Андрей Жданов был первым советским националистом
30 апреля 1954 г., Верховный суд СССР пересмотрел «ленинградское дело» и реабилитировал проходивших по нему лиц.
Умолчание о «ленинградском деле» характерно и для Запада, хотя литературы о сталинских репрессиях там – море. Причиной умолчания является русский этнический «флёр» этого дела. Американские, например, авторы никогда не станут будить интерес общественности к опасным для них (с геополитической точки зрения) событиям российской истории. Запад надеялся и верил в то, что результатом этого будет триумф либеральной демократии на всей территории бывшей советской империи. Однако это ещё не было предопределено… Когда русские перестали вести себя как марксисты и стали вести себя как русские, разрыв между ними и Западом увеличился… Западный демократ мог вести интеллектуальные споры с советским марксистом. А вот сделать это с русским православным националистом для него будет невозможно».
29 марта 1934 Сталин озвучил идеологический разворот в национальном вопросе на заседании Политбюро ЦК: «Русский народ в прошлом собирал другие народы, к такому же собирательству он приступил и сейчас». И впоследствии именно ленинградцу Андрею Жданову генсек поручил воплощать эти тезисы в жизнь. С приходом в Кремль Жданов начал выдвигать в руководящее звено партии и государства этнически русские кадры
Хрущёв вспоминал: в 1945–1946 годы в разговорах с ним Жданов не один раз сетовал на то, что в социалистической семье союзных республик самой обделённой остаётся РСФСР, что города и сёла Центральной России выглядят просто бледными по сравнению с таковыми в других республиках и что жизненный уровень русских значительно ниже по сравнению с другими нациями в составе СССР.
В 1948 году Жданов умер – таким образом, «ленинградцы» лишились покровителя. А в 1949-м Маленков и Берия представили генсеку черновик секретного письма Политбюро членам ЦК против «ленинградцев» – «Об антипартийной враждебной группе Кузнецова, Попкова, Родионова, Капустина, Соловьёва и др.»
В озабоченности «ленинградцев» русским вопросом Сталин увидел угрозу для существования СССР.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».
Поделиться
Поделиться