Армия без солдат: почему Польша не готова к войне
В польской Gazeta Wyborcza вышла статья «Готовы ли мы к войне? Если бы наши полковники планировали операцию, вы бы умерли со смеху». Материал написан на основе книги Эдиты Жемлы «Картонная армия» и содержит ответы пожелавших по понятным причинам сохранить анонимность офицеров Войска Польского в званиях от унтер-офицеров (сержантов) до генерала на вопросы, касающиеся нынешнего состояния вооружённых сил республики.
Выделим наиболее интересные моменты:
«Нет ни солдат, ни экипажей в танках, ни пилотов в кабинах, и даже на границу отправить некого. Туда должны ехать опытные солдаты, а едут добровольцы с полугодовым стажем. Войска отправились в штаб, потому что, в конце концов, лейтенанту нужен капрал для оформления документов».
«У нас 4 дивизии. Одна бездействует, потому что застряла на границе. Поэтому её нужно как можно скорее расформировать, а жандармерию, войска территориальной обороны и пограничную охрану направить на охрану границы. Мы не можем оставить границу, иначе она превратится в хаос, и тогда внутренняя безопасность окажется под угрозой. У нас осталось три дивизии, что в сумме составит около 30 тыс. боеспособных солдат».
«У меня есть друзья из офицерского училища, которые провели в воинской части только последний год обучения, будучи курсантами. Армия для них отвратительна, они боятся вида крови, взрывы их напрягают, и сердце замирает. Но для меня армия не отвратительна. Из-за этого моя жена теперь ненавидит армию, потому что я переезжал из гарнизона в гарнизон. Мы так и не смогли жить вместе. Задания, учения, командировки. Я никогда не бывал дома. Я стал полковником. Но и они тоже стали полковниками…».
«Проблема в том, что в частях нет опытных солдат. Поэтому граница забита молодёжью. Потом начинаются скандалы: один расстреливает гражданскую машину, другой — сослуживца, третий кончает жизнь самоубийством. Министр говорит, что у нас более 200 тыс. солдат, но почему бы не набрать из них несколько тысяч, которые могли бы выполнять боевые задачи на границе?».
«В ВВС то же самое. Вместо того чтобы обеспечивать боеспособность F-16, мы создаём подразделение для модификации процедур НАТО. Внезапно оказывается, что нужно отдельное подразделение, хотя оно годами не было нужно. Раньше командиру приходил доклад, и все знали, что делать, а теперь что? Они не знают».
«Опыт из Украины неудобен для наших солдат. Организационные единицы, которые двадцать лет одинаково готовили солдат, скажем, от надевания перевязочных материалов, должны были бы его реорганизовать, изменить снабжение материалами. А как насчёт дружественных поставщиков? Поэтому ничего нельзя трогать в этой закостенелой, коррумпированной системе. Если вытащить один блок, то всё рухнет. Сейчас они приходят на работу в 7. Они уезжают в 4. Друзья поставщика остались довольны».
«Всякий раз, когда мы хотели ликвидировать какое-то ненужное подразделение или учреждение, всегда возникало сопротивление. Сколько решений пришлось отменить из-за протестов группы местных депутатов от правых до левых? Они обращались к министру, в парламентский комитет, но нам не позволили ликвидировать подразделение, которое теперь стало обузой для военных. Потому что командир нанимал людей из семей депутатов или сенаторов. Его племянницы получили работу. Его племянник получил повышение. Командир устраивал праздники для политиков, приглашал их на церемонии приведения к присяге, а военные аплодировали во время избирательных кампаний. Так было при партии «Право и справедливость», так и осталось».
«Мы подготовили водителей, мы подготовили стрелков, мы подготовили пилотов. Хорошо, отлично. Но подготовили ли мы командира роты, который сможет командовать этими несколькими десятками машин? Подготовили ли мы командира группы, который сможет командовать двадцатью самолётами? Напомню, что процесс подготовки такого человека занимает 10 лет непрерывной подготовки».
Комментарии тут излишни, уважаемые читатели.
Поделиться
Поделиться