Тренировки тела и мозга совместимы и полезны
Стал более рассеянным и не могу сосредоточиться на более точном выполнении задания на работе. Кроме того, иногда приходится вообще вспоминать, что должен сделать. То есть появились явные проблемы с концентрацией. Также заметил, что стали раздражать многие люди, в том числе и близкие, практически перестал воспринимать их доводы, и начались конфликты. При этом как всю жизнь умел считать в уме и умножать двух- и трёхзначные цифры, так и умею. А моя супруга говорит о когнитивных изменениях. Откуда? Если навык умножения остался да и возраст у меня ещё далеко не пожилой… Василий Пивоваров, Саранск
Считается, что значимые когнитивные изменения появляются только в пожилом возрасте. Но на самом деле это далеко не так. Первые проблемы можно увидеть и в молодости, примерно в 35–40 лет. Эти изменения не будут сильно бросаться в глаза, но это уже серьёзные тревожные знаки, которые нужно уметь распознавать и бороться с ними.
Для начала определимся и поймём, что такое когнитивное здоровье. Итак, когнитивное здоровье – это возможность воспринимать и анализировать информацию, транслировать свои мысли окружающим в письменной и устной форме, познавать новое, обучаться, гибко реагировать на изменяющиеся условия. Физиологически – это построение новых нейронных связей в мозге. Благодаря этому обеспечиваются жизненно важные процессы: речь, запоминание, анализ внешних обстоятельств, контроль над движениями и так далее.
Все способности человека можно разделить на две большие группы. С одной стороны, это жёсткие навыки – профессиональные знания и умения. Жёсткие навыки теряются одними из последних при когнитивных нарушениях. Особенно если не менял профессию. Есть такое выражение – «руки помнят». Но в данном случае руки имеют значение и для мозга. Навыки сохраняются, и многое делается машинально.
С другой стороны – мягкие навыки. Это то, что можно отнести к эмоциональному интеллекту: например, умение вести переговоры или мыслить творчески. Мягкие навыки – маркер когнитивного здоровья. Если вы начали испытывать проблемы с коммуникацией, с трудом понимаете контекст происходящего, не можете проявлять эмпатию, то это повод забеспокоиться.
Если подытожить, то самые частые первые тревожные звоночки – это проблемы с памятью, снижение работоспособности, проблемы с концентрацией внимания, трудности при обучении, проблемы в общении, снижение эмпатии.
Такие мелкие трудности могут говорить о том, что когнитивные проблемы уже начались. Важно помнить, что от первых звоночков до тяжёлой стадии заболевания может пройти много лет: пять, десять, двадцать. Поэтому важно всегда держать руку на пульсе и при первых же изменениях обратиться к специалисту. Ещё лучше – не ждать и заняться профилактикой как можно раньше. Это минимизирует риски когнитивных заболеваний.
Специалисты выделяют три важных момента профилактики. Главный способ – это физическая активность на протяжении всей жизни. Звучит очевидно, но тем не менее большинство людей не связывают «здоровье ума» и спорт. И с возрастом не нужно прекращать занятия, необходимо просто менять виды активности и нагрузку. Во время спорта вырабатываются экзеркины – биологические соединения, которые стимулируют реакции мозга. Также физическая активность поддерживает скорость обмена веществ в организме: благодаря этому в мозг будут поступать все необходимые вещества.
Далее идёт увлечение, изучение нового. Необходимо постоянно тренировать мозг. И лучшее «упражнение» – это чтение. Но не путайте чтение книг со скроллингом ленты соцсетей. Последнее только ухудшает когнитивные способности и развивает клиповое мышление, когда информация воспринимается фрагментарно. Также будет здорово поддерживать ясность ума изучением иностранного языка. Это, как считается, уменьшает риск когнитивных нарушений и болезни Альцгеймера.
Ну и третий «оплот» профилактики – это, само собой, правильное питание. Куда же без этого. Для адекватного функционирования когнитивной системы в организме должно быть достаточно макронутриентов. Белки нужны для восстановительных и строительных процессов, жиры отвечают за работу нервной системы. Углеводов тоже должно быть достаточно: они питают мозг энергией. Но важно не переусердствовать. Избыток углеводов ведёт к нарушениям когнитивных функций. Ну а если по-простому, то нужно просто получать удовольствие от еды и не корить себя за якобы «неправильное питание». Конечно, употреблять только одни пирожки, пирожные или пиццу не следует, но и, условно говоря, «жевать только травку» тоже не надо. Тем более что каждый организм индивидуален. Тут нужно посоветоваться со специалистами – диетологом или нутрициологом.
Уважаемые читатели! Напоминаем, что редакция не даёт индивидуальных рекомендаций. Во всех частных случаях следует обращаться к лечащему врачу. Только он сможет учесть конкретные особенности вашего организма и оказать наиболее эффективную помощь. А все наши рекомендации носят исключительно общий характер.Считается, что значимые когнитивные изменения появляются только в пожилом возрасте. Но на самом деле это далеко не так. Первые проблемы можно увидеть и в молодости, примерно в 35–40 лет. Эти изменения не будут сильно бросаться в глаза, но это уже серьёзные тревожные знаки, которые нужно уметь распознавать и бороться с ними.
Поделиться
Поделиться