Руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) Юрий Зубов: Почему в России растет интерес граждан к запуску собственного бренда

Юрий Зубов
В России стремительно растет интерес к регистрации личных брендов. Так, в первом полугодии 2025-го число подобных заявок выросло на 19%, при этом доля физических лиц превысила 18% от всех заявок на товарные знаки. Увеличение спроса, прежде всего, связано с изменениями в законодательстве, поскольку с 29 июня 2023 года самозанятые и физические лица получили право регистрировать бренды под собственным именем. В итоге за два прошедших года они подали в Роспатент более 40 тыс. соответствующих заявок.
Сегодня граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, могут воспользоваться теми же возможностями, что и юридические лица, в частности, они могут продвигать свои услуги и товары на традиционных рынках и цифровых платформах. То есть, например, кондитер из Вологды, изготавливающий торты на заказ у себя дома, имеет право реализовывать свою продукцию под личным брендом, как и фотограф из Самары, который может рекламировать услугу под своим товарным знаком. На данный момент россияне наиболее активно осваивают потребительские рынки и сферу услуг. В их заявках представлены сегменты одежды и обуви (21%), программное обеспечение и электроника (18%). Среди услуг чаще всего речь идет о продаже, рекламе и продвижении товаров (43%); образовании, развлечении и фитнесе (18%).
Большие надежды на МСП
Роспатент и Корпорация МСП в феврале 2025-го запустили новый сервис, благодаря которому пользователи Платформы МСП.РФ могут регистрировать свои товарные знаки в упрощенном режиме на одной площадке, не переходя по различным ссылкам. При этом представители бизнеса получают пошаговую инструкцию, что именно им нужно сделать для регистрации товарного знака.
Рост интереса к регистрации личных брендов говорит о трансформации предпринимательской среды, в том числе, вследствие цифровизации приоритетных отраслей экономики. Развитие социальных сетей, появление новых цифровых платформ и обилие маркетплейсов требуют от бизнеса повышения узнаваемости бренда. При этом для представителей творческих профессий (блогеров, писателей, дизайнеров) регистрация личного бренда позволяет не только закрепить права на имя или псевдоним, но и повысить свою узнаваемость.
Товарные знаки в глобальной статистике
Увеличившуюся активность к регистрации брендов в России подчеркивает и статистика Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).
Согласно исследованиям ВОИС, в течение двух лет наблюдалось замедление мировой заявительской активности по товарным знакам и лишь недавно появились признаки восстановления ситуации. В России, напротив, происходил стремительный рост подачи заявок, особенно со стороны резидентов. Это подчеркивает внутреннюю инновационную активность и стремление компаний закреплять свои бренды на рынке.
Защитить добросовестного пользователя
В Российской Федерации один из самых низких уровней госпошлин за регистрацию товарных знаков среди развитых стран. При этом предприниматели часто включали в свои заявки максимум классов МКТУ (Международная классификация товаров и услуг) и обозначений внутри них, включая продукцию и услуги, которые они фактически не производили и не оказывали услуг, но тем самым создавали искусственные ограничения для других пользователей.
Нередко заявители действовали по принципу «на всякий случай», не исключая возможности расширения бизнеса. Но находились и те, кто делал это с целью недобросовестной конкуренции – регистрировать перспективные обозначения, чтобы впоследствии зарабатывать на судебных издержках и компенсациях за нарушение их интеллектуальных прав. Такое злоупотребление интеллектуальной собственностью получило неофициальное название «патентный троллинг». Для борьбы с этим явлением ведется совместная межведомственная работа, прорабатываются пути выявления недобросовестных пользователей и разрабатываются меры противодействия им. Ранее недобросовестные заявители, подав заявку, получали приоритетность в регистрации обозначения, могли предлагать другим заявителям уступить свои права за вознаграждение и только тогда отозвать заявку. Сейчас это сделать практически невозможно.
Кроме того, в 2025 году был принят новый порядок расчета пошлин, согласно которому заявитель оплачивает отдельно каждый из классов МКТУ, для которых запрашивается регистрация, а также каждое наименование в перечне товаров и услуг в одном классе, если их больше 10. Для тех, кто ранее подавал заявки в недобросовестных целях, чтобы создать другим препятствия и заблокировать как можно больше обозначений, теперь это станет гораздо более затратным.
Российским брендам помогают выйти на внешние рынки
Товарный знак становится ценным предпринимательским капиталом, а его регистрация – инструментом, позволяющим защитить интеллектуальную собственность. Интерес к регистрации личных брендов будет расти, поскольку малый и средний бизнес играет все более значимую роль в экономике страны, и в перспективе может выходить на международный уровень, участвовать в бизнес-миссиях, отраслевых выставках в других странах. Со своей стороны Роспатент продолжит формировать в России инфраструктуру для удобной и комфортной регистрации своего бренда. Для поддержки масштабирования бизнеса и вывода его на новые рынки уже проделана большая работа.
Например, по итогам анализа предоставленных материалов из разных стран, оформлена брошюра для предпринимателей и патентообладателей. Путеводитель охватывает систему интеллектуальной собственности в России, Бразилии, Индии, Китае, Эфиопии и в Объединенных Арабских Эмиратах. Это, безусловно, будет помогать инновационному бизнесу ориентироваться в вопросах охраны и защиты интеллектуальных прав стран БРИКС, сделает их рынки более понятными для инвесторов и будет способствовать развитию делового сотрудничества. Документ будет доступен на английском языке на совместном сайте ведомств по интеллектуальной собственности стран БРИКС.
Поделиться
Поделиться




