Авиационный месяц
Про месяц авиации – это не для красного словца, а факт. 5 августа 1905 г. родился Артём Иванович Микоян, первые две буквы в знаменитом «МиГ» – его. 12 августа – День Военно-воздушных сил, ВВС России. 18 августа – День воздушного флота. Между ними притаился День авиации ФСБ страны. Впереди дни основания Луховицкого авиазавода имени П.А. Воронина – 26-го и ПАО «Яковлев» – 28 августа 1934 года. Не стоит пропустить и такое событие, как «Детский МАКС» в Жуковском. Масштабный международный авиасалон проводить сегодня сложно, гарантированно обеспечить безопасность сотням тысяч гостей проблематично, противник обязательно постарается подгадить. А редакция «Аргументов недели» поздравляет всех причастных к авиации, всех крылатых людей с профессиональным торжеством. Всех, кто, рискуя жизнью, наносит удары по врагу, всех, кто обеспечивает эксплуатацию и несёт ответственность за жизнь пассажиров и лётчиков, кто работает на сборке новых самолётов и вертолётов – боевых и гражданских. В эти дни на связь с редакцией вышел известный человек, лётчик и даже артист Борис МАКАРОВ-ОЛОНСКИЙ. Он больше всего озабочен начальной подготовкой новых окрылённых людей – тех, кому предстоит создавать новую технику, занимать командирские места в кабинах и, конечно, «летать» на беспилотниках. Поэтому в этом авиационном месяце приводим его бескомпромиссную позицию.
Начинал я свой путь в ГВФ (Гражданский воздушный флот) ещё в 50‑х годах прошлого столетия, когда мальчишкой взлетал в небо на маленьком деревянном планере БРО-9. Недалеко от Иркутска, возле старинного сибирского села Оёк, есть аэродром Иркутского аэроклуба ДОСААФ, тогда это была просто большая ровная поляна. На этой поляне мы, мальчишки, вместе с двумя пилотами-инструкторами возле речки со странным названием Куда, поставили палатки и организовали стоянку планеров БРО-9 и МАК-15 (один был). После сдачи зачётов по теории полёта и конструкции мы уже рвались летать. Ранним утром, в тишине, начались наши полёты. Сначала пробежки без отрыва от земли, потом отрыв на один метр высоты, если правильно, без кренов приземляешься, то инструктор разрешал подняться на высоту 5 метров! И только потом, на следующий день, инструктор мой Иван Актонченко, сказал, что полетишь на высоту 100 метров (!) и сделаешь после отцепки один отворот вправо на 90 градусов, а затем влево на 90 и идёшь на посадку. Надо сказать, что в воздух планеры разгонялись мотоциклетной тросовой лебёдкой. Планер отрывался от земли на скорости 45–50 км/час и на скорости 50–55 км/час набирал высоту. С помощью той лебёдки можно было набрать высоту до 200 метров! Я свой первый полёт в то тихое летнее утро помню всю жизнь, когда я сам, один (!), набрал высоту 100 метров и плавно перевёл планер на снижение! Хотелось петь, орать, как захватывало дух! Восторг неописуемый! Потом мягко посадил планер на траву. А чем хорош планер?! Тишиной! Нет грохочущего мотора, как на самолёте По-2, а только лёгонькое посвистывание расчалок!
В те годы партия и правительство заботились об обороне страны, и принимались меры для подготовки защитников Родины – учили будущих лётчиков в аэроклубах, а моряков – в морских клубах. Клубов было в то время великое множество. Всё под эгидой ДОСААФ, а как тогда расшифровывали ДОСААФ, знаете? Дом Отдыха Сбежавших из Армии, Авиации и Флота! Отставники и продолжали службу в ДОСААФ.
Ныне всего этого нет в России, система сохранилась только в Белоруссии. Училища гражданской авиации также имели военные циклы подготовки и формировали боевой резерв офицеров запаса – лётчиков и техников. В 90-е наши руководители страны, внимая рекомендациям консультантов из Вашингтона, эту выстроенную в 30-е («Комсомолец, на самолёт!») и показавшую эффективность в годы Великой Отечественной систему благополучно слили. Это же ясно, кому выгодно! Тем не менее я надеюсь, что власть поворачивается лицом к ДОСААФ и молодёжи. Ведь по-другому уже нельзя!
Во времена СССР в аэроклубы ДОСААФ поступало достаточное количество авиатехники, в том числе и планеров первоначального обучения типа БРО‑11, БРО-9 вместе с тросовыми лебёдками с приводом от мотоцикла. А деревянный планерчик БРО‑11, БРО‑9 может делать любая мебельная фабрика.
Справка «АН»
Борис Макарович Макаров (Макаров-Олонский) родился 17 октября 1939 года в селе Олонки Иркутской области. В большой авиации Борис Макарович начинал с одномоторного По-2, а закончил спустя тридцать лет лётную карьеру командиром флагмана «Аэрофлота» дальнемагистрального лайнера Ил-62. В 1987 году Бориса Макаровича списали с лётной работы, стало резко падать зрение. А потом была не менее интересная воздухоплавательная жизнь – до 1992 года он проработал начальником отдела лётных испытаний в конструкторском бюро по проектированию дирижаблей большой грузоподъёмности, до 600 тонн. Понятно, что в те годы руководству страны было не до дирижаблей. А как бы они сегодня пригодились!
