АвтоВАЗ – жизнь после французов
Фото РИА Новости
У большинства сотрудников АвтоВАЗа закончился корпоративный отпуск. Производства непрерывного цикла, естественно, продолжали работать. Плавильные печи в горячих цехах, например, останавливать – себе дороже. Протяжённость всех конвейерных линий – 300 км. Длина главного конвейера – 1433 метра. В настоящий момент на предприятии работает около 39 тыс. человек. Действительно автогигант! Чисто визуально за три недели отпуска значительная часть готовых к продаже машин ушла к покупателям – на недавно ещё заполненной площадке «отстоя» появились крупные проплешины.
А китайцы демпингуют
АвтоВАЗ теперь полностью российский производитель, и после ухода французов большая масса работников получила возможность санаторно-курортного отдыха и лечения. Корпоративный отпуск на АвтоВАЗе скорее традиция, а не просто остановка завода из-за затаривания непроданными автомобилями. За это время проводятся техническое обслуживание и ремонт оборудования, модернизация производства.
По словам Алексея Владимировича Лескина, заместителя председателя Самарской губернской думы, в этом году будет выпущено на 200 тыс. машин меньше:
– С чем это связано? С низкой покупательской способностью населения. И запредельной процентной ставкой по кредитам. И заводчане утверждают, что китайский автопром тоже вносит свою лепту – демпингует. При этом сервисные услуги китайцы не развивают, им главное – продать автомобиль. А у вазовцев представлена широкая сеть по техническому обслуживанию машин. Нас после посещения цехов и конвейера прокатили по полигону на новенькой LADA Aura. Только с конвейера! Машина понравилась, просторная, комфортная, с автоматической коробкой передач. Сейчас делают 50 автомобилей в час, но есть возможность, при спросе, удвоить эту цифру.
LADA Aura это бизнес-седан, сочетающий габариты С-сегмента и вместительность класса D, ориентированный прежде всего на пассажиров. Создан на базе Lada Vesta, но отличается удлинённой на 245 мм колёсной базой. За счёт этого увеличено пространство для ног на заднем сиденье, установлены более широкие задние двери.
На АвтоВАЗе уверяют, что расстояние от передних кресел до заднего сиденья составляет 1060 мм, что лучший показатель в классе D по европейской классификации. И места в зоне коленей в Aura даже больше, чем в седанах бизнес-класса, как Toyota Camry или Mercedes-Benz E-класса.
А тут власти решили пересадить чиновников с иномарок на российские автомобили. Для высших лиц государства есть роскошный седан Aurus Senat, а это для чиновников рангом поскромнее.
Работают все три линии конвейера. На одной собирают «народный автомобиль» LADA Granta, самый доступный по цене из модельного ряда завода. На другой – Niva Legend и Niva Travel и их модификации, на третьей – Lada Vesta. На «Грантах» 82% операций делают роботы. Меньше человеческих рук на конвейере и вокруг него – выше качество конечной продукции. У роботов нет похмелья, плохого настроения, головной боли или сниженного зрения.
Надо отдать должное менеджменту предприятия. Даже в трудные для АвтоВАЗа времена видна забота о сотрудниках. Не всегда это было, особенно когда завод был в руках французов и японцев. Те, наоборот, сокращали людей.
Почему кисло с продажами?
Лескин спрашивал у вазовцев: «Вы произвели автомобили. Но почему с продажами так кисло? Вы хотите торговать или продавать? Это разные направления. Была же реализована в 2002–2004 годах хорошая идея – продавали лотерейные билеты и разыгрывали автомобили. Почему от неё отказались? Что мешает возродить эту систему, чтобы заинтересовать потенциальных владельцев?»
Второй момент – сейчас компании такси будут переходить на отечественные, произведённые в России автомобили. Посчитайте экономику, допустим, фирма купила у вас десять машин, а одиннадцатую она получает в подарок. Или покупает человек автомобиль, а ему предлагается второй, в кредит, с маленькой процентной ставкой. Вы же всё равно от государства получите финансирование. Приведу пример на бытовом уровне. Кровеносный сосуд забился тромбом, стотысячным количеством непроданных автомобилей. И, вместо того чтобы просто прочистить сосуд, предпринять какие-то действия, вы ждёте, что вас в очередной раз наколют гормонами. Кто запрещает выдавать потенциальным автовладельцам льготные кредиты? А мне вазовские начальники отвечают: «Банки не разрешат конкуренцию им составить. Будет скандал!»
То есть производитель готов ради покупателя пойти на уступки, а банковская сфера – не готова. Именно такой вопрос о рассрочке платежей для строителей с боями пробивался на федеральном уровне. Финансовый блок хотел заблокировать рассрочки покупателям жилья. Но правительство всё же услышало застройщиков и не пошло навстречу финансистам и экономистам, иначе строительный бизнес рухнул бы во всей стране. И рассрочки по платежам строительному бизнесу были согласованы.
