Дорожать не надо
Фото АГН «Москва» / А. Авилов
Бессмертный лозунг «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения!», к сожалению, так и остался лозунгом. И хотя машин на дорогах страны становится всё больше, но покупка без кредита четырёхколёсного друга способна пробить солидную брешь даже в карманах менеджеров среднего класса, не говоря уже о более низкооплачиваемых работниках офисов. Зато на выдаче автоссуд неплохо наживаются кредитные организации. А так как банки – это «наше всё», то дешеветь автомобили не будут точно. И инфляция к этому практически не причастна.
Велосипеды по цене крыла «Боинга»
Самый большой секрет любого производителя реальной продукции – это её настоящая себестоимость. Которая гораздо ниже бумажной. Один мой товарищ в своём большом гараже занимается изготовлением детских диван-кроватей. В арендованном шоуруме в крупном торговом мебельном центре его «голый» диван стоит в районе 89 тысяч. Плюс валики, плюс дополнительные подушки – набирается ещё тысяч 40–50.
По бумагам себестоимость всего этого великолепия в полной комплектации – примерно в районе 80 тысяч. То есть маржинальность, с которой и платятся налоги, не так уж и велика. Но в реальности себестоимость одного дивана недотягивает и до 30 тысяч. Как это делается, известно любому производственнику.
Кстати, после Нового года товарищ переписал ценники красным маркером: «Плюс 9, 7% из-за инфляции. Спасибо ЦБ!» Хотя при чём тут его диваны из «веток и палок» и инфляция вкупе с ЦБ?! Просто удобный повод поднять цены. Схема вполне рабочая, применима в любом промышленном производстве.
Возьмём, например, автомобиль. Ещё лет десять назад, а точнее в 2014 году, средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составляла 1 млн рублей. К октябрю 2024 г., то есть за 10 лет, она выросла в 3, 1 раза, до 3, 1 млн рублей. Такие данные содержатся в осеннем отчёте «Анализ цен и спроса на авторынке России», подготовленном экспертами агентства «Автостат».
А к сегодняшнему дню они добавили ещё минимум процентов десять. Объяснения стандартные: девальвация рубля, рост ставок утилизационного сбора, увеличение стоимости логистики, общемировая и российская инфляция, а также дефицит поставки новых машин на российский авторынок, который наблюдался во время пандемии (2020–2021 гг.) и после ухода глобальных брендов из России (2023 год).
Добавим ещё цифр, чтобы немного прояснить ситуацию. Накопленная с 2014 г. инфляция составляет 101, 37%. Уже не триста с гаком. Среднемесячный курс рубля к доллару в декабре 2014 г. – 55 с небольшим. Декабрь 2024 г. — 102 рубля. Прилично, но не 300%. Даже оставив за скобками абсолютно непрозрачные методы установления этого самого курса и вполне реальные опасения, что рубль роняют сознательно в интересах экспортёров и наполняемости бюджета, поводов для такого подорожания автомобилей нет.
Остаётся фактор утилизационного сбора, совершенно драконовского, говоря прямо. Но он правительственно-рукотворный, вполне сознательный. Однако даже если вдруг одумаются и его отменят, то цена на машины фактически не изменится. И что остаётся в сухом остатке? Жадность продавца вместе с производителем.
Сколько вешать в граммах?
В Сети давно гремят баталии на тему: сколько мы переплачиваем за ведро с гайками, будь оно немецкое, китайское, японское или даже отечественное? Более или менее приближённые к отрасли иностранные эксперты считают, что (очень усреднённо!) чистая себестоимость машины составляет 20%, или одну пятую часть от розничной цены. При этом конвейерная сборка – это примерно 10% плюс стоимость комплектующих – ещё 10%. Ещё по 20% пожирают реклама, научные и инженерные подразделения автоконцернов, которые разрабатывают новые модели. И 40% накручивает бренд. То есть из ваших трёх с лишним миллионов рублей, выложенных в родном отечественном автосалоне за среднестатистическую железную телегу, только одна пятая уходит непосредственно за её оплату.
Несмотря на столь очевидный «грабёж» среди белого дня, число желающих повесить автохомут себе на шею исчисляется миллионами. Так, за прошедший, 2024 г. было продано 1, 571 млн новых легковых автомобилей. Или на 50% больше, чем в 2023‑м (1 058 708 штук, по данным агентства «Автостат»). В «том самом» 2022 г. – всего 626 281 единиц. В пандемийные 2019–2020 гг. – 1 млн 760 тыс. и 1 млн 599 штук соответственно. А в уже далёком и полузабытом году начала санкций, 2014-м, результат был повыше – 2, 5 млн новых машин и 6 млн подержанных.