В 90-е годы, используя своё сходство с генсеком Леонидом Брежневым, стал популярным артистом, ездил с гастролями по России, снимался в кино. В марте 2007 года вернулся в родное село Олонки. Организовал для учеников местной школы настоящий аэроклуб, купил за свой счёт в Москве два планера и привёз их в родное село. Летом ребята выезжали на аэродром возле села Оёк, где совершали свои первые полёты, как когда-то и сам Борис Макарович.
Я предлагаю при непосредственном участии государства создавать планерные секции и привлекать в них детей с 9–10 лет, пока они не слишком «зомбированы» смартфонами и прочей гаджетностью. Пока мальчишки ещё не начали думать о том, как «загоризонталивать» девочек, а девочки не впадают в мечты о принце на белом коне. Тогда, познав полёт, они становятся настоящими фанатами авиации!
Летать на маленьких планерчиках абсолютно безопасно, так как планеры деревянные, оборудованы плечевыми и поясными ремнями, плюс к этому скорости полёта не выше 40–50 км/час, да ещё летать до высоты 15 метров ребята будут только тогда, когда пройдут успешную тренировку на тренажёре и после успешно освоенной пробежки. Совсем не секрет, что многие отцы учат своих отпрысков управлять автомашинами с 8–10 лет – дети очень легко впитывают навыки, которые остаются на всю жизнь, это как научиться плавать, ездить на велосипеде. Давно известно, что мальчики (и девочки тоже) в свои 9–11 лет также очень успешно обучаются и пилотированию.
Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР Владимир Сергеевич Ильюшин начал летать на самолёте У-2 (По-2) в неполные 10 лет! Учил летать его ведущий пилот-испытатель всех «Илов» Владимир Константинович Коккинаки. В итоге Владимир Сергеевич за свою жизнь освоил более 145 типов самолётов, десятки испытал, и ни разу (!) ни один из самолётов не «подловил» его врасплох! Но современные дети о таких героях не знают, а их родители не ведают, что научить ребёнка полёту на самом деле стоит копейки, конечно, при условии заинтересованности в этом государства.
А на практике тематика кино для детей, особенно мультфильмы, сплошь изобилуют какими-то монстрами. Практически ни одного фильма для детей, где они могли бы видеть настоящего героя. Если в ближайшее время не озаботиться нормальной детско-юношеско-молодёжной политикой, не начать возрождение детских кружков, клубов с финансированием их из госбюджета, то будет опять потеряно 2–3 поколения защитников Родины и высококвалифицированных работников в наукоёмких отраслях.
Я много раз общался с выпускниками школ и лично убедился, что у ребят знания на уровне начальной школы. По телевидению прошла информация о результатах проверочного диктанта на журфаке МГУ – у студентов 1-го курса были ошибки до 24 (штук) на листе! Нынешняя молодёжь в абсолютном большинстве не знает героев России, они не знают ни Александра Невского, ни Пересвета и Осляби, ни Суворова, ни Кутузова, не знают, кто такие Александр Покрышкин и Иван Кожедуб, Михаил Громов и Валерий Чкалов. Конечно, есть исключения, но их, как я понимаю, немного. Вот и возникает вопрос – кто же придёт нам на смену?
Это ещё раз подтверждает моё заключение о том, что в школах готовят неучей, которые будут принимать любую идеологию. Похоже, не напрасно в Екатеринбурге успешно работает «Ельцин-центр» – рекламный стенд американской пропаганды. Уж сколько раз наш выдающийся кинорежиссёр Никита Михалков говорил об этом безобразии в передаче «Бесогон», и что толку? Противнику нужно сохранить этот «Ельцин-центр» – памятник врагу России №1.
Россия ведёт СВО, а точнее, войну против фашизма, но по ТВ идут те же передачи, что и раньше! Даже не показывают отличные советские фильмы, такие как «Обыкновенный фашизм» М.И. Ромма, «Крейсер «Варяг» и многие другие. И всё же я не теряю надежды, что в ближайшем будущем в России не будет никаких иностранных НКО, и США не будут готовить из наших студентов пятую колонну врагов Отечества! Конечно, я сомневаюсь, что эти скрытые враги дадут нам учить летать мальчишек с 8–10 лет, что будет финансирование ДОСААФ из госбюджета в необходимом и достаточном количестве. Но вдруг произойдёт всё так, как мечтается! Как это необходимо именно сегодня!
БРО-11 – легенда на крыле
ОКАЗЫВАЕТСЯ, легендарный планер БРО‑11, совершивший первый полёт в 1954 году, не забыт. Да и как забыть, если конструкция удачная, и было построено более 2 тыс. экземпляров. Сегодня единственным производителем планера БРО‑11МС является Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА). Планер изготавливается согласно всем требованиям норм безопасности на сертифицированном производстве. Планер БРО‑11МС – это модернизированная версия планера БРО‑11. Над новой конструкцией работали конструкторы СибНИА. Изменения позволили увеличить срок службы и обеспечить максимальную безопасность курсанту. Модернизированы узлы навески крыла, основная стойка планера. Переработано крепление шасси, которое способно гасить удары при жёстких посадках. Новое расположение и ортопедическая форма сиденья в БРО‑11МС снижают нагрузку на позвоночник курсанта. Обтекатель заменён на стеклопластиковый, более обтекаемый. То есть дело за малым – авиацию в массы!
Поделиться
Поделиться