Автопроизводители тоже должны иметь возможности идти навстречу покупателям. И надо давить на ЦБ России, чтобы реально, в разы снизить ключевую ставку. Тогда оживёт и реальный сектор экономики, и покупки в кредит, в том числе автомобилей, станут обычной нормой. Гасить кредиты со ставкой до 35% годовых за в общем-то бюджетные автомобили желающих не очень много.
Всё для фронта, всё для победы?
А теперь к вопросу обеспечения автотранспортом СВО. В зоне боевых действий, на прифронтовых территориях в особом почёте длинные, пятидверные «Нивы». Но производство «Ларгуса» «вымыло» пятидверку с конвейера. И на вторичном рынке эту машину уже не найти. Неприхотливая, довольно шустрая, с приличной проходимостью. В неё легко уложить двух раненых бойцов, на некоторых экземплярах срезают крышу, и получается пикап. Кулибины устанавливают пулемёты, средства РЭБ. Друг из Самары больше года назад отдал свою пятидверную «Ниву» на фронт и иногда гордо сообщает – она до сих пор жива, бегает: «Вся, конечно, побита, кузов прострелен в десятках мест, но служит ребятам исправно».
Сейчас АвтоВАЗ выпускает только короткую, трёхдверную «Ниву» и «Ниву Тревел», которые для района боевых действий мало приспособлены. Странно, что государство, и в первую очередь Минобороны, не озадачило автогигант своими проблемами. Тем более что в музее АвтоВАЗа есть очень интересные разработки машин, идеально подходящих для военной службы. Опытные экземпляры были созданы ещё в советское время – плоские панели и детали кузова, лёгкая ремонтопригодная конструкция.
Лескин добавляет:
– Спрашиваю у вазовцев: «35% предприятия принадлежат госкорпорации, неужели никаких предложений и пожеланий не поступало?» А они просто пожали плечами, вот и весь ответ.
В целом к вазовской команде претензий нет, вкалывают с утра до ночи. Но на выходе – ровно то, что позволяет делать финансово-экономический блок.
Вот и скидывается народ на старенькие УАЗ «буханки», УАЗ-469, пятидверные «Нивы». Как рассказал Алексей Лескин, спрашивал он на заводе в Ульяновске, не собираются ли они возродить классический УАЗ-469 с редукторными мостами. Оказалось, нет: «Вы что, сейчас такие жёсткие требования, чтоб обязательно подушки безопасности присутствовали, гидроусилитель руля». Явное недопонимание. Какие там подушки безопасности в зоне боевых действий? Некоторые чиновники живут в ином измерении.
Плодотворный отпуск
На АвтоВАЗе подведены итоги обслуживания и модернизации оборудования в течение трёхнедельного единого корпоративного отпуска, проходившего с 28 июля по 17 августа 2025 года, сообщает пресс-служба предприятия. В общей сложности было выполнено 10 813 работ на сумму более 347 млн рублей. Модернизация и обслуживание производственных линий проводились во всех подразделениях АвтоВАЗа, а также на дочерних предприятиях АО «ПСА ВИС-Авто» и ООО «ЛАДА-Ижевск».
В частности, в цехе сварки LADA Iskra был смонтирован робототехнический комплекс изготовления пола кузова (ранее – ручная операция), что увеличило производительность линии. В цехе окраски LADA Granta и LADA Iskra были смонтированы новые окрасочные камеры и заменены роботы нанесения лака на самые современные и технологичные модели. В цехе сварки LADA Granta была введена автоматизация загрузки боковин кузова: это позволит повысить эффективность производства и экономить до 6 млн рублей в год. Напомним, что сварочные операции LADA Granta роботизированы более чем на 85%.
В производстве LADA Vesta осуществлён монтаж робототехнического комплекса сварки пола кузова, а также модернизированы роботы на линии сварки основания кузова.
На линии сборки LADA NIVA проведён капитальный ремонт напольного пластинчатого конвейера: заменено 1400 м верхних и нижних секций пути. Также были проведены модернизация линий сварки и техническое перевооружение краскоприготовительного отделения в цехе окраски. В рамках подготовки производства нового 1, 8-литрового мотора для семейства NIVA проведены работы в цехе сборки двигателей.
Значительная часть модернизации в период корпоративного отпуска была связана с подготовкой производства LADA Azimut. На линии сборки проведены подготовительные работы, позволяющие устанавливать на автомобиль оригинальные компоненты – панорамную крышу и колёса с пятиболтовым креплением. Подготовка к выпуску LADA Azimut велась в цехах сварки (смонтировано 23 новейших робота), а также в производстве двигателей, где будут выпускаться модернизированные моторы.
Кроме того, в производствах АвтоВАЗа был проведён комплекс работ, связанный с подготовкой и отгрузкой сборочных комплектов LADA Iskra на предприятие ООО «Автозавод Санкт-Петербург».
Поделиться
Поделиться