Военно-политические итоги года
Фото РИА Новости
В уходящем 2024 г. стратегическая инициатива на полях сражений СВО прочно перешла к ВС РФ. Весь год наши войска наступали, причём с увеличивающимся темпом продвижения. В итоге освобождено порядка 200 населённых пунктов, 4, 5 тыс. кв. км территории.
2024-й принёс много побед, но годом Победы не стал
В начале этого года «АН» предсказывали, что 2024-й станет последним годом активных военных действий – противник будет сломлен и разгромлен. Это же предсказывали очень многие военные, в том числе высокопоставленные и штабные аналитики, которым это положено по должности. Однако этого так и не случилось. Почему?
Прежде всего все, кто предсказывал, что коллапс ВСУ и Украины случится в 2024 г., не учли злой воли хозяев нацистской хунты, которая предписывает вести войну до последнего украинца и украинки. В истории войн, как правило, не было случаев, когда страна исчерпала в войне весь или большую часть мобилизационного потенциала. Скажем, немцы в обеих мировых войнах теряли от трети до 40% этого самого мобпотенциала. Но им хватило людей, чтобы дотянуть до конца войны, конечно, с разрушенной экономикой и без шансов на победу.
Но, правда, есть другой пример – Парагвайская война 1864–1870 годов. Тогда Парагвай противостоял альянсу Бразилии, Аргентины и Уругвая. Неадекватное руководство этой страны, кстати, сначала превосходившей самые крупные державы континента в силе, в итоге довело своё государство до тяжелейшего поражения. Его последствия ощущаются до сих пор. Потери составили до 300 тыс. погибшими или до 90% мужского населения. Также страна лишилась половины территории. В итоге в бой кидали даже детей. Всё это уже очень напоминает современную Украину.
И именно в этой покорности, с которой украинское население топает на мясокомбинат на утилизацию, подгоняемое руководством и покровителями, и есть основная причина того, что ВСУ ещё не коллапсировали, а Украина не рухнула к ногам победителя. Скоро на убой погонят 18-летних и женщин. Следом наверняка пойдут и дети. Учитывая, что вооружать их нечем, кроме стрелкового оружия и лёгкой бронетехники, – толку с этого не будет никакого. Размен украинцев на русские снаряды и бомбы продолжится с тем же итоговым результатом. Просто коллапс наступит в новом 2025 г. и будет более оглушительным и ошеломительным.
Прочный перехват стратегической инициативы
За год ВСУ потеряли более 560 тыс. военных, только по официальным данным МО РФ. Считается, что ввиду принятых строгих принципов учёта потерь противника они неполные. Но в итоге эти цифры всё равно значительно превосходят показатели прошлого года, когда Киев осуществлял «легендарный контрнаступ», обошедшийся Украине крайне дорого по потерям техники и людей и практически ничего не давший. Поэтому можно сказать, что сейчас украинские войска стремительно теряли в «весе».
Точнее, с техникой почти весь год у Украины было не очень. На большинстве участков ВСУ теряли намного меньше 2023 г. не потому, что лучше воевали, а потому, что нечего было терять. Сказались кошмарные потери 2022 г., но особенно 2023 г. в сочетании с тем, что поставки западной помощи уменьшились. Это, правда, не помешало ВСУ собрать остатки подвижных резервов и техники и сжечь часть их в бесплодных контратаках на войска группировки «Север» на севере Харьковской области. А затем ещё и устроить набег на Курское приграничье, также не принёсший никаких результатов Киеву, на которые там рассчитывали.
Зато танков и прочей брони, как и артиллерии и ракетных систем, а также и ЗРК там было набито очень много. Особенно в первые дни, как во время контрнаступа. Зато теперь ПВО в Курском приграничье, где ареал обитания ВСУ сокращён в 2, 5 раза, и в Сумской области настолько деградировала, что там вовсю свирепствуют наши тяжёлые БПЛА типа «Иноходец» и «Форпост-РУ». Высотных ЗРК у ВСУ там уже нет, и достать их за пределами 4–5 км высоты нечем. Такая же картина, пусть и не столь яркая, наблюдается и в других местах.
В общем, для Киева всё катится к финалу, который раньше бы назвали вьетнамским или афганским, а теперь могут назвать и сирийским. Но лучше сравнить ситуацию с финалом Первой мировой войны. Тогда Германия, растратив остатки резервов в весеннем наступлении 1918 г. и вполне успешно наступая, не смогла достичь поставленных целей. А потом оказалась без резервов и ресурсов сама на грани поражения, что и произошло. Конечно, эта аналогия крайне условная, но сходство просматривается. Украине осталось недолго.
