Бизнес-ланч в Анкоридже не состоялся
О чём говорили Владимир Путин и Дональд Трамп в малюсеньком аляскинском городишке (300 тыс. жителей!), мы не узнаем никогда. Какие аргументы приводили друг другу – тайна, известная лишь им и личным переводчикам. Поэтому все ссылки на «источники, близкие к…», «членов делегаций» и т.д. – пустая болтовня. Можно только предположить, что они делили мир. Но, судя по внезапно отменённому совместному обеду, кому-то из президентов перловка с тушёнкой по-анкориджски пришлась не по вкусу. И этот несостоявшийся бизнес-ланч – лучшее подтверждение, что сближение позиций не такое уж и стремительное. А значит, экономическая война между нами будет бушевать.
Не высанкционировали
США – не Европа. Они, как и мы, долго запрягают, но серьёзно едут. Даже китайский ИИ, когда просишь сравнить американские и европейские санкции, подчёркивает, что заокеанские рестрикции носят «системный характер, направленный на изоляцию России от глобальной экономики».
Надо сказать, что и до событий 2022 года особой торговой близости между нашими странами (по сравнению с ЕС) не было. По данным доклада аппарата представителя США на торговых переговорах Кэтрин Тай, в период с 2013 по 2023 год товарооборот между США и Россией сократился более чем в семь раз: с 38, 2 млрд долларов в 2013 году до 5, 2 млрд долларов в 2023-м.
Примерно такие же цифры ожидаются и в текущем году: объём торговли за январь–июнь 2025 года составил 2, 8 млрд долларов, из которых 2, 5 млрд долларов – американский импорт товаров из России.
Что же Америка перестала покупать и что до сих пор покупает у нас? Например, если в 2021 году основную статью импорта составляла российская нефть (более 17 млрд долл.), то после введения запрета на закупки нефти, газа и угля в 2022 году эти поставки практически прекратились. К 2024 году также полностью закрылся импорт некоторых других товаров, например, рыбы и морепродуктов, никеля и свинца. В результате импорт российских товаров в США примерно составляет менее 0, 1% от общего американского импорта США. То есть величину на уровне статистической погрешности.
Сейчас вместо чёрного золота на первое место вышли российские удобрения (мочевина, хлористый калий и др.) с импортом в 2024 году на 1, 3 млрд долларов. На втором и третьем местах – драгоценные металлы (палладий, платина и др.) – 878 млн и неорганические химикаты, включая радиоактивные материалы, с 695, 7 млн долларов. Четвёртое место – гексафторид урана для ядерного топлива – 624 миллиона. Далее с большим отрывом – древесина и изделия из неё (89, 4 млн), машины и реакторы (80, 8 млн долл.), детали и компоненты самолётов (75 млн). И ряд ещё более мелких позиций, например, необработанные шкуры, книги, живые животные.
Интересно, что эти поставки стабильные и не зависят от политических ветров. Импорт удобрений с 2021 года упал всего на 8%. А в начале этого года даже подрос: за январь–май 2025 года США импортировали российских удобрений на 806 млн долларов, или на 21%, больше, чем за тот же период 2024-го, и на 60% больше, чем в первые пять месяцев 2021 года. Так что рекордные урожаи кукурузы американские фермеры получают благодаря нашей мочевине. И это они ещё не распробовали отечественный навоз!
Бей Нью-Дели, чтобы другие боялись
Несмотря на мизерную взаимную торговлю, Америка по-прежнему остаётся дирижёром мировых санкций против нашей страны. Даже европейские политики признают, что все их 18 санкционных пакетов без поддержки Вашингтона нежизнеспособны. Накануне встречи в Анкоридже европейские лидеры заклинали Дональда Трампа надавить на президента России и напугать его новыми экономическими санкционными пытками.
Но, судя по небольшому заключительному подходу к прессе (без вопросов с её стороны), проблема санкций вообще не поднималась.
