Что известно о южнокорейской программе усыновления детей иностранцами
Во 2-й половине ХХ века правительство Южной Кореи дало полную свободу частным агентствам по усыновлению. И это привело к крайне плачевным последствиям. Организации предпочитали нарушать закон или использовать лазейки для того, чтобы осуществлять свою преступную деятельность. Агентства стали принуждать матерей-одиночек отказываться от своих детей и даже крали их, чтобы выдавать за сирот по фальшивым документам. Данная схема позволяла преступникам фактически продавать несовершеннолетних в приёмные семьи за границей и избавлять правительство от необходимости в поддержке нуждающихся.
Южная Корея считается лидером по числу приёмных детей, отправленных за границу. Причины этого уходят глубоко в Корейскую войну. С 1953 года после завершения кровавой бойни около 200 тысяч несовершеннолетних граждан переехали за границу – в Европу и США. Многочисленные обвинения в коррупции и нарушениях вынудили южнокорейские власти начать первое официальное расследование незаконных усыновлений. Как оказалось, сами корейцы неохотно брали приёмных детей из-за упадка экономики и общего послевоенного кризиса в стране. Нужно было срочно найти приёмных родителей за границей.
Во многих случаях это помогло детям обрести заботливых родителей. Но в попытках популяризации программы власти Южной Кореи создали проблемы, многие из которых до сих пор не решены. Как уже упоминалось выше, компании-посредники между государством и потенциальными родителями начали ради прибыли скрывать данные детей. Часто получалось так, что усыновлять и удочерять детей можно было без ведома биологических родителей. Незамужних женщин ещё до родов принуждали отказаться от ребёнка во избежание позора. Также если ребёнок испытывал проблемы с адаптацией или подвергался насилию, помочь ему было некому. Госведомства не проявляли к дальнейшей судьбе детей никакого интереса.
Одним из ключевых факторов незаконного экспорта детей стала ксенофобия. Многие южнокорейские женщины начиная с 50-х рожали детей от американских военных, остававшихся на базах после войны. Власти требовали от сотрудников агентств по усыновлению, чтобы те уговаривали женщин отдавать отпрысков смешанного происхождения в иностранные семьи. Первый президент страны Ли Сын Ман полагал, что детей корейских женщин от американских бойцов следует отправлять на «родину их отцов». Также очень сильно страдали и матери-одиночки.
Многие матери, вступавшие в связи с американцами, встали перед выбором. Либо же им надо было отдать детей приёмным родителям за границу, либо растить их самим в бедности и подвергаясь порицанию людей. В Южной Корее регистрация новорождённых долго считалась обязанностью родителей. Это часто позволяло агентствам по усыновлению фактически красть детей и выдавать за сирот. Некоторые даже погибали от этого. И самое худшее – то, что они не могли запросить помощи. Никто просто не мог их вызволить.
Государство не следило за тем, кого агентства отдавали на усыновление. Что происходило в приёмных семьях – тоже никто не знал. От потенциальных приёмных родителей даже не требовалось приезжать за детьми. Агентства доставляли их напрямую. Посредники могли задёшево нанимать сопровождающих, которые даже не могли обеспечить для детей в пути нормальные условия. И это не говоря уже про то, что к детям могло спокойно применяться физическое насилие.
В 80-х годах процедуру передачи детей в приёмные семьи упростили. Это было сделано для продвижения «эмиграции и дипломатии на частном уровне». С тех самых пор журналисты часто критиковали Южную Корею за «экспорт детей», но до недавнего времени правительство республики игнорировало эти вопросы. Известно, что в 1985-м 8837 детей из Кореи отправили в приёмные семьи. За каждого ребёнка агентства брали определённую взятку, чтобы обойти запутанные бюрократические процессы. Судя по поступившим данным, процедура передачи ребёнка обходилась будущим приёмным родителям ещё в 1450 долларов.
Долгое время власти Сеула игнорировали вопросы, связанные с похищениями детей. С журналистами на эту тему не общались. Да и сами дети не могли добиться справедливости. Ситуация изменилась лишь в прошлом году. Тогда правительство под давлением общественности всё-таки санкционировало спецрасследование. Его результаты будут опубликованы весной 2024 года. У следователей нет юридической возможности для выдвижения обвинений против агентств, но власти по закону обязаны прислушиваться к их мнению.
К счастью, за последнее время ситуация в сфере усыновления в Южной Корее частично улучшилась. Например, местные власти ввели программу поддержки матерей-одиночек, которые не хотят расставаться с детьми. Передачу в приёмную семью за границей должен одобрить суд. А летом нынешнего года нацсобрание приняло закон, согласно которому ответственность за учёт новорождённых возлагается теперь на больницы и госинстанции.