Ушёл из жизни лётчик Анатолий Квочур
Фото М. Фомичев / ТАСС
Ушёл из жизни великий лётчик – Анатолий Николаевич Квочур. Рано, не дожил всего день до своего дня рождения – 16 апреля ему бы исполнилось 72 года. Он бывал в редакции «Аргументов недели», давал интервью главному редактору Андрею Угланову. Всегда производил впечатление человека с фантастическим запасом сил и здоровья. Рукопожатие – как поздороваться с бронзовым памятником. Но жесточайшие перегрузки, катапультирования из обречённых самолётов сделали своё дело – последние годы он тяжело болел. И всё же давайте вспомним – множество людей помнят его музыкальный, чётко выверенный пилотаж на авиасалонах, на МАКС в Жуковском. Музыкальный, потому что его демонстрационные полёты на истребителях, с беспрерывным переходом от одной фигуры высшего пилотажа к другой были невероятно гармоничны. Это было совсем недавно – Анатолий Квочур летал до 65 лет. Не просто летал, а творил, испытывал самолёты – он лётчик-испытатель.
Спасти МиГ-31
Он родился на Украине 16 апреля 1952 года в селе Мазуровка Винницкой области. Но и за рубежом он был и останется «русской летающей легендой». У нас про него говорят по-другому – лётчик от Бога. В 1990 году он стал заслуженным лётчиком-испытателем СССР, а уже в 1992 году – Героем России.
Его дела и гражданская позиция видны в небе и сегодня. Достаточно вспомнить 2011 год, когда министр обороны Анатолий Сердюков предложил избавиться от «устаревших» боевых самолётов. Под нож должны были отправиться и самые скоростные машины ВВС России – истребители дальнего перехвата МиГ-31. Главком ВВС Виктор Бондарев напору «оптимизации» явно не мог сопротивляться, оправдывался, что в авиации есть многофункциональные самолёты семейства Су-27. Дело дошло до слушаний в Госдуме, куда пригласили и Анатолия Квочура. В общем, его слова про уникальный самолёт, а правильно говорить боевой комплекс, что эту машину надо не резать, а модернизировать, донесли до депутатского корпуса. В случае угрозы со стороны «вероятного противника» МиГ-31 способен на северном направлении на огромной скорости (до трёх скоростей звука) выйти на рубежи обороны и уничтожить стратегические носители крылатых ракет. Более того, именно МиГ-31 способен охотиться на низкоорбитальные спутники. А сегодня страна гордится МиГ-31 как носителем неотразимых гиперзвуковых «Кинжалов». Так что Анатолий Квочур принимал участие не только в испытаниях МиГ-31, но и в его спасении. Самолёта, по характеристикам близкого к МиГ-31, и сегодня нет на вооружении ни в одной армии мира.
Карьера? Нет – стремительный взлёт!
Лётчиком он решил стать в детстве. И шёл к мечте сознательно – спорт, тяжёлая атлетика и карате, математика и точные науки. С тяжёлой атлетикой и карате «завязал», когда осознал опасность повредить под нагрузками позвоночник, что поставило бы жирный крест на мечте. В 1969 году Анатолий Квочур поступил в знаменитое Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков. В 1973 году начал службу пилотом в авиационных частях ВВС Группы Советских войск в Германии. За два года он стал командиром звена истребителей-бомбардировщиков, что уже необычно. В 1975 году командование молодому лейтенанту написало рекомендательное письма для поступления в Школу лётчиков-испытателей Минавиапрома, которую он окончил в 1978 году. По окончании школы Квочур стал так называемым «заводским» лётчиком-испытателем – с 1978 по 1981 год Анатолий Квочур работал лётчиком-испытателем на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре, где проводил испытания серийных Су-17 и его модификаций. Параллельно получил диплом Московского авиационного института.
Своим учителем он считал заслуженного лётчика-испытателя СССР Александра Федотова, основателя философии безопасных лётных испытаний. Именно Федотов содействовал переводу Квочура в ОКБ имени А.И. Микояна. Он участвовал в испытаниях самолётов МиГ-29 и МиГ-31 и их модификаций, испытаниях ракет классов «воздух-воздух», «воздух-поверхность», испытаниях палубного истребителя МиГ-29К, в том числе с испытаниями систем авианосца «Адмирал Кузнецов». Он первый лётчик, совершивший ночные взлёт и посадку на авианесущий крейсер. В 1988 году на авиационном салоне в Фарнборо Анатолий Квочур впервые показал фигуру высшего пилотажа – «Колокол».
Говорят, мог на демонстрационных полётах «прохватить» над полосой на высоте один метр – скорее всего, так и есть. Отметим, на авиасалонах МАКС нижний предел для пилотажа 200 метров – безопасность зрителей прежде всего. Но он никогда не был авиахулиганом, всё, что он делал в воздухе, просчитывалось им лично на земле. В июне 1989 года на авиасалоне в Ле-Бурже (Франция) при выполнении Квочуром фигуры высшего пилотажа на новейшем советском истребителе МиГ-29 на сверхмалой высоте в двигатель самолёта попала птица, последовал помпаж с потерей тяги. Скорость самолёта была всего 175 км/ч (нормальная для армейских лётчиков, на такой высоте, по инструкции – 300 км/ч). В результате МиГ‑29 завалился на крыло, лётчик успел увести падающий истребитель от людей, никто не пострадал. «Анатолий Квочур катапультировался из своего МиГ-29 только после того, как убедился, что истребитель не упадёт на людей, – к этому времени самолёт уже вертикально шёл к земле, и до столкновения оставались считаные мгновения. Парашют пилота не успел полностью раскрыться, но жизнь ему сохранил», – сообщается на сайте Минобороны. Сам он говорил так:
– Принять решение о катапультировании чрезвычайно сложно для пилота. Есть два момента, которые останавливают, до последнего не позволяют покинуть самолёт. Во-первых, надо понять, куда самолёт упадёт, не погубит ли людей на земле. А во-вторых, срабатывает нравственный запрет, сомнение — нет ли другого выхода? Инстинкт самосохранения у пилота на последнем месте.
В тот раз Квочур катапультировался всего за 2, 5 секунды до падения самолёта… А уже через неделю опять поднялся в небо! Именно Анатолий Квочур испытывал МиГ-29 на максимальные перегрузки – более чем девятикратные.
А ещё был знаменитый, уникальный по продолжительности перелёт Героя России Анатолия Николаевича Квочура в марте 1995 года в Австралию и обратно. Почти 32 тысячи километров преодолела боевая машина всего с двумя промежуточными посадками на пути и с тремя дозаправками в воздухе. В июле и сентябре 1999 года выполнил рекордные перелёты через Северный полюс – 11 часов 35 минут длился сложнейший, уникальный беспосадочный перелёт по замкнутому маршруту Раменское – Северный полюс – точка в океане – Раменское. Точка в океане – это геоточка, до которой самолёт доходит, а потом разворачивается и возвращается обратно. Почти 12 часов в кабине истребителя Су-27 – огромная нагрузка. Над Северным Ледовитым океаном было успешно произведено пять дозаправок в воздухе от танкера Ил-78. А как известно, даже одна дозаправка в воздухе отнимает сил больше, чем весь полёт.
Известно, что Квочур часто выезжал в воинские части и показывал строевым лётчикам возможности машины. А 11 своих мировых рекордов Анатолий Квочур считал просто побочным результатом испытательской работы. Прощай, настоящий ас!
Поделиться
Поделиться