Доктор бежал
Завершился показ сериала «Хирург», который рекламировался с убеждённостью в том, что это особенное кино: детектив и социальная драма в одном флаконе да ещё и поднимающая инфернальную тему чёрной трансплантологии. На поверку «Хирург» оказался обычным российским сериалом, заставившим задуматься не о криминальной изнанке нашего мира, а о том, почему в родном кино всегда проявляются одни и те же родимые пятна.
Талантливый хирург Сергей Коваленко (Сергей Гилёв) занимается сложными операциями по пересадке органов в дорогой частной клинике. Словно в советский магазин, сюда ведут очередь с парадного хода и очередь с чёрного. В первой всё до зевоты скучно: слёзы, квоты, несчастные дети. Во второй кипят страсти и крутится бабло. Хозяйчики жизни, даже становясь тяжело больными пациентами, хотят всё и сразу. А на дне общества обретаются персонажи в такой степени отчаяния, что готовы собственную почку продать, лишь бы выбраться ненадолго из пучины безденежья.
Коваленко годами жил по принципу «не буди лихо, пока оно тихо», пока не завёл любовницу – журналистку Марину (Анна Завтур). Она сама стоит в очереди на пересадку с парадного входа и попутно ведёт расследование о том, как устроен бизнес с другой стороны здания. Её подруга и информатор Айжан (Евгения Манджиева) живёт в колоритном общежитии для мигрантов, где связанные с клиникой бандиты находят доноров: она много знает, но сама вынуждена продать почку – и погибает при неудачном изъятии. Марина активизирует своё расследование, которое очень не хотели бы увидеть в Сети поставщики нелегальных органов. Барышня тоже гибнет, а её убийство вешают на Коваленко.
Сценаристы «Хирурга» со старта даже не пытались изобретать велосипед. Если отвлечься от трансплантируемых почек и селезёнок, мы имеем сюжет «Графа Монте-Кристо». Коваленко подставляют его коллеги. Прижимистый директор Булатов (Ростислав Бершауэр) опасается, что его лучший хирург Сергей сейчас спалит всю малину. А друг и конкурент Рома Титов (Евгений Санников) и завидует профессиональным способностям Коваленко, и на жену его Веру (Вильма Кутавичюте) глаз положил. И пока наш Эдмон Дантес чалится на зоне, злыдень становится новым мужем Веры и первым скальпелем в клинике. Разумеется, с зоны Коваленко бежит – и начинается уже «Беглец» Эндрю Дэвиса, где обвинённый в убийстве жены хирург в исполнении Харрисона Форда две трети фильма драпает от погони.
Надо признать, что в развитии сюжета «Хирург» не столь прямолинеен и однобок. История рассказывается кусками: то прошлое, то настоящее, то далёкое прошлое. Евгения Манджиева потрясающе вживается в роль умудрённой жизнью казашки-гастарбайтерши, сохранившей тем не менее всё лучшее в душе. Само собой разумеющееся предположение зрителя, что герой всех накажет и будет счастлив с археологом Юлей (Марина Ворожищева), которая вопреки всякой логике помогает ему не попасться после побега, будет откровенно высмеяно. В финале хирург Коваленко разрулит ситуацию вовсе не как граф Монте-Кристо, а как самый что ни на есть бесстрастный трансплантолог: одно отрежет, другое обратно пришьёт.
Но отдельные плюсы проекта не отменяют минусов. Сразу несколько основных персонажей абсолютно неправдоподобны. Археолог Юлия влюбляется в мутного раненого зэка с такой охоткой, словно это Ален Делон. Из Веры выходит никакая фам фаталь, ради которой вряд ли перегрызлись бы друзья-хирурги. Сама она принимает смену мужа словно переходящее красное знамя. Антагонист Рома коварен и глуп одновременно, шизит в экстремальных ситуациях, а в концовке и просто ведёт себя как душевнобольной. И остаётся осадок, что просто сценаристы не могли нормально сплести в финале сюжетные линии – только если один персонаж валяет дурака.
Когда тема подпольной торговли органами перестаёт «цеплять», сюжет получает новый укол чернухи: дочь Сергея, студентку-медичку Свету (Софья Аржаных), заносит на подпольные бои, где и смерть участников не редкость. На развитие сюжета это никакого влияния не оказывает, а как способ поддержания драйва работает неважно.
К концу фильма создаётся знакомое впечатление, что лепили его впопыхах. Чем ближе к финалу, тем больше повторов, тем нелогичнее ведут себя герои, и даже атмосфера медицинской клиники на экране слабо напоминает виденное в жизни. При этом на общем фоне «Хирург» – сериал выше среднего. «На раз можно» – как говорит измученный банальностями зритель. Судя по концовке, авторы нацелились на второй сезон.
Есть ощущение, что этот проект и втюхивался продюсерам как не слишком самобытный: мол, возьмём лучшее от таких-то хитов, всё перемешаем – и будут рейтинги. Первые серии в российском производстве почти всегда прописаны лучше последних. Не исключено, что к моменту торга они существовали на уровне синопсиса, а авторы сами не представляли, как вырулят, если им дадут зелёный свет. Винегрет из поступков персонажей во второй половине родимых сериалов – это отдельная головная боль. И цитрамон от неё не помогает.
Поделиться
Поделиться