Как Минфин считает «чужие» деньги
Фото из личного архива автора
Министерство финансов РФ сообщило, что выплаты нефтяным компаниям за сдерживание внутренних цен на топливо (топливный демпфер) в январе-сентябре 2023 года превысили 1,1 трлн руб. Своим мнением о ситуации в отрасли поделился доцент Финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков.
«Минфин в очередной раз рассказал, как он спасает Россию, однако забыл упомянуть, за чей счет все это происходит», — отметил эксперт.
Ведомство информирует, что в сентябре 2023 года по сравнению с августом выплаты выросли на 60,7%, до рекордных 298,7 млрд руб. Происходит это несмотря на планы Минфина сократить выплаты по демпферу начиная с 1 сентября.
«Важный нюанс, случайно «забытый» в этом расчете: благодаря Минфину выплаты по демпферу за сентябрь для нефтяных компаний сократятся практически в два раза. И эта сумма пока что не добавлена в расчеты Минфина и будет отражена только в данных за октябрь», — сообщил Леонид Крутаков.
По его словам, решение Минфина, которое ранее правительство признало ошибочным — уполовинить демпферные выплаты, стало одной из причин разбалансировки топливного рынка РФ и резкого роста внутренних цен на нефтепродукты.
«Все выплаты по демпферу идут как часть возврата из выплачиваемого нефтяниками же НДПИ в бюджет страны», — подчеркивает эксперт.
Он напомнил, что «нефтянка — единственная сырьевая отрасль России, которая платит, по сути своей, прогрессивный налог», поскольку уровень НДПИ зависит от экспортной цены на нефть.
Согласно официальным данным Минфина, можно посчитать, что в январе-сентябре нефтяники выплатили в бюджет РФ 5,038 трлн рублей налога на НДПИ. Получается, что в качестве демпфера государство вернуло компаниям только 22,6% от этой суммы. При учёте таможенных пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов, составивших за девять месяцев 262 млрд рублей, это соотношение является еще меньшим.
«Тут есть еще один пикантный нюанс: НДПИ взимается только с добывающих компаний, а эффект от демпферных выплат для сдерживания внутренних цен получают все сбытовые компании. То есть вертикально-интегрированные компании (ВИНК) за свой счет субсидируют так называемые независимые сети АЗС», — отметил эксперт.
Он приводит данные, согласно которым объем экспортных поставок у российских ВИНК сильно разнится. Так, сбытовая инфраструктура «Лукойла» выстроена под экспорт «своего» топлива по системе продуктопроводов. «Сургутнефтегаз» на экспорт отправляет 85% «своего» дизеля. А системообразующая для отрасли «Роснефть» весь произведенный бензин «Евро-5» реализует на внутреннем рынке.
Также известно, что по бензину, который реализуется на Санкт-Петербургской бирже, доля «Лукойла» составляет 13,8% от собственного производства, доля «Газпромнефти» – 13,3 %, «Сургутнефтегаза» – 13,1%, «Роснефти» – 23,5%. По дизтопливу соответственно: 9,4%; 9,2%; 9,7% и 21,8%. Общая доля биржевых продаж «Роснефти» по бензинам достигает 39%, по дизтопливу – 40%, по мазуту – 68%.
Получается, что демпфер в равном объеме получают и те компании, которые ориентированы на обеспечение внутреннего рынка, и те, которые хотят увеличить свои доходы за счет экспортных поставок.
«Минфин в этом процессе «спасения» госбюджета страны ничем не жертвует, он всего лишь выступает в роли регулировщика потоков «чужих» денег», — отмечает Леонид Крутаков.
При этом налоговая нагрузка на нефтянку в России составляет беспрецедентные для всего мира 78%. И она несопоставима с цифрами для других отраслей экономики.
Известно также, что общий уровень изъятий с учетом роста затрат на транспорт, электроэнергию и ставки банковских кредитов составляет свыше 90%. Только компания «Роснефть» за 2022 год заплатила в бюджет РФ свыше 4 трлн рублей, а за последние пять лет — 18 трлн рублей.
«Теперь о цифрах, а точнее о деньгах. В статистике принято сравнивать одинаковые периоды год к году, а не сентябрь с августом или январем (сезонность топливного рынка никто отменить не в силах). Рост на 60,7% выплат по демпферу в сентябре по отношению к августу, который Минфин использует как «доказательство» своих героических усилий по сдерживанию цен на топливо, это «в огороде бузина, а в Киеве дядька». Эти сентябрьские выплаты Минфина компенсируются лишь экспортной пошлиной, которую нефтяники заплатили в этом году. И это без учета НДПИ», — заключил эксперт.
Он отметил, что релевантным показателем является 38-процентное падение выплат по демпферу за январь-сентябрь 2023 года по отношению к аналогичному периоду 2022 года. В денежном выражении общие выплаты по демпферу за прошлый год составили 2,171 трлн руб., а на сегодняшний день выплачено всего 1,138 трлн руб. До конца года этот 50-процентный гандикап вряд ли будет преодолен.