Не дождались наблюдатели и отмены решения Трампа о введении дополнительных пошлин для стран, которые покупают российскую нефть. В том числе с помощью «теневого флота». Пока сильнее всего от этого пострадала Индия.
27 августа должен вступить в силу новый американский тариф на ввоз любых индийских товаров. Нью-Дели вынужден будет платить чуть ли не больше всех торговых партнёров Штатов – 50%. Такая ставка превращает относительно дешёвые по себестоимости индийские изделия в неконкурентоспособные. Это возмутило пытающегося усидеть на двух стульях премьера Моди, и он через свой МИД заявил, что страна несправедливо выделяется из числа покупателей российской нефти, в то время как Китай, США и Европейский союз продолжают закупать товары у России.
В ответ Штаты отменили визит своей торговой делегации в Нью-Дели 25–29 августа, как было запланировано, сообщил источник Reuters. То есть договориться не удастся.
Что же касается нашего второго крупнейшего нефтяного партнёра – Китая, то он пока может расслабиться. «Всегда держащий своё слово» г-н Трамп заявил после переговоров с Путиным, что нет необходимости прямо сейчас рассматривать ввод вторичных пошлин против покупателей нефти из России, таких как Китай, но, возможно, он подумает об этом через две-три недели: «Из-за того что произошло сегодня, я думаю, что мне не нужно думать об этом», – сказал Трамп в интервью телеканалу Fox News сразу по окончании переговоров. В общем, всё точно по Салтыкову-Щедрину: «От него кровопролитиев ждали, а он чижика съел».
Загадка Силуанова
Судя по всему, российская сторона на гостеприимной земле Аляски планировала поговорить и насчёт выходящих за все рамки приличия санкций против нас. Отсюда и загадочное появление в составе делегации министра финансов Антона Силуанова. Спустившись с трапа самолёта, он сразу отрапортовал гостелеканалам, мол, ожидания оптимистические, экономика будет обсуждаться обязательно.
Однако, как было сказано выше, после переговоров первых лиц мини-саммит быстро свернули, а на пресс-конференции президенты не сказали о снятии или смягчении-ужесточении санкций ни слова. Также глава Минфина, по официальной информации, не принимал участия в беседе в формате «три на три». От российской стороны были только сам Путин, глава МИД Лавров и помощник Ушаков. В последующие дни больше никаких официальных сообщений с российской стороны на санкционную тему также не было.
В свою очередь, госсекретарь Марко Рубио поделился своим мнением, что США оставят в силе нынешние санкции против РФ и могут ввести новые, если сторонам не удастся договориться о решении украинского кризиса. Но, продолжил он, новые санкции в отношении России, и так находящейся под ними, не заставят её пойти на прекращение огня. И их введение несовместимо с попыткой выработать долгосрочное мирное соглашение.
Сам же Трамп заявил, что пока не видит смысла думать о дополнительных санкциях против России, так как его встреча с президентом России Владимиром Путиным на Аляске прошла успешно. Смущает, правда, что американский президент «настоящий хозяин» своему слову. Захотел – дал, захотел – взял обратно. Так что Вашингтон пока не идёт на формальное ужесточение рестрикций, тем более что у него есть другие механизмы влияния на экономическую ситуацию в нашей стране. Например, через контроль над мировыми нефтяными ценами. Наша нефть падает в цене. Средняя цена российской нефти марки Urals в первом полугодии 2025-го составила 59 долларов за баррель против 82 долларов в 2024 оду. Из-за этого нефтегазовые поступления в федеральную казну за январь–июнь 2025-го составили 4, 73 трлн рублей, почти на 17% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Пришлось корректировать бюджет. Пока его дефицит установлен на уровне 3, 8 трлн рублей, но осенью ожидается расширение финансовой дыры до 5 с лишним триллионов. На этом фоне оптимистичное настроение главы Минфина выглядит несколько загадочно. А его фраза при ожидаемом росте нашей экономики в 1, 2%: «У нас нет рецессии, смею вас заверить. У нас есть плановое охлаждение экономики» может стать ледяным душем для всего населения страны.
Поделиться
Поделиться