Одиннадцать друзей «Моряка»
На этой неделе, по сообщениям в соцсетях, правоохранительные органы задержали сразу несколько предполагаемых сообщников белгородского авторитетного бизнесмена Владимира Тебекина, известному в криминальном мире под кличкой «Моряк». Напомним, постановлением Мещанского районного суда города Москвы было удовлетворено ходатайство органов следствия о продлении срока его содержания под стражей до 19 января 2025 года. Тебекину инкриминируется статья 210.1 УК РФ (занятие высшего положения в преступной иерархии — наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет).
Как известно, другой соучастник преступлений Тебекина, Геннадий Бобрицкий, задержанный и арестованный вместе с «Моряком» в июне 2023 г., был отпущен под домашний арест в феврале 2024-го, но через несколько месяцев, если верить информации в соцсетях и СМИ, бежал за границу. Издание «Бел.Ру» назвало Бобрицкого богатейшим человеком в Белгородской области. В открытых источниках ему также приписывают, что именно он может являться основным финансистом группировки Тебекина.
Официально Бобрицкий является руководителем «Приосколья» и «Краснояружской зерновой компании», а также совладельцем ещё девяти компаний, в том числе одного из крупнейших молочных комбинатов России «Авида». В прошлом году Бобрицкий имел активы на 50 млрд рублей, а его предприятия получили чистую прибыль в 19 млрд.
На Бобрицкого были официально записаны десятки предприятий, но в регионе всегда ходили слухи, что он не является их реальным владельцем, а только управляющим компаниями. В начале девяностых Геннадий Бобрицкий основал даже собственный банк, который функционировал в регионе вплоть до 2018 года. После закрытия банка бизнесмен начал распродавать записанные на него активы. В итоге из 50 компаний, совладельцем которых он являлся на сегодня осталось около десятка.
По «чистой случайности» семья Тебекиных именно после этого начала активно скупать крупные объекты недвижимости в Германии — отели и рестораны под брендом «Айсберг» в туристических городах Руст и Лар, а также соседнем селе Фризенхайм. Тебекин сам поселился в этой стране, и даже получил там вид на жительство.
Сам Тебекин также не оставляет попыток выйти на свободу, пусть и условную, как через многочисленные апелляционные жалобы на арест, которые отклоняются судами, так и через ходатайства о направлении в зону специальной военной операции. На СВО Моряк стремится с весны 2024 года, заручившись поддержкой высокопоставленных военных. Но если изначально инкриминируемые Тебекину статьи о мошенничестве позволяли это сделать, то, по закону, обвиняемый по ст. 210.1 УК, не может служить в Вооруженных силах.
Новые задержания по делу Тебекина перекликаются с экстрадицией на рубеже 2023-2024 гг. из Турции Виктора Панюшина (кличка Витя Пан), который имел высокий криминальный статус и влияние на организованную преступность в Курской, Орловской и Белгородской областях. Именно тот, заняв высшее положение в преступной иерархии в начале 2000-х годов, как писали СМИ, приблизил к себе Тебекина. В дальнейшем империя Тебекина стала разрастаться путём установления контроля над промышленными активами и объектами недвижимости. Большая часть имущества оформлялась на родственников «Моряка» — его сыновей, супругу, а также на его друзей, в том числе, как предполагает следствие, на Геннадия Бобрицкого и Виталия Лушникова, который считался «заместителем» Тебекина.
В итоге под управлением Тебекина оказались хлебозаводы и сельхозпредприятия, торговые центры и даже крупнейшее в регионе предприятие энергомашиностроения «Белэнергомаш». На Татьяну Тебекину были оформлены доли крупозавода и мельничного комплекса в Курской области «Курскзернопром» (впоследствии передан в доверительное управление депутату Белгородской облдумы и вице-президенту созданного Тебекиным Фонда содействия здоровому образу жизни «Айсберг» Алексею Красовскому). Супруга и сыновья Моряка также владели владели крупными долями белгородских фирм «Кливер» и «БВС», а также в компании «Белэнергоатом».
В собственности Геннадия Бобрицкого и семьи Тебекиных до сих пор остаются крупнейшие предприятия региона, такие как «Завод премиксов №1» в Шебекино, «Приосколье», «Краснояружская зерновая компания», хлебозаводы в Белгороде и Старом Осколе, которые управляются через ООО «Ваш хлеб».
Те активы, которые были выведены за границу, скорее всего, будут утрачены для российского государства, в том числе, из-за санкций. Однако оставшиеся в России предприятия сбежавшего за рубеж Бобрицкого и «Моряка» по итогам рассмотрения уголовных дел против них вероятнее всего могут быть национализированы, чтобы хотя бы частично покрыть ущерб, нанесённый его группировкой.
События последних дней показывают, что силовики продолжают активную разработку участников преступной группировки «Моряка», некоторые из которых до сих пор получают доход с нелегальных активов. Кроме того, устанавливаются факты причастности группировки к убийствам в Белгородской области, произошедших в 90-е годы. Возможно, в том числе именно сними были связаны новые задержания.
Поделиться
Поделиться