Руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) Юрий Зубов: Почему в России растет интерес граждан к запуску собственного бренда - Новости Городов
Общество

Руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) Юрий Зубов: Почему в России растет интерес граждан к запуску собственного бренда

Юрий Зубов

В России стремительно растет интерес к регистрации личных брендов. Так, в первом полугодии 2025-го число подобных заявок выросло на 19%, при этом доля физических лиц превысила 18% от всех заявок на товарные знаки. Увеличение спроса, прежде всего, связано с изменениями в законодательстве, поскольку с 29 июня 2023 года самозанятые и физические лица получили право регистрировать бренды под собственным именем. В итоге за два прошедших года они подали в Роспатент более 40 тыс. соответствующих заявок.

Сегодня граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, могут воспользоваться теми же возможностями, что и юридические лица, в частности, они могут продвигать свои услуги и товары на традиционных рынках и цифровых платформах. То есть, например, кондитер из Вологды, изготавливающий торты на заказ у себя дома, имеет право реализовывать свою продукцию под личным брендом, как и фотограф из Самары, который может рекламировать услугу под своим товарным знаком. На данный момент россияне наиболее активно осваивают потребительские рынки и сферу услуг. В их заявках представлены сегменты одежды и обуви (21%), программное обеспечение и электроника (18%). Среди услуг чаще всего речь идет о продаже, рекламе и продвижении товаров (43%); образовании, развлечении и фитнесе (18%).

Большие надежды на МСП

Роспатент и Корпорация МСП в феврале 2025-го запустили новый сервис, благодаря которому пользователи Платформы МСП.РФ могут регистрировать свои товарные знаки в упрощенном режиме на одной площадке, не переходя по различным ссылкам. При этом представители бизнеса получают пошаговую инструкцию, что именно им нужно сделать для регистрации товарного знака.

Рост интереса к регистрации личных брендов говорит о трансформации предпринимательской среды, в том числе, вследствие цифровизации приоритетных отраслей экономики. Развитие социальных сетей, появление новых цифровых платформ и обилие маркетплейсов требуют от бизнеса повышения узнаваемости бренда. При этом для представителей творческих профессий (блогеров, писателей, дизайнеров) регистрация личного бренда позволяет не только закрепить права на имя или псевдоним, но и повысить свою узнаваемость.

Товарные знаки в глобальной статистике

Увеличившуюся активность к регистрации брендов в России подчеркивает и статистика Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

Согласно исследованиям ВОИС, в течение двух лет наблюдалось замедление мировой заявительской активности по товарным знакам и лишь недавно появились признаки восстановления ситуации. В России, напротив, происходил стремительный рост подачи заявок, особенно со стороны резидентов. Это подчеркивает внутреннюю инновационную активность и стремление компаний закреплять свои бренды на рынке.

Защитить добросовестного пользователя

В Российской Федерации один из самых низких уровней госпошлин за регистрацию товарных знаков среди развитых стран. При этом предприниматели часто включали в свои заявки максимум классов МКТУ (Международная классификация товаров и услуг) и обозначений внутри них, включая продукцию и услуги, которые они фактически не производили и не оказывали услуг, но тем самым создавали искусственные ограничения для других пользователей.

Нередко заявители действовали по принципу «на всякий случай», не исключая возможности расширения бизнеса. Но находились и те, кто делал это с целью недобросовестной конкуренции – регистрировать перспективные обозначения, чтобы впоследствии зарабатывать на судебных издержках и компенсациях за нарушение их интеллектуальных прав. Такое злоупотребление интеллектуальной собственностью получило неофициальное название «патентный троллинг». Для борьбы с этим явлением ведется совместная межведомственная работа, прорабатываются пути выявления недобросовестных пользователей и разрабатываются меры противодействия им. Ранее недобросовестные заявители, подав заявку, получали приоритетность в регистрации обозначения, могли предлагать другим заявителям уступить свои права за вознаграждение и только тогда отозвать заявку. Сейчас это сделать практически невозможно.

Кроме того, в 2025 году был принят новый порядок расчета пошлин, согласно которому заявитель оплачивает отдельно каждый из классов МКТУ, для которых запрашивается регистрация, а также каждое наименование в перечне товаров и услуг в одном классе, если их больше 10. Для тех, кто ранее подавал заявки в недобросовестных целях, чтобы создать другим препятствия и заблокировать как можно больше обозначений, теперь это станет гораздо более затратным.

Российским брендам помогают выйти на внешние рынки

Товарный знак становится ценным предпринимательским капиталом, а его регистрация – инструментом, позволяющим защитить интеллектуальную собственность. Интерес к регистрации личных брендов будет расти, поскольку малый и средний бизнес играет все более значимую роль в экономике страны, и в перспективе может выходить на международный уровень, участвовать в бизнес-миссиях, отраслевых выставках в других странах. Со своей стороны Роспатент продолжит формировать в России инфраструктуру для удобной и комфортной регистрации своего бренда. Для поддержки масштабирования бизнеса и вывода его на новые рынки уже проделана большая работа.

Например, по итогам анализа предоставленных материалов из разных стран, оформлена брошюра для предпринимателей и патентообладателей. Путеводитель охватывает систему интеллектуальной собственности в России, Бразилии, Индии, Китае, Эфиопии и в Объединенных Арабских Эмиратах. Это, безусловно, будет помогать инновационному бизнесу ориентироваться в вопросах охраны и защиты интеллектуальных прав стран БРИКС, сделает их рынки более понятными для инвесторов и будет способствовать развитию делового сотрудничества. Документ будет доступен на английском языке на совместном сайте ведомств по интеллектуальной собственности стран БРИКС.

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»