Боевое товарищество у казаков - Новости Городов
История

Боевое товарищество у казаков

Богатырское наше правило —
Надо другу в беде помочь,
Отстоять в борьбе дело правое,
Силу силушкой превозмочь.

Казаки — одни из лучших воинов России, прославивших себя в войнах и сражениях за ее свободу, целостность и независимость, как в составе Русской Армии, так и в составе своих Казачьих Войск. Казачьи части практически всегда побеждали, демонстрируя свою сплоченность, воинскую выучку, чувство товарищества, верность воинскому долгу. Они часто были авангардом, принимая на себя весь удар и тяжесть вражеского натиска. В чем секрет их успеха? Есть основание полагать, что именно чувство товарищества, братское отношение друг к другу, сочетаемое с воинской удалью и уважением к православным ценностям, способствовали созданию особого казачьего коллектива.

Необходимо заметить, что казачьи войска зародились как пограничные войска, находящиеся в постоянном военном противоборстве со степными и горскими народами, и впитали их культуру. В жестоких степных условиях и среди горных лишений взаимовыручка, взаимопонимание особенно чувствуются, более того, без них нельзя выжить. Об этом пишет Н. В. Гоголь в своем произведении «Тарас Бульба»:
«Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди, огниво бед. Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников. ..гетьманы, избранные из среды самих же козаков, преобразовали околицы и курени в полки и правильные округи. Это не было строевое собранное войско, его бы никто не увидал; но в случае войны и общего движенья в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне, во всем своем вооружении, получив один только червонец платы от короля, — и в две недели набиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы…».

При этом следует заметить, что в каждом войске чувство товарищества выражалось по-своему, и факторы, которые на это влияли, были следующие:

  • Внешние факторы — противник и специфика его армии.
  • Внутренние факторы: территория, на которой находилось казачье войско.
  • Специфика самого казачьего войска (количество, внутренняя организация, казачья иерархия).
  •  Методы военных операций — войсковая операция, специальная операция.

В Украинском казачьем войске сложилась своя система товарищества, основанная на добровольчестве и уважении к старшим по званию и воинской науке. Постоянная угроза крымского нашествия способствовала созданию единой системы безопасности и взаимной поддержки. Основной территориальной и боевой единицей был полк, который состоял из населения близлежащих городков и селений. Полковники и сотники выбирались из лучших воинов, которые по-товарищески заботливо относились к подчиненным казакам. Лучше всего показаны товарищеские отношения между казаками в речи Тараса Бульбы:
«Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали, в какой чести была наша земля у всех. Но остались мы сиры. Вот в какое время мы подали, товарищи, друг другу руку на братство. Вот на чем стоит наше товарищество. Нет уз святее товарищества. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской Земле, не было таких товарищей. Нет, братцы, так любить, как Русская душа, не то чтобы умом, а всем, что дал Бог, что ни есть в тебе, никто не может.»

Однако самое крепкое боевое товарищество было в Запорожском войске. Это было не просто пограничное войско, а армия, использующая преимущественно наступательные методы войны. Здесь особенно проявлялось боевое товарищество. Эта армия защищала не просто украинский народ от вторжения крымских ханов, но и православные ценности, и это добавляло ей особый стержень, который укреплял боевое товарищество. В произведении Гоголя «Тарас Бульба» казаки говорят, что не бывать тому, что они бросят в беде своих православных товарищей. О том, как формировалось такое крепкое казацкое товарищество, говорит полковник Тарас Бульба:
«Ваша нежба — чистое поле да добрый конь. Видите саблю? Вот ваша матерь. Я вас на Запорожье отправлю. Вот где наука. …Пора доставать козацкой славы — Он считал позволительным поднять оружие во славу христианства.»

