«Будь таким же Героем, как дед …»
Совсем скоро мы отметим 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Трудная, выстраданная всем нашим народом, оплаченная кровью миллионов наших людей Победа означает не только разгром фашистской Германии и её приспешников. Она означает нашу жизнь. Саму возможность жить, которую своим беспримерным героизмом подарили нам те, кто ковал Победу на фронте и в тылу. И мы никогда не забудем этого!
«День Победы, как он был от нас далек!
Как в костре потухшем таял уголек.
Были вёрсты обгорелые в пыли,
Этот день мы приближали, как могли!
Этот День Победы порохом пропах.
Это праздник с сединою на висках.
Эта радость со слезами на глазах». («День Победы», слова В.Харитонова)
То, что война будет, наверное, понимал тогда каждый. Хотя многие и надеялись, что её не будет. Но она пришла. Пришла страшной поступью авиационных бомб, артиллерийских обстрелов и марша покоривших к тому времени всю Европу солдат Вермахта. Которые пока не знали поражений на поле боя. Гитлеровская Германия напала на нас вероломно, без объявления войны, в предрассветный час, который должен быть сигналом к тому, чтобы замершая на ночь жизнь просыпалась. Но проснулась 22 июня 1941 не жизнь, а смерть…
«Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началася война…». («Двадцать второго июня, ровно в 4 часа», слова Бориса Ковынева)
Полчища фашистских крыс вторглись на территорию нашей страны, неся смерть и разрушения. Но даже вероломное нападение не стало для гитлеровцев лёгкой прогулкой. На всех направлениях, где фашисты начали наступление, наши воины ожесточённо сопротивлялись. И погибали, унося с собой десятки и сотни врагов. «Русские всегда дрались до последнего солдата, до последней капли крови», отмечали даже вражеские генералы. Одна только Брестская крепость выпила врагу столько крови, что уже тогда поставило под сомнение возможность «молниеносной войны» у фашистов.
«Опыт польской и западной кампаний подсказывал, что успех стратегии блицкрига заключается в получении преимуществ более искусным маневрированием. Даже если оставить за скобками ресурсы, боевой дух и воля к сопротивлению противника неизбежно будут сломлены под напором громадных и бессмысленных потерь. Отсюда логически вытекает массовая сдача в плен оказавшихся в окружении деморализованных солдат. В России же эти „азбучные“ истины оказались поставлены с ног на голову отчаянным, доходившим порой до фанатизма сопротивлением русских в, казалось, безнадежнейших ситуациях. Вот поэтому половина наступательного потенциала немцев и ушла не на продвижение к поставленной цели, а на закрепление уже имевшихся успехов», — приводит в своей книге «1941 год глазами немцев. Березовые кресты вместо железных» воспоминания бывших военнослужащих Вермахта английский историк Роберт Кершоу.
Особенно поразил врага невиданный им ранее героизм, который проявили защитники Брестской крепости. Оборона полностью отрезанной от какой-либо помощи Брестской крепости продолжалась с 22 июня по конец июля 1941 года, хотя немецкое командование рассчитывало захватить крепость буквально в течение нескольких часов.
«Если б камни могли говорить
Под летящими вдаль облаками,
Рассказали б о мужестве камни,
Если б камни могли говорить.
С неба смотрят
Звёзды, не мигая,
Тонет полночь
В медленной волне…
А над Брестом
Тишина такая,
Будто мир оглох
На той войне.
На границе родимой земли
Вихревые сирены завыли,
Встали мёртвые рядом с живыми
И, обнявшись, в бессмертье ушли». («Песня о героях Бреста», слова Р. Рождественского)
Сами германские солдаты (те, кто выжил), уже после окончания войны отмечали, что таких воинов, как наши, они ещё не встречали, ибо подобного сопротивления вермахтовцы даже не могли предвидеть:
«Там, где русских удалось выбить или выкурить, вскоре появлялись новые силы. Они вылезали из подвалов, домов, из канализационных труб и других временных укрытий, вели прицельный огонь, и наши потери непрерывно росли».
И разве только Брест? Примеров героизма советских воинов, становившегося массовым, очень много.
«В такое просто не поверишь, пока своими глазами не увидишь. Солдаты Красной Армии, даже заживо сгорая, продолжали стрелять из полыхавших домов»;
«Поведение русских даже в первом бою разительно отличалось от поведения поляков и союзников, потерпевших поражение на Западном фронте. Даже оказавшись в кольце окружения, русские стойко оборонялись», — вспоминали выжившие после войны военнослужащие Вермахта.
Еще один из ярчайших примеров того, с чем столкнулись гитлеровцы уже в самом начале войны — единственный в истории рукопашный бой, в котором вместе с отступавшим пограничным отрядом прияли участие и их верные пограничные собаки.