Серьёзные провокации
Чем ближе конец – тем более вероятны тяжёлые провокации. Удары по старой территории РФ уже были, в том числе и по чисто мирным целям, как в Рыльске. Будут и другие. Нельзя исключить, что в конечном итоге Украина и её хозяева доиграются до ответных ударов с нашей стороны тактическим/нестратегическим ядерным оружием. Этот вариант даже наши осторожные дипломаты в интервью уже «не исключают». Да и начавшиеся ещё весной и официально незавершённые перманентные учения нестратегических ядерных сил РФ – также весьма серьёзный намёк. Развёрнутые везде где надо полевые ремонтно-технические базы и прочая нужная инфраструктура – это очень серьёзно. Особенно когда это делает страна, имеющая почти бездонные арсеналы именно этого вида ядерного оружия.
А пока что Киев доигрался до первого боевого применения наших РВСН. Правда, не в ядерном, а в обычном оснащении. Речь о первом боевом применении новейшего подвижного грунтового ракетного комплекса «Орешник» с баллистической ракетой средней дальности с гиперзвуковыми маневрирующими боевыми блоками. «Орехопад» по заводу Южмаш вышел на загляденье. Эффектное зрелище и его последствия обсуждаются до сих пор. С нетерпением ждём следующих «орехопадов», возможно, не только на Украине – многие заслужили это уже давно. Появление же универсального, ядерного и неядерного инструмента с дальностью до 5500 км для мгновенного и гарантированного решения задач в пределах континента и прилегающих территорий, конечно, весьма радует.
Сирийский коллапс
Неожиданное разрушение сирийской государственности, сирийской армии и режима Башара Асада, несомненно, является одним из важнейших событий уходящего года. Одной из главных его неожиданностей. Вроде ещё недавно ничего не предвещало беды, и вдруг сирийская армия массово начала разбегаться по домам при отражении наступления из Идлиба. В причинах этого предстоит досконально разобраться. Как и в том, почему Асаду не помогли так, как могли, ни Иран, ни «Ось Сопротивления» иранских прокси-армий. Группировка войск ВС РФ в Сирии помогала – и артиллерией, и авиацией, причём очень активно. Но никаких срочных подкреплений не было переброшено.
Понятно, что из всей этой истории с наступлением из Идлиба торчат уши турок. Именно они предлагали перед этим Асаду «урегулировать отношения», а когда Дамаск не устроили условия – начали атаку. Причины того, что всё рассыпалось, стоит поискать и в экономической ситуации в Сирии, которая была достаточно тяжёлой несколько лет. И в политической – проблем в руководстве страны хватало, но их почти не решали. Вероятно, потому и поддержка Асаду вышла ограниченной. И со стороны внешних сил, и со стороны внутренних.
Что будет теперь – сказать сложно, весьма вероятна война разных группировок за власть и их поддержкой извне. Но, возможно, и обойдётся. Россию же в данном случае интересуют наши базы в стране. Часть объектов по всей стране наверняка уберут, потому что они были нужны в условиях войны армии Сирии с боевиками. Их уже потихоньку выводят, а лишние части переезжают в Африку. А вот основные объекты, в частности Хмеймим, Тартус и вероятно, Камышлы, – останутся.
Возвращение блудного Трампа
Ещё одно важное событие года – возвращение к власти в США Дональда Трампа. К добру оно или к злу – увидим. Однако скучно точно не будет с учётом эксцентричного стиля его руководства и стремления порешать любые вопросы кавалерийским наскоком без подключения мозгов. Собственно говоря, по генерируемым постоянно «мирным планам Трампа по Украине» это уже видно. Хотя большая часть этих планов, обсуждаемых в СМИ, явно не имеют отношения к Трампу и его ближнему кругу, но часть – имеют. И по ним ясно, что никакого «мирного плана» у Дональда нет, потому что представленные там предложения и условия даром не нужны ни Киеву, ни тем паче Москве.
Методы решения задач в области стратегической стабильности также могут оказаться весьма знакомыми. В прошлую каденцию чуть не был разрушен договор СНВ-3, продление действия которого было обложено Трампом кучей идиотских и невыполнимых требований. Правда, договор сейчас практически почти не действует, но это из-за СВО и ситуации вокруг неё в мире.
В этот раз «люди с портфелями», как их называет В. Путин, или deep-state, не смогли продавить большого количества отмороженных русофобов и прочего неадекватного сброда в администрацию Трампа. Но считать её нынешний состав «пророссийским» не стоит всё равно. А вот Украине в любом случае будет плохо. Как и европейским странам НАТО, от которых новые руководители США уже требуют нарастить военные расходы до 5% ВВП, когда там даже 2% немногие могут себе позволить. Да и случись это повышение, оно не приведёт к резкому и даже плавному росту выпуска военной продукции.
«АН» поздравляют наших военных, ОПК, науку, а также всех читателей и россиян с наступающим 2025 годом! Желаем счастья, удачи, победы и мира!
Аргумент России
Что до России, то нам нет смысла чего-то ждать с открытым ртом от новых хозяев Вашингтона. Имеет смысл и дальше формировать новые армии, корпуса, дивизии и бригады, наращивая состав ВС РФ. Перевооружать армию на новую технику. Осваивать уникальный боевой опыт СВО – такого нет ни у одной армии мира. Именно это будет лучшим вариантом для обеспечения сильных позиций на любых переговорах.
Поделиться
Поделиться