Это боевое товарищество формировалось в условиях жестких трудностей, систематических лишений, суровой воинской закалки, морских и сухопутных походов, боев и сражений. Служба в Запорожском казацком войске была школой боевого мужества, формирующей настоящего воина-казака, делящего с товарищем казаком последнюю краюху хлеба. Вместе с тем это была военная организация с жесткой военной дисциплиной, где уважались старшие по званию и возрасту и не унижались младшие. Выбор атаманов осуществлялся на основании доверия товарищей к опыту, заслугам, военным знаниям, авторитету:
«Кошевой был старый и хитрый, вдоль и поперек знавший Запорожцев.»
«Кирдяга был старый его товарищ и бывал с ним в одних и тех же сухопутных и морских походах, деля суровости и труды боевой жизни.»

Запорожская казачья организация подразделялась на курени, и товарищеские отношения формировались именно там. Каждый казак выбирал себе курень сам, по доброй воле, с учетом того, где его примут лучше и где он лучше всего сможет вписаться в боевой коллектив и принести Запорожскому войску наибольшую пользу:
«Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил:
— Здравствуй! Что, во Христа веруешь?
— Верую! — отвечал приходивший.
— И в Троицу святую веруешь?
— Верую!
— И в церковь ходишь?
— Хожу!
— А ну, перекрестись!
Пришедший крестился.
— Ну, хорошо, — отвечал кошевой, — ступай же в который сам знаешь курень.»

Наибольшим уважением, почетом и доверием в войске пользовались атаманы, лыцарство — конные казаки, пушкари, специалисты по морскому делу, разведчики. Сплоченность войскового товарищества проверяется в бою, в четкости исполнения и своевременности приказа. А также в ситуациях, когда необходима взаимовыручка. Там, где товарищ придет на помощь, поддержит, прикроет своего товарища. Запорожское войсковое товарищество является уникальной и идеальной на XVI–XVIII века школой формирования войскового товарищества. Именно эта школа позволяла сформировать казака-защитника христианских ценностей и русского народа.

Донское казачество формировалось как пограничное войско, расположенное в низовьях Дона в постоянном противоборстве с народами — наследниками Золотой Орды. Первоначальная военная организация Донского казачества напоминала Запорожскую и Украинскую. Соответственно, и боевое товарищество было такое же по сплоченности. В середине XVII века началось социальное расслоение казаков на богатых и бедных. Принцип социального равенства терял значение. В 1738 году царская власть предприняла шаг, направленный на подрыв войскового товарищества. Отныне атаманы Донского Казачьего Войска стали назначаться государем. Таким образом, казаки были лишены права выбирать лучших из своих товарищей на высшие должности. В конце XVIII века — в 1798 году — казацкая старшина получила дворянский статус, отгородившись от простых казаков. Хотя это не повлияло существенно на взаимоотношения между казачьими офицерами и казаками, поскольку среди казачьих генералов и офицеров было достаточно тех, кто уважал старину и по-товарищески, по-отечески относился к казакам. Это подчеркивает М. Шолохов в произведении «Тихий Дон»:
«Он помнил рассказы об отставном генерале Листницком — герое русско-турецкой войны…
— Так точно, Ваше Превосходительство, — сказал Григорий Мелехов.
— Безо всяких превосходительств не люблю, — генерал Листницкий.»

Хочется также заметить, что в самих казачьих полках в XVIII, XIX и в начале XX веков воевали вместе выходцы из одной станицы или хутора. Отцы и дети служили вместе в одном строю. Это больше укрепляло войсковое товарищество, придавая ему уклад военно-клановой структуры и усиливая войсковую организацию.

Терское казачье войско формировалось в совершенно других географических условиях, также и противник был совершенно другой. В открытой степи воевали крупными отрядами и армиями. В этом виде войны товарищество выражалось в куренной, полковой, станичной, хуторской организации и поддержке. Жизнь в одном курене, хуторе, станице, участие в сотенных, полковых, куренных атаках укрепляли и сплачивали товарищество именно внутри этих организаций.