Июль 1941 года. Советские войска с непрерывными кровопролитными боями отступали по территории Украины. Среди прикрывавших отступление частей, был отдельный батальон пограничного отряда. В составе отряда находилось 150 сторожевых собак и 500 человек личного состава. Последний бой этого подразделения произошёл 30 июля 1941 года у села Легедзино (современная Украина). Батальон прикрывал отход штабных частей, командование Уманской армейской группировки и из последних сил сопротивлялся немцам. Но силы были неравными, против 500 пограничников целый немецкий полк. В ходе ожесточенного боя у пограничников уже почти закончились боеприпасы. И когда немцы пошли в очередную атаку Лопатин отдал приказ идти в рукопашную, всем вместе и людям, и собакам. 150 обученных псов, бросались на немцев, те поливали их пулеметным огнем, но остановить не могли. Собаки цеплялись в глотку даже в предсмертной агонии, прикрывая своими телами людей, шедших в штыковую атаку. Кровь хлестала фонтаном, собаки вырывали куски мяса вместе с ошметками форменной одежды. Лай, визг собак, крики людей, стрекот пулеметов слились в одну ужасающую какофонию звуков, и немцы дрогнули, не выдержав натиска этой отчаянной атаки. Исход боя решили лишь подошедшие на помощь фашистам танки. В этом бою погибли все 500 пограничников, не один из них не сдался в плен. А чудом уцелевшие собаки до конца остались преданными своим проводникам. Каждая уцелевшая в той мясорубке, улеглась возле хозяина и никого не подпускала к нему, и немцы пристреливали каждую овчарку…
Однако если кто-то подумает, что героизм был присущ лишь рядовым солдатам, а генералы не ходили в бой, то вспомните генеральскую штыковую атаку 1941-го.
В Полтавской области советские войска были зажаты в плотное кольцо, и, для того чтобы прорваться, приходилось бросаться в атаку — в прямом смысле штыковую. Поднимал солдат генерал Кирпонос; поднимал — всех без исключения. Генералы с винтовками и гранатами вместе со всеми бойцами шли в атаку. В том бою Михаил Кирпонос погиб; вместе с ним пали смертью храбрых начальник Штаба генерал Тупиков, председатель Верховного Совета Украинской ССР Бурмистенко и другие офицеры высшего состава.
Но даже несмотря на не имеющий аналогов в истории героизм советских воинов, Красная Армия продолжала отступать под напором превосходящих сил врага. И вот, наступил момент, когда отступать дальше некуда, — позади сердце нашей Родины — Москва.
«Мы не дрогнем в бою
За столицу свою.
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной
Остановим,
Отбросим врага.
В атаку, стальными рядами,
Мы поступью твердой идем.
Родная столица за нами —
Наш кровный родительский дом». («Марш защитников Москвы», слова Алексея Суркова)
Сражение за Москву стало одной из самых масштабных битв Великой Отечественной войны по количеству участвовавших войск и по понесенным потерям. Бои развернулись в полосе около 1000 километров шириной и более 350 километров глубиной на территории 8 областей. По времени битва продолжалась около 7 месяцев — с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. В битве за Москву сражались более трех миллионов солдат и офицеров Советского Союза и Третьего рейха, из которых почти полтора миллиона погибли. Московское сражение стало первым моментом, который определил весь исход этой страшной и кровавой войны.
Наши войска стали постепенно теснить гитлеровцев. А потом был Сталинград.
Победа войск Красной Армии под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной и всей Второй мировой войны. И снова беспримерный героизм наших воинов стал основой победы в этой судьбоносной Битве. Не просто так медалью «За оборону Сталинграда» было награждено почти 760 тысяч человек. 125 советских воинов за боевые подвиги во время Сталинградской битвы удостоены звания Героя Советского Союза.
«Не забывай те грозные года,
Когда кипела волжская вода,
Земля тонула в ярости огня,
И не было ни ночи и ни дня.
Сражались мы у волжских берегов,
На Волгу шли дивизии врагов,
Но выстоял великий наш солдат,
Но выстоял бессмертный Сталинград!
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым,
Всем тем, которых забывать нельзя —
Поклонимся, поклонимся, друзья…
Всем миром, всем народом, всей землёй —
Поклонимся за тот великий бой!». («Поклонимся великим тем годам», слова Михаила Львова)
Длившееся с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 сражение по праву считается одним из самых грандиозных. И заплатили мы за победу в нём высочайшую цену — потери Красной Армии в Сталинградской битве составили 1 129 619 человек.
