«Роман»: Актуальное прочтение «Мастера и Маргариты»
Константин Днепровский в роли Мастера и Екатерина Шарыкина в роли Маргариты. Фото АГН «МОСКВА» / Дм. Белицкий
В Центральном академическом театре Российской Армии состоялась очередная громкая премьера – спектакль «Роман» по мотивам произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Главный режиссёр театра, народный артист России Александр Лазарев стал и автором инсценировки, и постановщиком «Романа». В спектакле заняты «актёры-тяжеловесы» – Максим Аверин, Александр Балуев, Александр Домогаров, что, несомненно, без всякой дополнительной рекламы вызывает к премьере повышенный интерес зрителей.
Любопытно, что профессиональный путь трёх знаменитых Александров: Лазарева, Балуева и Домогарова – тесно связан с Театром Армии. В молодые годы они проходили здесь срочную службу в команде актёров-военнослужащих. Причём Балуев (исполнитель роли Понтия Пилата в «Романе» на пару с Максимом Авериным) и Домогаров (Воланд) служили вместе, в одном и том же 1984 году. Так что Воланду и Пилату ЦАТРА – дом родной. Поэтому и играют оба на самой большой сцене Европы органично, основательно, по-хозяйски, если так можно выразиться.
Почему же новый главный режиссёр Александр Лазарев выбрал для своей первой постановки знаменитый роман Михаила Афанасьевича Булгакова? Ведь «Мастера и Маргариту» в разных интерпретациях играют сейчас и в МХТ имени Чехова, и в «Мастерской Петра Фоменко», и в Театре на Юго-Западе, и в Театре на Малой Ордынке, и в Театре сатиры, и даже в Детском театре эстрады. Ну что можно нового сказать об истории тайной любовной связи гонимого писателя и жены богатого военного инженера, о нравах столичной богемы середины 1930-х годов, об отношении Воланда к квартирному вопросу или, наконец, про «осетрину второй свежести»?! Нет, все норовят и так, и эдак помять бока бедному Булгакову: а вот мы по-своему, пооригинальней, позаковыристей изобразим!
Но – шутки в сторону. Главный герой постановки Александра Лазарева не Мастер, не Маргарита Николаевна, не Князь Тьмы с Котом Бегемотом, а Понтий Пилат. И это в каком-то смысле новое прочтение легендарного романа. А почему нет? Ведь трагедия прокуратора – это история на века, на тысячелетия, пронзительная и поучительная. Но отчего тогда спектакль называется «Роман»? А не «Великий прокуратор», например. Поначалу это название вызывает некоторое недоумение, но больше – с точки зрения пиара. Не простовато ли для привлечения избалованного зрителя в театр? Директор ЦАТРА Милена Авимская так не считает:
– Вообще это очень ёмкое название, которое содержит в себе главный смысл: роман, который пишет Мастер. И ведь в слове «роман» – замечательная магия. Но самое главное, конечно, не в названии, а в содержании, потому что содержание – очень актуально сегодня. У нас история о том, что человек говорит, что он за каждое своё слово несёт ответственность. Другое дело, что эта ответственность имеет разную меру. Это может быть ответственность за одного человека, за свою семью, а может – за страну или за всё человечество, как в случае с Понтием Пилатом.
Конечно, нельзя не отметить, как режиссёром использовано пространство самой большой сцены в Европе. По словам Александра Лазарева, «благодаря возможностям нашей площадки, мы и решились на воплощение этой идеи». Да, в другом театре подобная постановка была бы невозможна. Ну где бы ещё выпустили на сцену трёх всадников на живых лошадях? В Театре на Малой Ордынке? Да там бы они просто проломили копытами подиум! А в «Романе» Театра Армии мы видим изящные силуэты животных, слышим цоканье этих самых копыт и даже ощущаем, простите, запах конского пота. Используется вся машинерия, все механизмы, тайные ходы и даже открывается «танковый подъезд», о котором забыли старожилы театра, отметившего своё 95-летие. Оголяется задник – и можно видеть луч уходящей звезды. Это потрясающе! Отличная, кстати, работа в каждой сцене художника по свету Евгения Виноградова.
Что касается актёров, не только работающих в Театре Армии, но и приглашённых. Видно, что люди просто одержимы этой историей. Некоторые артисты даже специально приезжали на репетиции из Петербурга. У многих открылись невероятные вокальные и хореографические способности. Вообще постановка танцев (хореограф Михаил Колегов) потрясающая. Особенно запомнился момент, где танцоры, мужчины и девушки, в чёрных и белых одеяниях, мечутся по сцене, изображая, если я правильно понял, разрозненные, неуверенные, скачущие мысли Понтия Пилата: философ или подстрекатель Иешуа Га-Ноцри (Дмитрий Ломакин), казнить его или помиловать? Понтий Пилат в исполнении Максима Аверина – трагическая, усталая, болезненная фигура. С другой стороны – грандиозная, космического масштаба личность: от одного его слова, решения зависит крутой поворот в истории человечества. Очень точный рисунок, выразительные приёмы, сдержанные глубокие эмоции. Александр Домогаров в роли Воланда тоже достаточно убедителен, хотя появляется он на сцене на очень короткие промежутки времени, внимание зала сразу сосредотачивается на нём.
Что сказать под занавес? К реализации этой идеи Александр Лазарев шёл три года. За это время многое в стране и в мире, как все знают, изменилось роковым образом. Однако новая постановка по мотивам великого произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», названная в Театре Армии академично «Романом», ставит всё те же вечные вопросы. Ответственность за свои слова и поступки. Цена ошибки. Преступление и наказание, неизбежное. В общем, есть на что посмотреть и над чем задуматься.
Поделиться
Поделиться