Горная война — это особый вид войны, в которой активно используются специальные методы для ее ведения. Здесь часто воюют в одиночку, парами и малыми группами. Здесь идет высшее напряжение сил, и неоткуда ждать поддержки. Местность представлена труднопроходимыми горами и скалами. И расстояние преодолевается сложнее и медленнее, чем в степи. Связь между станицами более сложная и прерывистая. Поэтому и форма войскового товарищества здесь своеобразная. Здесь распространено куначество — особый вид мужской дружбы, основанной на взаимной поддержке, клятвах и гостеприимстве, перенятый у горских народов. Обряд куначества включал в себя совместные клятвы, касающиеся побратимства, обязательства во взаимовыручке, обмен оружием.
«У нас, отец мой, в Червленой войсковой старшина — кунак мне был.» — Л. Н. Толстой, «Казаки».

Высшей формой проявления боевого товарищества является боевое братство. Крепость этого вида товарищества испытывается в бою и проходит ряд испытаний. Испытания выражаются в форме совместного прохождения через трудности, преодоления общих фронтовых проблем, решения совместных боевых задач. В ходе этих испытаний товарищество проходит проверку на надежность и крепость. Иногда верность боевому братству требует самопожертвования ради товарищей. Например, казак в фильме «Тарас Бульба» пожертвовал жизнью ради товарищей из своего войска, чтобы завести врагов в засаду. В ходе боев проверяется так называемое «чувство плеча», т. е. насколько ты можешь положиться на товарища, доверить ему выполнение боевой задачи и свою жизнь. Старые казаки-пластуны отбирали в свое подразделение молодых, хорошо проверенных и надежных казаков, желательно из пластунских династий, поскольку верность своему роду, гордость за подвиги предков гарантировали надежность молодого казака-пластуна, что он не подведет в бою.

Другой формой товарищества у казаков являлось побратимство. Этот обряд включал совместное участие в религиозном обряде, завершающемся совместными клятвами и крестным целованием. Иногда побратимы обменивались нательными крестами и оружием. В истории казачества встречаются факты боевого побратимства между войсками — Донским Казачьим Войском и Казачьим Войском Запорожской Сечи. Так, например, во время «Азовского сидения» — обороны Донскими казаками крепости Азов против войск турецкого султана — на помощь к ним пришли братья-казаки из Запорожской Сечи и вместе успешно воевали против общего врага. Так сформировалось побратимство в бою двух войск, или, говоря современным языком, боевое братство.

В последующие времена Донские и Запорожские казаки бок о бок сражались против общего врага в совместных походах. В 1621 году 1800 донцов и 400 запорожцев предприняли совместный морской поход во главе с атаманами Шилом, Яцком и Сулимой против турецкого султана. В 1695 году Донские и Запорожские казаки приняли участие в штурме Азова. Начиная с Азовских походов Петра Великого, крепло боевое братство казаков с русской армией. С 1695 по 1914 год казаки доблестно сражались во всех войнах России, продемонстрировав свою неустрашимость, доблесть и отвагу. Казаки принимали участие в сражениях при Полтаве, при штурме Измаила, при Бородино, в сражении под Миром, спасая, защищая и прикрывая своих товарищей по оружию из регулярных частей Русской Армии. Казачьи атаманы и генералы Платов, Орлов-Денисов, Греков были лучшими сподвижниками и помощниками лучших российских генералов — генералиссимуса Суворова и фельдмаршала Кутузова. Они успешно выполняли боевые задачи, сражаясь бок о бок вместе с генералами, офицерами и солдатами русской армии.

В Великую Отечественную войну 1941–1945 годов офицеры и солдаты казачьего происхождения храбро сражались вместе с другими бойцами Советской Армии против общего врага. Капитан Константин Недорубов, полный Георгиевский кавалер и Герой Советского Союза, прославил свое имя и казачество, успешно выполняя боевые задачи. Многие другие казаки храбро бились на фронтах Великой Отечественной и удостоились высших правительственных наград.

Сейчас в СВО участвует ряд казачьих частей и десятки тысяч казаков. Многие из них стараются возродить казачью воинскую культуру предков. Именно стремление поддерживать друг друга на фронте, уважение к старым боевым традициям казачества будут способствовать укреплению и усилению казачьих частей и скорейшей их победе на войне.

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»