Отоларингологи Морозовской ДКБ и конвейер врача Ольги Денисовой

Мы недавно писали о вопиющей ситуации, сложившейся, в частности, в отоларингологическом отделении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Морозовская детская городская клиническая больница». Так, согласно имеющимся данным, врач детской Морозовской больницы Ольга Денисова организовала в отделении теневой платный конвейер, где за неофициальное вознаграждение (в конверте) проводятся срочные операции по удалению гланд и аденоидов, мягко говоря, без имеющихся объективных показаний для осуществления подобных операций.
После публикации к нам стало поступать много откликов и появились сигналы об ещё одном отоларингологе Морозовской ДКБ — Жамиле Отаровой. Она также оказалась в группе врача Ольги Денисовой.
По имеющейся информации, Жамиля Отарова подбирает клиентов через так называемую свою сеть ЛОРов в районных детских поликлиниках. Этот специалист проговаривает с так называемыми своими ЛОРами в поликлиниках процедуру, согласно которой районные детские отоларингологи подбирают на приёмах обеспеченных клиентов и тут же сообщают об этом Отаровой. После этого районный ЛОР готовит рекомендацию и направление в Морозовскую ДКБ о необходимости проведения, например, аденотонзиллотомии в плановом порядке. Процесс пошёл! И, разумеется, все участники цепочки при своём интересе — на своём проценте.
На своих приёмах в отдельном кабинете (по схеме врача Ольги Денисовой) доктор Жамиля Отарова часто даёт понять, что она — курирующая заместителя главного врача. Ответ на вопрос, а знает ли руководство отделения о подобных манипуляциях врача Отаровой и её сети ЛОРов в районных поликлиниках, вызывает всё больше вопросов от наших читателей. Особенно интересна схема, при которой районные отоларингологи под контролем гражданки Жамили Отаровой вместо спокойного консервативного лечения аденоидов и миндалин немедленно варганят план хирургического вмешательства и кровавых операций над маленькими гражданами нашей страны.
Что же движет врачом ЛОР-отделения в Морозовской ДКБ, когда он советует удалить аденоиды?
- Убеждённость, что все проблемы от них – и частые ОРВИ, и снижение слуха, и затруднение дыхания через нос.
- Докторов так научили. Увидел аденоиды – отправляй на удаление; других способов их лечить всё равно нет.
- Стоимость удаления аденоидов сейчас – 50–70 тысяч рублей, не считая сопутствующих расходов, и эти деньги точно не будут лишними в бюджете больницы и в неформальной кассе ЛОР-отделения.
Если бы в медицине всё было так просто, можно было бы и согласиться, но на деле всё намного-намного сложнее. В итоге оказывается, что дети продолжают часто болеть после лечения в Морозовской ДКБ даже после удаления аденоидов, слух после аденотомии далеко не всегда, а то бывает и вообще не восстанавливается, и даже дыхание через нос становится лучше далеко не всегда.
Что такое аденоиды?
Аденоиды – лимфоидная ткань, миндалина, расположенная позади носа, в носоглотке. Увидеть их при стандартном ЛОР-осмотре нельзя. Нужны или пальцевое исследование носоглотки (сейчас оно не проводится врачами), или осмотр при помощи зеркала, или рентген, или эндоскопия. Когда ребёнок начинает болеть простудными заболеваниями, его иммунитет «учится» противостоять вирусам и бактериям. Так вот, это обучение проходит именно на аденоидах.
Профессор кафедры ЛОР-болезней педиатрического факультета РГМУ Татьяна Ильинична Гаращенко любила шокировать студентов.
«Поднимите руки, у кого в детстве удалили аденоиды», – говорила она на лекции.
В аудитории поднимался лес рук.
«Поздравляю – вам удалили центральный орган иммунной системы», – резюмировала профессор.
На самом деле, конечно, она преувеличивала – у иммунной системы центральных органов нет. Но аденоиды в становлении иммунитета у детей играют очень и очень важную роль.
Почему аденоиды увеличиваются?
Обычно ребёнок болеет с отёком слизистой оболочки носа (этот отёк хотя бы на время можно снять сосудосуживающими каплями) и отёком аденоидов (тут сосудосуживающие капли бессильны). Если респираторные инфекции становятся слишком частыми, аденоиды не успевают восстанавливаться и остаются отёчными даже тогда, когда ребёнок не болеет. Вот тут-то и появляется ЛОР-врач, который начинает настаивать на удалении аденоидов.
