт региональных бюджетов. И, как уже было сказано выше, 3, 9 трлн придётся заплатить за обслуживание накопленного ведомством господина Силуанова внутреннего госдолга.

Кстати, он на этом останавливаться не собирается, и в планах Минфина в текущем году набрать ещё кредитов через институт ОФЗ (облигации федерального займа) до почти 7 трлн рублей (на 2, 2 трлн выше плана) и порядка 5, 5 трлн рублей – в следующем году. При планируемой ключевой ставке в 13–15% эти долги буквально озолотят покупателей облигаций. А это, как известно, крупные коммерческие и квазигосударственные банки. В итоге за два года объём российского государственного долга увеличится с 29 до 43, 7 трлн рублей и составит 18, 6% ВВП. А в 2028 г. госдолг приблизится к 54 трлн рублей, или 19, 5% ВВП.

То, что дефицит бюджета на 2026 г. не ограничится 3, 9 трлн рублей, ясно уже сегодня. Характерный пример – текущий год. Изначально законом о бюджете был запланирован дефицит в размере 1, 173 трлн рублей, или 0, 5% ВВП. Однако уже весной были внесены поправки, в соответствии с которыми дефицит был увеличен до 3, 792 трлн рублей, или до 1, 7% ВВП. А по данным на сентябрь 2025 г., планируемый дефицит федерального бюджета уже более 5, 7 трлн (2, 6% к ВВП). Самые же пессимистичные оценки предполагают 3% ВВП.

А.М. Бабаков, заместитель председателя Государственной думы:

«Сегодня в выступлениях мегарегулятора звучит реальное противопоставление позиций мегарегулятора взглядам президента. Слушаем мегарегулятора, который ищет пути оправдания снижения ставки до 17%, причём каждый раз оговаривает, что «если что-то будет не так, мы обязательно вернёмся к повышению»… Я на стороне президента. И я хочу понять, как это вписывается в задачи, которые формулирует президент.

Я прочитал очень интересное высказывание о том, что если тысячи уже действующих санкций увеличить в два раза, но изменить денежно-кредитную политику, то мы не только не ухудшим ситуацию, а мы начнём развиваться темпами не меньше 10% в год… Мы от ЦБ не услышали про СВО, не услышали про нацпроекты, но мы услышали крайнюю обеспокоенность, что на нашу денежно-кредитную политику могут оказать влияние геополитические факторы. Но это опять восприятие России как команды, которая играет вторым номером. Все ответы на наши вопросы внутри страны. Какой же суверенитет, если мы каждый раз либо ждём инвестиций из-за рубежа, либо рассчитываем на то, что что-то там произойдёт и это повлияет на курс и на ставку?»

Что имел – потерял

Как говорил один мудрый государственный деятель: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Понятно, что при такой неприятной перспективе дефицита бюджетных денег Минфин пустил под нож самые, по его мнению, ненужные расходы. Например, на технологическое лидерство в области авиастроения.

Из дополнительных материалов к законопроекту видно, что ранее планировавшиеся 65, 1 млрд рублей по программе «Развитие авиационной промышленности» превратились в 43, 4 млрд в 2026 г. (снижение на 33%). В 2027 г. предполагается выделить на 16% меньше, чем планировалось ранее, – 44, 5 млрд рублей, а в 2028‑м – 72, 8 млрд, что на 28% ниже ранних планов на тот же год. Но как называли авиаотрасль, в которой работает почти полмиллиона специалистов, «одной из ключевых высокотехнологичных отраслей российской экономики», так же, видимо, и продолжат называть.

Вероятно, по примеру года текущего будет срезана и программа развития судостроения. Пока в 2026–2028 гг. в неё планируется направить 98 млрд рублей. В том числе в 2026 г. предлагается выделить 27 млрд рублей, в 2027‑м – 45, 6 млрд, в 2028 г. – 25, 3 млрд рублей. Но в 2025‑м также изначально было запланировано 28, 29 млрд рублей, однако в июне программу урезали до 21, 5 миллиарда.

Уже точно урежут расходы на охрану здоровья граждан. Финансирование государственной программы «Развитие здравоохранения» в 2026 г. составит 1, 52 трлн рублей. По итогам текущего года на эти цели должно быть потрачено 1, 55 трлн рублей. При формировании бюджета на 2025 г. планировалось, что в 2026-м финансирование программы составит около 1, 56 трлн рублей. Отклонение от плана составило минус 37, 6 млрд рублей.

Медучреждения потеряют 28 млрд рублей, а если посчитать с учётом ожидаемой инфляции в 4%, потери составят 5, 27%. Финансирование стационарной медицинской помощи «немного снизится»: со 186 млрд до 116 млрд рублей! Медпомощь в дневных стационарах получит на развитие меньше на 4, 16%, а и без того сидящая на голодном пайке «скорая помощь» обретёт вместо 19, 7 млрд всего 14, 3 млрд рублей.

Почти 30% финансирования потеряет федеральный проект по развитию федеральных медицинских организаций и национальных исследовательских центров: 16, 2 млрд рублей против 26, 5 миллиарда. Зато на амбулаторную помощь выделят дополнительные 51 млрд рублей.

Коммуналка потеряет порядка 8 млрд рублей. Выпавшие доходы компенсирует рост тарифов. Вместо июля в октябре 2026 г., после сентябрьских выборов, вырастут цены (не на запланированные 4% инфляции!) на все виды услуг ЖКХ. Так, газ подорожает на 9, 6% в 2026-м, на 9, 1% – в 2027-м и на 7% – в 2028 году. Электроэнергия будет расти на 11, 3%, 8, 6% и 9, 1% соответственно. Теплоснабжение – на 9, 9%, 9, 3% и 6, 8%. Вода – на 9, 8%, 8, 9% и 5, 9%.

Но есть и хорошие новости. На исследования космоса выделят 115, 75 млрд рублей (рост более чем на четверть), на связь – 253, 1 млрд, воспроизводство минерально-сырьевой базы профинансируют на 42, 62 млрд, водное хозяйство получит 28 млрд рублей.

На массовый спорт выделят 34, 16 млрд рублей вместо 22, 66 млрд в нынешнем году, а на физкультуру – 6 млрд рублей. В текущем году ограничились 5 млрд рублей. По сектору «Культура, кинематография» существенный рост: почти 270 млрд рублей вместо 206 млрд в текущем году на развитие культуры, около 19, 5 млрд рублей на самое важное из искусств – кино.

Конечно, впереди депутатские бои за перекройку бюджетных статей расходов. И окончательные цифры будут известны позже. Да и, как показывает год текущий, когда надо, бюджет можно и скорректировать в процессе. И явно не в сторону увеличения трат. Но в общем и целом приоритеты расставлены.

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»