А потом, потом были успехи и поражения. Пока мы не дошли до Курской Дуги.
Курская битва, окончательно надломившая хребет фашистского зверя, длилась с 5 июля по 23 августа 1943. Эта Битва стала крупнейшим танковым сражением: выдержав 12-дневный удар немецкой военной машины, нашим войскам удалось перейти в контрнаступление. По данным советских источников, вермахт потерял 30 дивизий, в том числе 7 танковых, свыше 500 тысяч солдат и офицеров (убитыми, ранеными и пленными), 1,5 тысячи танков и штурмовых орудий, более 3,7 тысячи самолётов. Потери Вооружённых сил СССР составили более 860 тысяч человек, 255 тысяч из них были убиты и пропали без вести.
«Там, в долине степной
Занимается бой.
Рвется вермахт вперёд,
Что есть сил.
Многотысячный шквал
Новых танков собрал.
Черный дым
Солнца свет заслонил.
Фронт согнулся дугой.
Станем прочной стеной,
И ответим волною огня.
Примем бой огневой.
В этот час роковой
Содрогнется под Курском земля». («Курская битва», слова Владимир Мухинн)
О непрекращающемся и уже фактически массовом героизме советских воинов во время этого сражения говорит следующее: за подвиги в Курской битве звания Героя Советского Союза был удостоен 231 человек, свыше 100 тысяч солдат и офицеров были награждены орденами и медалями, 132 соединения и части получили гвардейское звание, 26 удостоены почётных наименований…
Фашисты продолжают теперь постоянно отступать. И вот наступает момент, когда советские войска выходят на рубеж Днепра.
С 25 августа по 23 декабря 1943 длится ещё одно грандиозное сражение Великой Отечественной. Битва за Днепр.
«Ты увидел бой, Днепр-отец река,
Мы в атаку шли под горой.
Кто погиб за Днепр, будет жить века,
Коль сражался он как герой». («Песня о Днепре», слова Е. Долматовского)
С обеих сторон в той битве приняло участие до 4 миллионов человек, а фронт растянулся почти на 750 километров. Победа в битве за Днепр досталась нам дорогой ценой. Это сражение стало одним из самых кровопролитных в Великой Отечественной войне. К началу октября 1943 года в переправившихся за Днепр дивизиях оставалось только 20–30% от штатной численности личного состава. Только по официальным данным, наши потери составили убитыми и ранеными от 400 000 до 1 200 000 человек. За форсирование Днепра только звание Героя Советского Союза было присвоено нашим 2438 воинам.
Потом были ещё сражения, каждое из которых всё больше отбрасывало фашистские полчища к их логову — Берлину. И вот — поставившая точку в существовании фашистской Германии Берлинская операция.
«Погляди на моих бойцов, целый свет помнит их в лицо!
Вот застыл батальон в строю, снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти — трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки поднимался, как один, те, кто брал Берлин!». («Вечный огонь» («От героев былых времён»),
слова Е. Аграновича)
16 апреля 1945 года, советские войска начали Берлинскую наступательную операцию. Взятие столицы Третьего рейха стало финальной точкой в страшной войне, которая за четыре года унесла жизни миллионов людей, разлучила семьи, разрушила города. Но даже понимая неизбежность поражения, немцы остервенело дрались за каждый метр. Лишь после того, как над Рейхстагом взвилось Красное знамя, они начали опускать оружие. В ходе этой операции советские войска окружили и ликвидировали крупнейшую в истории войн группировку противника. Потери немцев были — до 200 тысяч убитых. Разгромлено 70 пехотных и 23 танковые дивизии противника. Взято в плен 480 тысяч немецких солдат и офицеров. Безвозвратные потери Красной армии составили 78 291 человек. Ранено 274 184 советских воина. Эти цифры — не просто статистика. За каждой из них — судьбы людей, которые сражались за свободу Родины и мир во всём мире, за нашу возможность жить…
За нашу Победу, которой сегодня исполняется уже 80 лет, наша страна заплатила страшную цену. По разным данным, потери составили от 26 до 40 миллионов человек. Точную цифру до сих пор не может назвать никто…
Мы не забудем это никогда. Мы не имеем права забыть! И День Победы для нас всегда будет Святым Днем!
«Спите бойцы,
Спите спокойным сном.
Пусть вам приснятся нивы родные,
Отчий далёкий дом.
Пусть погибли вы в боях с врагами,
Подвиг ваш к борьбе нас зовёт!
Кровью народной омытое знамя
Мы понесём вперёд!». (На сопках Манчжурии», слова Алексея Машистова).
Мы всегда будем помнить ваш подвиг! С Днём Победы!
Поделиться
Поделиться