При обследовании на поверхности аденоидов врачи обнаруживают аденовирусы, риновирусы, респираторно-синцитиальный вирус и даже вирус Эпштейна–Барр и вирус герпеса VI типа. А вот результаты посевов на флору с поверхности аденоидов получаются скудными. Ну, вырастет золотистый стафилококк. Ну, эпидермальный стрептококк, который вообще не вызывает никаких инфекций. Зато в толще удалённых аденоидов врачи находят и гемофильную палочку, и моракселлу, и пневмококк. И вот с этим «зверинцем» жить становится очень и очень непросто.
Когда на самом деле нужно удалять аденоиды?
При удалении аденоидов хирурги пытаются решить две задачи: восстановить дыхание через нос и удалить очаг хронической инфекции из носоглотки.
Отсюда и показания к удалению аденоидов:
- стойкое затруднение дыхания через нос и неэффективность консервативного лечения;
- наличие на аденоидах хронического очага инфекции, который обычно проявляется острыми средними отитами и острыми гайморитами, которые провоцируются не заражением вирусами, а переохлаждением.
Если у ребёнка нет этих показаний к удалению аденоидов, аденоиды следует лечить консервативно.
Кстати, способов лечить аденоиды без операции существует много (в том числе и способов с доказанной эффективностью), но врачи обычно о них умалчивают.
Аденоиды и слух
ЛОР-отделение Морозовской больницы всегда рекомендует удалять аденоиды при наличии экссудативного среднего отита. Считается, что аденоиды перекрывают евстахиевы трубы, в результате чего и развивается экссудативный средний отит. На самом деле это не совсем так. Евстахиевы трубы перекрывают не аденоиды, а тубарные миндалины, которые могут воспаляться одновременно с аденоидами.
При этом воспаление тубарных миндалин можно лечить только консервативно. Хирургического доступа к ним до сих пор не существует.
Как лечат аденоиды без операции
Гомеопатия. Даже педиатры могут назначить при аденоидах гомеопатические аптечные средства. «Классические» гомеопаты (это такие доктора, попасть к которым можно только по знакомству, а приём длится несколько часов) клянутся, что уж они-то аденоиды вылечивают насовсем. Но к обычным поликлиническим врачам их пациенты попадают крайне редко, поэтому сказать, так ли это или нет, сложно.
Народные способы лечения. В наших широтах народная медицина – это использование всевозможных отваров и настоев трав. Существует множество рецептов таких отваров, которыми можно лечить аденоиды, но для того, чтобы проводить промывания носоглотки этими народными средствами, ЛОР-врач вам всё равно понадобится.
Особенно неприятны ошибки, которые допускают ЛОРы
Ошибка при эндоскопическом исследовании – это заключение врача-эндоскописта, которое полностью или частично не соответствует патологическим изменениям исследуемого органа. Это определение, которое врачи используют в своей повседневной работе, и речь здесь идёт о диагностической эндоскопии.
Ошибки при эндоскопическом исследовании – это не только неправильная трактовка результатов эндоскопического исследования, но и неправильные, ошибочные действия при возникновении осложнений во время выполнения эндоскопических манипуляций. Если неправильная трактовка результата довольно часто не приводит к тяжёлым последствиям (гастрит), то неправильные действия при ряде осложнений могут иметь трагический исход.
Характер ошибки может быть следующим:
- патологический субстрат не выявлен (язва, рак, источник кровотечения);
- неправильная трактовка патологического очага (язва–рак, полип–рак);
- неправильная оценка локализации и размеров субстрата;
- ошибочные тактические действия (биопсия, хромоскопия).
По своей тяжести каждая из этих ошибок неравнозначна и может существенно повлиять на исход болезни. То есть возникает понятие тяжести ошибки!
Как проводятся эндоскопические исследования аденоидов у детей в Морозовской больнице? Какие манипуляции сделать ребёнку предлагает доктор Ольга Денисова в отдельном кабинете?
Мы получаем сигналы о неудачных операциях по удалению аденоидов врачами Морозовской ДКБ. В их числе доктора с большим стажем, давно работающие в этом учреждении.
При этом начала поступать информация о новых услугах, предлагаемых врачами-отоларингологами Морозовской ДКБ Денисовой Ольгой и Отаровой Жамилей. Это так называемая «услуга» по корректировке сроков плановых операций по удалению аденоидов: либо пораньше проведём операцию, либо, наоборот, отодвинем операционное вмешательство. Отказов оперировать нет – режут всем подряд.
Очень интересно, что при поступлении детей на плановую операцию не всегда, как говорят, проверяется, здоров ли ребёнок, не требуется ли его пролечить перед тем, как оперировать. Всё это вызывает всё больше и больше вопросов, ответы на которые будут найдены!
«Аргументы недели» продолжают журналистское расследование.
Продолжение следует…
Поделиться
Поделиться





