Авиационная жизнь в феврале бьёт ключом - Новости Городов
Общество

Авиационная жизнь в феврале бьёт ключом

Из-за участия Су-57Э в лётной программе аэрошоу в Индии и недавней авиакатастрофы американский F-35 на Aero India летать не будет. Фото РИА Новости

На прошлой неделе в 12-й раз в Москве состоялась Национальная выставка и форум инфраструктуры гражданской авиации NAIS 2025. Много интересного, в том числе и долгожданные двигатели, новый учебно-тренировочный самолёт, радар для борьбы с беспилотниками и, конечно, новости из недр отрасли. В Индии на Aero India 2025 демонстрирует высший пилотаж Су-57, а американцы «отдыхают». И событие, которое прошло почти незаметно, – спустя 32 года Сухумский аэропорт принял первый пассажирский рейс. Между прочим, работоспособная авиагавань в Сухуме снимает множество проблем и способствует безопасности полётов. Не забываем присоединиться к поздравлениям – 9 февраля отметили День работника гражданской авиации России! Одна из почти тридцати торжественных праздничных авиадат в году. Кто скажет, что Россия страна неавиационная?

Воздушный флот держит санкционный удар

Пилоты, бортпроводники, инженеры, техники, заправщики, безопасники, грузчики, повара, готовящие бортпитание, медики, диспетчеры, водители аэродромного автотранспорта… Эта армия профессионалов обеспечивает и связанность регионов огромной страны. На них в гражданской авиации всё держится – на её действующих лицах. Перечислить десятки специальностей просто нереально. Все они живут и работают под гнётом колоссальной ответственности за безопасность пассажиров и воздушных судов, выполняют сотни и тысячи правил и жёстких инструкций, многие из которых, как говорится, написаны кровью. При этом гордятся и любят своё дело.

Президент Владимир Путин поздравил работников отрасли тёплой телеграммой:

«Уважаемые друзья!

Поздравляю вас с Днём работника гражданской авиации.

История отечественного гражданского воздушного флота, насыщенная яркими, незабываемыми событиями и трудовыми свершениями, созидалась многими поколениями талантливых учёных и конструкторов, инженеров и специалистов, отважных лётчиков-испытателей и слаженных экипажей, которые честно служили Родине, своим самоотверженным трудом прославили нашу страну как одну из ведущих авиационных держав мира, задали высокие стандарты безопасности воздушных перевозок.

Отрадно, что сегодня вы достойно продолжаете легендарные традиции своих предшественников: развиваете воздушное сообщение, прокладываете новые межрегиональные и международные маршруты, совершенствуете наземную инфраструктуру и аэронавигационную систему, предлагаете современные сервисы и возможности для пассажиров и грузоперевозчиков. И конечно, в этот праздничный день самые тёплые, искренние слова признания ветеранам, на которых равняется нынешнее поколение работников гражданской авиации.

Уверен, что и впредь коллективы отечественных авиакомпаний, других профильных предприятий и ведомств будут успешно решать поставленные задачи на благо Отечества.

Желаю вам воплощения в жизнь намеченных планов и всего наилучшего».

В этот день в 1923 году Совет труда и обороны РСФСР принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». И раньше самолёты летали, пассажиров, даже до Первой мировой войны, возили, но законодательно гражданская авиация была оформлена именно 9 февраля.

Несмотря на санкции, гадости, которые устроили нашим перевозчикам западные производители авиационной техники и службы технической поддержки, в 2024 году российские авиакомпании перевезли 111, 7 млн пассажиров, из них 84, 7 млн на внутренних рейсах. Это много или мало? Сравните – в успешном для гражданской авиации 1990 году в СССР воздушным транспортом воспользовались 137, 7 млн пассажиров, из них на Россию пришлось 90, 8 миллиона. Но население-то в СССР было вдвое больше, и результат в целом удовлетворительный. Так что по мере появления новых региональных самолётов, когда из одного сибирского областного центра в другой не надо будет лететь через Москву, когда гигантская Якутия и Дальний Восток будут плотно накрыты сетью местных воздушных маршрутов, цифры пассажиропотока неизбежно полетят вверх. А населённые пункты, особенно там, где «дорогами» летом служат реки, зимой – «зимники» и полный отрыв от цивилизации в межсезонье, при регулярном авиасообщении получат все шансы остаться «живыми» на карте страны.

NAIS 2025 – мини МАКС-2025?

Проводить аэрокосмический салон МАКС сейчас и в самом деле проблематично. Сотни тысяч посетителей, среди которых могут оказаться агенты киевских спецслужб, вражеские беспилотники. Наши системы противовоздушной обороны и РЭБ способны прикрыть огромную территорию форума, но как тогда будет выглядеть самая желанная часть – лётная программа? Это плохо совместимые вещи. Поэтому Национальная выставка и форум инфраструктуры гражданской авиации в «Крокус Экспо» в какой-то мере утолили информационный голод авиаобщественности. По словам министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова, сейчас в разной стадии сертификационных работ находятся семь основных типов самолётов. Это на самом деле много.

Сначала о «Суперджете» SJ‑100. Первый полёт с отечественными двигателями ПД-8 под крылом руководители отрасли обещают в феврале–марте текущего года. Сам двигатель красовался на стенде Объединённой двигателестроительной корпорации. Оптимистично! Говоря о ПД-8, министр Алиханов отметил, что «на лётной лаборатории было выполнено уже больше 20 полётов, двигатель показывает все характеристики, заложенные при проектировании». То есть второй заход под крыло летающей лаборатории Ил-76ЛЛ оказался успешным. «Мы надеемся, что в ближайшее время, вопрос буквально месяца-полутора, будут начаты полёты уже непосредственно на машине, на «Суперджете» с новыми двигателями ПД-8. И начнётся сертификационная история уже для этого двигателя в составе самого самолёта».