Правда, тогда за занимающим первое место много лет подряд тольяттинским автозаводом в линеечку выстраивались хорошо знакомые мировые автоимена, чьи заводы коптили наше небо, а на рынке толкались локтями: «Вас здесь не стояло!».
Сегодня Тольятти остаётся лидером продаж, в том числе благодаря узконаправленной поддержке государства, и лидеру российского автопрома принадлежит примерно треть рынка. Но «Ладу» поджимают не гранды автомобилестроения, а ставшие уже почти родными и близкими Haval и Changan (или «Хавэйл» и «Чанъань»). И новички с непривычными пока именами Jaecoo («Джейкý»), Hongqi («Хóнчи») и Dongfeng («Дунфэн»). Они совместно оккупировали оставшиеся почти 70% российского авторынка и планомерно закрепляются на позициях.
Автомобильное поле чудес
При официальной среднестатистической и оптимистической зарплате россиянина в 85 тыс. рублей накопить на железного друга теоретически можно всего за три года. Если, конечно, не пить, не есть и не платить коммуналку. Правда, неизвестно, сколько будет стоить этот друг через 36 месяцев.
Поэтому последние годы граждане пытаются закупить автомобили с сумасшедшим аппетитом здесь и сейчас, а банки в свою очередь спешат им на помощь. В 2023 г. в России было выдано автокредитов на новые машины и автомобили с пробегом на сумму 1, 32 трлн рублей. Как подсчитало Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) со ссылкой на данные 3 тыс. кредиторов, объём выдач по сравнению с 2022 г. увеличился на 98% (!), а к 2021 г. – на 17, 5%.
Казалось бы, рекорд не побить: ЦБ ужесточил требования к заёмщикам, по-свински задрал ключевую ставку, уронил курс рубля. Машины стали просто недоступны. Но наш народ не сдаётся, и ушедший год принёс новый рекорд: взята планка в 2 трлн рублей! Как сообщает AUTO.RU, по статистике «Объединённого кредитного бюро», за 12 месяцев 2024 г. было выдано 1, 4 млн автокредитов на общую сумму 2 трлн рублей. В НБКИ приводят иные цифры – 1, 64 млн займов и 2, 3 трлн рублей в совокупности. Однако оба кредитных бюро сходятся в оценке роста этой отрасли кредитования в 60%.
Средний размер кредита составил 1, 45 млн рублей, не изменившись по сравнению с предыдущим годом, но на полгода вырос его срок – до пяти лет и девяти месяцев. Доля займов, оформленных для приобретения нового автомобиля, составила 63%.
Наиболее активно россияне покупали автомобили в кредит в начале прошлого года, тогда как в декабре темпы выдачи сократились примерно вдвое. Эксперты связывают это как с повышением цен на автомобили из-за нового утильсбора, так и с ограничениями, которые вводил Центробанк для охлаждения спроса и уменьшения числа неплательщиков. Да и средняя ставка по автокредитам на фоне нынешней ситуации на рынке продолжит расти и может превысить нынешние и без того безумные 30%.
Простая арифметика показывает, на сколько страсть сидеть за рулём даже не своей, а банковской (до выплаты кредита) машины облегчит ваш кошелёк. Округлим средний чек автокредита до полутора миллионов. При сроке кредита в пять лет большинство банков на профильных сайтах обозначают среднюю сумму ежемесячного платежа в 38 тыс. рублей. Умножаем на 60 месяцев и получаем 2 280 000 рублей. Плюс всякие банковские уловки. Итого берёшь одну не самую лучшую на свете машину, а платишь почти как за две.
В прошлом году во время посещения автозавода ГАЗ, принадлежащего одному российскому долларовому миллиардеру, премьер Михаил Мишустин посидел в новой, как говорили, импортозамещённой «Волге». Выйдя из неё, премьер обратился к окружившим его министрам: «Руль пока китайский. Хочется, чтобы руль был российским!»
Но понятие «китайский руль», ставшее мемом, теперь с нами надолго. И с нынешних 68% рынка вполне может вырасти и до 75–80% в ближайшие годы. Единственному серьёзному игроку из Тольятти придётся ещё сильнее ужаться. Если, конечно, он не начнёт делать более-менее приличные машины по вменяемым ценам. А то мы так и будем кормить российских банкиров и ненасытный китайский автопром.
Поделиться
Поделиться