Ему вторит первый заместитель генерального директора «Ростеха» Владимир Артяков: «Работы по всем этим проектам выходят на финишную прямую: идут необходимые испытания двигателей, одновременно мы разворачиваем мощности для серийного производства. В ближайшее время ждём, что ПД-8 впервые поднимется в воздух в составе пассажирского SJ-100 для прохождения заключительного этапа – лётных испытаний».

На Иркутском авиационном заводе поставили под ток первый полностью импортозамещённый самолёт МС-21. Лайнер с отечественными двигателями ПД‑14 уже летает с 2020 года, но до всей остальной начинки добрались только сейчас. Это важный этап – тестируется всё радиоэлектронное оборудование лайнера под напряжением. Имитируется всё, включая отказы техники. Дальше наступит очередь других систем. Темп высокий – самолёт МС-21‑310 в импортозамещённом виде всё же очень хорошо знаком специалистам «Яковлева», как-никак им пришлось поработать и с импортозависимыми бортами, и с промежуточными вариантами. «Поставки первых МС‑21 по контрактам для российских авиакомпаний планируется начать с 2026 года», – сообщил министр Алиханов. Главное теперь – отладить послепродажную поддержку эксплуатации. Эта тема у советских и российских производителей авиатехники была больным местом. Авиакомпаниям нет резона нести убытки из-за ожидания поставки каких-либо запчастей.

Тут стоит вспомнить скандальную ситуацию с лайнерами европейского производителя – по официальным данным, на конец 2024 года более 650 бортов «Эрбас» A320/A321neo простаивают из-за проблем с двигателями «Пратт-Уитни» PW1100G. Это минимум треть от всех выпущенных самолётов Airbus с такими «высокоэффективными и экономичными» двигателями! Попали в этот капкан и российские авиакомпании, по сообщению СМИ, 34 лайнера – а это половина парка самолётов данного типа – поставлены к стенке. В условиях санкций надежды на ремонт от производителя очень призрачны, скорее всего, с этими самолётами придётся расставаться.

Но и у остальных, неподсанкционных зарубежных авиакомпаний, радости мало – ремонт силовых установок занимает почти год. Причина – некачественный металл (с примесями) в дисках турбин высокого давления и ещё целый ряд дефектов. Двигатели не выдерживают заявленный межремонтный интервал в 30 тыс. часов, их снимают с крыла даже с «детским» налётом в 1 тыс. часов. Видимо, подвела погоня за экономией керосина. Надо отметить, силовую установку «Пратт-Уитни» PW1400G этого же «дефектного» семейства ставили и на МС-21-300. Повезло, что не вляпались по полной, будем надеяться, что ПД-14 не подведёт.

Танго для четверых

Компания Spectra Aircraft, входящая в холдинг S7 Group, представила учебно-тренировочный самолёт Tango. Как сказал знакомый лётчик, видно, что этот самолёт делали с любовью. Tango – это четырёхместный легкомоторный учебно-тренировочный самолёт, разработка которого велась на технической базе S7 в Торбеево. «Это полностью российский самолёт, от начала до конца – от колёс до хвоста. Этот самолёт произведён в Московской области из отечественного композита, железа, собственными руками и усилиями», – подчеркнул основатель S7 Group Владислав Филёв. Похоже, что холдинг, больше известный своей авиакомпанией, обладает достаточными производственными мощностями, чтобы делать не единичные, а серийные самолёты.

Реально красивая машина, дальность полёта с максимальной взлётной массой – до 1100 километров. Управление дублированное, и в отличие от «Даймондов» в лётных учебных заведениях гражданской авиации самолёт изначально проектировался для курсантских взлётов и посадок, то есть машина должна быть крепкой – испытания покажут. Мотор на первом лётном экземпляре установлен импортный, бельгийского производства, но рядом с самолётом сверкал серебром новый шестицилиндровый оппозитный авиадвигатель объёмом 5, 2 литра с заявленной мощностью 200 л.с. собственной разработки S7 Group.

Абхазия открылась для прилётов

Из Внуково в восстановленный аэропорт Сухума прилетел пассажирский турбореактивный самолёт Mitsubishi CRJ 200-ER.


Небольшой, максимум на 50 пассажиров, но не какой-то легкомоторный экземпляр. С 1993 года на аэродроме базировались ВВС Абхазии – 6 вертолётов и 5 учебно-боевых L-39. А аэродром способен принимать практически любые самолёты, полоса длиной три с лишним километра позволяет, усилена ещё в советский период для приёма тяжёлых военно-транспортных Ил-76. К слову, во время конфликта с Грузией в 2008 году аэродром принимал российские Ил-76 военно-транспортной авиации с техникой и десантом на борту.

Что принесёт восстановление коммерческого использования аэропорта? Во-первых – удобство для отдыхающих, туристов. Во-вторых, возможно сдвинется с места превращение республики не просто в регион с роскошной природой, развалинами санаториев на каждом шагу и флегматичными бурёнками на пляжах, а в привлекательную и безопасную территорию с развитой курортной инфраструктурой. В-третьих, и это главное, хорошо помню, как в советском прошлом летишь в Адлер (Сочи) – самолёт садится в Сухуме. Бывало и наоборот, зимняя и весенняя погода переменчива. Для Сочи Сухум был запасным, для Сухума – Сочи. К тому же взлётно-посадочная полоса абхазского аэропорта не упирается, как сочинская, в горы с одной стороны и в море – с другой. Она расположена вдоль морского берега, позволяет безопасно выполнять взлёт-посадку в любом направлении, в зависимости от направления ветра.

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»